Рубахи зубово-полянской мордвы - преудивительнейшая вещь!
Уже первое впечатление - двойственное. В самом деле, с одной стороны - налицо виртуозная вышивка, великолепные орнаменты и миниатюристика за гранью мыслимого. А с другой - неизбежная и естественная реакция современного человека - а зачем всё это, ведь с точки зрения декоративности всё это не так уж и "играет"? Слишком велик контраст между огромными пустыми пространствами простого полотна и маленькими участками чрезвычайно мелкой вышивки, которая при общем обзоре и не слишком-то хорошо просматривается, и декоративную роль выполняет не слишком успешно - она почти не видна даже на небольшом удалении.
Как видно, логикой современного человека постичь сущность этого предмета невозможно. И то, о чём я сейчас буду рассказывать, подтверждает это уже бесповоротно. Я перехожу к описанию одной детали декора, присутствующей на ВСЕХ рубахах этого канона - наплечно-наспинной планки, которую я далее для краткости буду именовать просто "планкой". Эта вышитая композиция в виде сложно организованной полосы проходит по загривку, соединяя наплечные вышивки:
Как я не пыталась высветлить и лишить контраста эту фотографию, чтобы лучше была видна вышивка самой планки, - ничего у меня не получилось.
Когда я первый раз только что взяла в руки зубово-полянскую рубаху, то сразу же подумала: "И зачем они её испортили, что за грубую тесьму они на неё нашили??? Чего ради, неужели нельзя было починить рубашку как-нибудь поизящней?" Но уже через несколько секунд я была удивлена ещё более - это была не грубая починка, а вышивка!!! И эта вышивка ДИКО контрастировала и с цветными шелками ковровых "азиатских" орнаментов, и с изысканной графикой ромбических орнаментов, вышитых набором. Совершенно другой тип, техника, фактура, look облик.
И пошли вопросы.
Во-первых, удивляла форма самой полосы. В геометрически правильной прямой полосе под загривком по нижнему краю полосы имелась также прямоугольная выемка небольшой глубины и совершенно правильной формы. В результате вся деталь имела П-образную форму.
Но и это не всё. Приземистые "ножки" буквы П были бы соединены отрезком прямой, если бы этот отрезок не прерывался в самой середине. Причём этот разорванный отрезок проходил не по внешнему краю полосы, а на небольшом отдалении от него. Чувствовалось, что это не было случайное стечение незначащих обстоятельств, а как раз наоборот - это были устойчивые признаки канона, что подтверждалось уже самым поверхностным обзором статистически значимого количества зубово-полянских рубах! При обзоре выявились и некоторые вариации структуры вышитой планки, о которых я буду говорить тогда, когда дойдёт речь до соответствующих рубах. А пока я вынуждена ограничиться констатацией факта:
Непонятная и некрасивая с точки зрения умеренных современных понятий о декоративности планка-полоса характеризовалась сложной структурой, определённым набором вариантов вышивальных техник и выполняла какую-то непонятную нам, но крайне важную для обладательниц этих рубах функцию, коль скоро она устойчиво воспроизводилась как часть канона на всех рубахах.
Вышивка была довольно плотная и грубая. На данной рубахе она была выполнена исключительно толстыми хлопчатобумажными нитками белёсовато-чёрного цвета. Присмотревшись, я с удивлением обнаружила, что столь непритязательная вышивка была вышита в совсем неочевидной технике! На лице я увидела ребристую фактуру - рубчики шли по диагоналям, они бы аккуратно смыкались посередине в виде V-образной галочки, если бы об этом позаботилась вышивальщица. Я попыталась показать это на следущей картинке, хотя не имею навыка с помощью мышки чертить прямые линии и обводить контуры:
Естественно встал вопрос о технике вышивки. Каким образом получались эти ребристые диагональные линии?
На следующей фотографии полосатая структура видна существенно лучше:
Мы видим, что чередуются диагональные полосы коротких и длинных вертикальных стежков. Самое время взглянуть на изнанку:
Нда-а-а, легче пока не стало. Одно ясно - все контуры вышиты косичкой по рельсам, о чём мы и так могли догадаться. Но вот заполнения? Какой алгоритм выполнения этой ковровой вышивки?
На изнанке мы видим диагональные ряды мелких стежков. Кажется, эти стежки (почему-то очень толстые) сами по себе чуть наклонные по отношению к долевой нити ткани:
Ещё один кадр - участка изнанки с другой половинки планки. А здесь у стежков нет никакого наклона, они параллельны направлению долевой нити:
Не знаю, что и думать! Почему разный наклон у стежков на изнанке? Или это глюки? *)
Одно предположение, однако ж, осмеливаюсь сделать - стежки потому такие толстые, что они - двойные. То есть, по одному и тому же месту стежок сделан два раза - вероятно, при разных проходах этого участка. Вероятно, вышивка выполнялась за два прохода. Но как всё-таки это делалось?
Похоже, надо ковырять иглой.
Но даже ковыряние не очень-то эффективно - нитки толстые, вышивка плотная. Почти невозможно поддеть и слегка натянуть нить, чтобы увидеть, откуда она пришла и куда пойдёт. А тянуть сильно - чревато порчей вышивки и обрывом нити. Куда ни кинь - всюду клин.
Тем не менее, я поковыряла и эту рубашку, и ещё одну, на которой алгоритм был виден лучше. Пришла к выводу, что алгоритм у этих двух рубашек всё-таки был один.
Попробую его описать на примере другой рубашки. Её планка вышита нитками контрастных цветов, что помогает разгадывать алгоритм. Так вышивка выглядит с лица:
А так с изнанки:
Первое, что бросается в глаза, так это то, что голубые стежки по изнанке почти не видны. Они хорошо видны только на краях полосы - там, где шов поворачивает, заходит на новую диагональ. А непосредственно на диагональной дорожке они проглядывают только иногда и только частично - они почти всегда очень аккуратно закрыты чёрными стежками, которые, очевидно, сделаны после того, как были прошиты голубые.
Начала я с рассмотрения голубых стежков и пришла к выводу, что они вышиты классическим приёмом косой стёжки (
http://tradtextil.livejournal.com/15933.html), который даёт на лице диагональную дорожку наклонных стежков, а на изнанке - диагональную дорожку маленьких вертикальных стежков. После этого начинается вышивка чёрной нитью. Вышивают набором поперёк полосы. На лице стежки длинные, а на изнанке короткие. Подозреваю, что вышивку набором делают по изнанке - именно поэтому так чётко чёрные стежки закрывают голубые. Если бы вышивали по лицу, такое чёткое совпадение вряд ли получалось бы так устойчиво.**)
Вот такая диковинная техника. Зачем? Не проще ли было не заморачиваясь зашить всю полосу каким-нибудь крестом или целиком косой стёжкой? Ан-нет, так и никак не иначе! Канон, однако! Именно в такой технике вышита планка у большой доли зубово-полянских рубах. Но не у всех. Есть и другие варианты. О них пойдёт речь позже при обзоре соответствующих рубах. Другие варианты, похоже, получились в процессе вырождения. Нет той аккуратности и убедительности. Вышивка там выполнена более грубо, можно даже сказать - примитивно. Но об этом - позже.
Завершая обзор первой рубахи осталось упомянуть о вышивке вдоль вертикальных сторон выреза горловины. Горизонтальная сторона выреза прямоугольной формы не вышивалась, вероятно потому, что крайние точки этой горизонтальной стороны соединялись, образуя по центру переда складку, дающую объём:
Вышивка очень простая - дорожка из двух пунктирных рядов мелких крестиков, расположенных зигзагообразно:
Вышивалась она за один проход, о чём можно догадаться по изнанке - кусочки изнанки не закрыты подвёрнутым краем. Фотографию сразу не вырезала, а теперь лень в архив лезть и выковыривать. Посему представляю только алгоритм:
На изнанке получаются три дорожки стежков. Две по краям - пунктирные, а центральная дорожка - двойная, каждый следующий стежок перекрывает предыдущий наполовину. Изнаночные стежки показаны на следующей картинке зелёным цветом:
Ластовицы у рубашки, как это очень часто бывает, сделаны из очень яркой набивной хлопчатобумажной ткани миленькой расцветочки:
Специалисты отечественной текстильной промышленности наверняка могли бы нам сообщить, когда и на каком предприятии была выпущена эта ткань. Вот только ко мне в журнал такие люди, по-видимому, не заходят...
В пёстрой книге по мордовскому костюму (
http://tradtextil.livejournal.com/81202.html ) главе о костюме зубово-полянской мордвы предпослана архивная пленэрная фотография - толпа взрослых и детей:
Кругом вытоптанная земля без травы. Одеты все, похоже, вовсе не в праздничные костюмы, а в будничные. Я присмотрелась. И увидела эти наплечно-наспинные планки на многих рубахах - там, где ракурс и чёткость это позволяли. Эта деталь, вероятно, была даже важнее красивейших и изысканнейших наплечных и наспинных вышивок, раз она присутствовала даже и на будничных рубахах. Я попробовала отметить эти места.
Левая часть разворота:
Теперь - то же, без отметок. Можно рассмотреть без помех:
Правая часть разворота:
То же, без отметок:
На этом я закончила представление первой из зубово-полянских рубах.
________________
*) Это не глюки. Сначала я было подумала, что это опрокидывает все результаты анализа вышивальной техники. Но по размышлении решила, что не опрокидывает, а вполне увязывается. Просто косую стёжку здесь можно трактовать, как вариант стебельчатого шва по диагональному направлению. А у стебельчатого шва наклон стежков, получающихся на изнанке может быть разным. Вероятно, две половины были вышиты всё-таки с разным наклоном стежков на изнанке. Но существенного влияния на алгоритм и результат эти незначительные различия в наклоне изнаночных стежков не оказывают. Второй проход вышивается по изнанке и не составляет большого труда делать стежки второго прохода по стежкам первого прохода.
**) 2010-04-21. Теперь мне перестала казаться очевидной такая последовательность выполнения двух частей вышивки - фона и контура. В комментариях мне указывают на другой вариант, при котором стежки контура не будут видны с изнанки. Это возможно в том случае, когда контур вышивается даже и после вышивки фона, но с лица, лишь чуть-чуть поддевая нити ткани. В таком случае изнаночные стежочки расположатся ближе к ткани, нежели изнаночные стежки фона. Здесь возникает другой вопрос - почему они так точно совпадают с изнаночными стежками фона, почти нигде не выглядывая из под них? Если смотреть с лица, а фон уже вышит, то мимо точного расположения изнаночного стежка фона, вероятно, легко промахнуться. Очевидно, что вышивальщица не могла всё время напряжённо следить за совпадением стежков - это нетехнологично и неразумно. Совпадение должно было получаться как следствие технологии. Вопрос пока открыт.