Речь пойдёт о нынешнем по-своему уникальном пригородном трамвайном маршруте Санкт-Петербурга № 36 Оборонная улица - Стрельна, хотя с тех пор, как Стрельна стала частью Петродворцового района Санкт-Петербурга, эта трамвайная линия перестала являться пригородной. Особенно уникален участок Петергофское шоссе - Стрельна, где трамвайные пути обособлены и проходят вдали от главной в этом районе транспортной магистрали Санкт-Петербургское шоссе по пересечённой местности аналогично железнодорожным путям и здесь используется железнодорожная контактная подвеска. На это есть причины: трамвайный маршрут в Стрельну является наследием от существовавшей некогда Ораниенбаумской железной дороги ОРАНЭЛ. Проект строительства пригородной железной дороги до Ораниенбаума был выдвинут в 1898 году, а строительство было начато в 1906 г. Линия длиной 58 км должна была пройти от Нарвских ворот в Санкт-Петербурге до Ораниенбаума через Стрельну и Петергоф. Открытие первой очереди (Княжево - Путиловский завод) состоялось в декабре 1915 года, а позднее железная дорога стала называться Ораниенбаумской электрической линиией или сокращённо ОРАНЭЛ. На линии использовалась как электрическая, так и паровозная тяга. В 20-е годы XX века из-за экономически тяжёлого положения железнодорожные пути от Стрельны до Ораниенбаума были разобраны, движение осуществлялось от Нарвских Ворот до Стрельны, а в 1929 году пути были присоединены к городской трамвайной сети Санкт-Петербурга. Трамвайная линия сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, но позже в 1953 году была восстановлена. С 1959 - 1963 гг. до наших дней по ней до Стрельны курсирует трамвайный маршрут № 36, а трамвайные пути были перенесены с проспекта Стачек на Кронштадтскую улицу. Слышал, что существовали проекты продления трамвайной линии до Петергофа и Ораниенбаума, а также по дамбе до Кронштадта, но подробно с этими проектами, к сожалению, не знаком. Так выглядел проект линии в 1898 году.
А теперь пройдёмся по участку от Санкт-Петербургского шоссе до Стрельны в наше время...
1. Участок проходит вдали от Санкт-Петербургского шоссе, по пересечённой местности, отчего на первый взгляд напоминает железнодорожный. Трамвайное предназначение линии выдаёт лишь желобок на кривых участках трамвайных рельс.
2. Остановка "Красносельское шоссе". Типичный сельский пейзаж.
3. Ждём трамвая... :)
4. На бывшей пригородной линии по сей день работает трамвайный маршрут № 36 Оборонная улица - Стрельна.
5. В настоящее время пути на этом участке маршрута ремонтируются довольно редко, из-за чего на линии предпочитают эксплуатировать старые трамвайные вагоны.
6. Два трамвая 36-го маршрута у пересечения с Красносельским шоссе.
7. Природа, свежий воздух, отсутсвие автомобильных пробок и светофоров - я бы посчитал это достоинствами такой трамвайной линии.
8. Трамвай на подходе к проспекту Будённого.
9. Пересечение трамвайных путей и проспекта Будённого. Далее трамвайные пути примыкают к Петергофскому шоссе, ведущему в Питер.
10. Остановка Проспект Будённого. Честно говоря, мне не совсем понятны знаки "Уступите дорогу" для трамвая на подобных перекрёстках. Где же известный каждому водителю приоритет трамвая?
11. Пейзаж из окна трамвая.
12. Если бы не старые ЛВС-86, работающие на линии, можно было бы легко представить, что смотришь в окно пригородной электрички.
13. Стрельна. Конечная трамваев и разворотное кольцо.
14. Отстой трамваев на кольце.
15. Петербургский трамвай изнутри. Евростандарт.
16. И вид в другую сторону.
17. До января 2006 года (поправьте если не прав) трамвай 36-го маршрута в противоположном направлении из Стрельны ходил до Турухтанных островов. После закрытия линии и демонтажа трамвайных путей на Турухтанных в 2006 году ходит до трамвайного кольца на Оборонной улице.
18. Спасибо за внимание. :)