Заонежский раритет. Сообщение номер 3. Техника вышивки. Фотографии деталей.

Apr 09, 2010 10:28

Это заключительная часть серии сообщений http://tradtextil.livejournal.com/59679.html , http://tradtextil.livejournal.com/63246.html , посвящённой публикации заонежского раритета.
Думала, стоит ли использовать термин "заонежский канон"? Ведь есть хорошее почти народное название такого рода вышивок - "олонецкая строчка по письму"? Сначала думала, что не стоит. А теперь думаю, что стоит. И вот почему. Канон определяется совокупностью признаков, среди них есть и техника, и местность, в которой такая вышивка бытовала. Казалось бы и то, и другое в термине "олонецкая строчка по письму" отражено. И это уже хорошо для термина. Но весь ужас заключается в том, что это название теперь благодаря дамам-практикам бытового дизайна относится только и исключительно к технике вышивки (ну и разве что чуть-чуть - к иконографии ), и совершенно не обозначает произведения народного искусства, то есть у них получается( а книжки написаны, разошлись, люди по ним учатся!), что вот этот ужастик ( http://img-fotki.yandex.ru/get/3502/zxcasq1.93/0_2712d_9ec249d6_XL.jpg ) - и есть пример олонецкой строчки по письму. Храни нас, боже! То есть теперь какая-нибудь рукодельница, вышив вот такой предмет, с полным правом будет называть его олонецкой строчкой по письму. А нам-то нужен термин для обозначения соответствующего канона НАРОДНОГО ИСКУССТВА! Желательно как-то от этого бытового дизайна отмежеваться. Вот и получается, что лучше бы использовать для обозначения канона народного искусства какой-нибудь другой термин, например, заонежский канон, а термин "олонецкая строчка по письму" оставить для обозначения исключительно техники вышивки. Так и волки будут сыты, и овцы целы...
Итак, мы имеем перед собой произведение народного искусства, обрядовое полотенце, выполненное в технике "олонецкая строчка по письму". Изображено древо жизни.
Как и говорилось в учебниках по рукоделию, двойная обводка контура тамбурным швом делается в двух противоположных направлениях*). Это видно на сканах. Посмотрим, например, на вот этот кусочек:




И деталь, чуть ближе:




Стежки тамбурного шва делаются по двум максимально приближенным друг к другу "параллельным кривым", поэтому половина петли каждой линии тамбурного шва, не имея места на полотне, где ей лежать на просторе, взбирается в высоту, где её теснит так же не поместившаяся на плоскости половина петли параллельной линии. Поэтому такая обводка контура выглядит очень рельефно, в самом деле:




Думаю, что в части алгоритма обвива фоновой сетки можно полностью довериться цитировавшимся источникам. Это действительно классический пример такого рода вышивок.
Взглянем теперь на заполнения внутренних контуров фигур.
Здесь имеются в частности отдельные круглые дырочки, весьма для заонежского канона характерные.
Встречаются также некоторые варианты перевива сеток и в областях, ограниченных внутренними контурами. Рассмотрим их.

1.




Крупно - сетка во внутреннем контуре, лицо и изнанка соответственно. Техника читаемая:





2. Тоже не слишком сложно:




Крупно деталь - лицо и изнанка соответственно:







3. Ещё один совсем простенький вариант:




Тоже всё понятно:





4. А вот вариант позаковыристей:




Заполняющая сетка крупнее:




Точно такая же заполняющая сетка и здесь:




Сетка крупно с лица и изнанки соотвественно:







Когда я посмотрела на неё первый раз, то не поняла, как она делается. Ячейки кажутся шестиугольными - а откуда там взяться шестиугольникам на полотне? Потом попробовала и, кажется, поняла алгоритм. Мой образец с лица и с изнанки соответственно:







Выдёргиваются ниточки одинаково- что по долевой, что по поперечной - 2 ниточки выдёргиваем, 2 ниточки оставляем.
Сначала перевиваются горизонтальные дорожки - чтобы не разбегались. А вертикальных дорожек не будет, потому что соседние ниточки всё время объединяются в пары по-разному. Двигаясь по диагонали, перевиваем вертикальные ниточки - их надо всё время разделять и компоновать в другие пары. Тогда и получается такая "шестиугольно-ячеистая" сеточка.
Я специально на своём образце перевивающие нитки не затягивала, чтобы хорошо было видно, откуда и куда они идут. А если бы затянула потуже, то сходства с образцом было бы существенно больше.

Кроме основной вышивки имеется ещё и мережка снизу:




С изнанки:




Вот так выглядит прямая граница целой ткани и продёрнутой сетки. Как она обработана здесь, я так и не поняла. То ли что-то, похожее на шов "косичка по шпалам", то ли что-то другое:




А вот как выглядит контур рисунка с изнанки:




___________________

*) Я видела в вещах, происходивших из Олонецкой губернии, и такой вариант, когда обе тамбурные линии шли в одном направлении и вовсе не так близко, чтобы налезать друг на друга, контур там объёмным не был.

Олонецкая губерния, публикация предмета-вышивка, публикация предмета, олонецкая строчка по письму, обрядовое полотенце

Previous post Next post
Up