Кролевецкий рушник номер 14. Советское время.

Feb 01, 2010 20:59

Этот рушник, вероятно, советского времени:



И вот почему я так думаю:

Во-первых, если бы он был дореволюционный, то написано было бы, скорее всего не "г.Кролевец", а "Кролевецъ", как на вот этом рушнике ( http://tradtextil.livejournal.com/19442.html ) из музея с.Полтавка Омской области.
Кстати! Музей с.Полтавка определяет технику как "выборное ткачество". Вот уже и переборное, и выборное. Может быть, одно и не исключает другого, но хотелось бы большей определённости и однозначности в терминах.

Во-вторых, в верхней части рушника мы видим нарушение традиционного ритма ( в традиционных кролевецких рушниках все узорные полосы строго чередуются с полосатыми композициями-перебивками, а здесь с перебивками сущее безобразие). Три верхних узорных полосы объединены в одну:



В верхней полосе - самовары-подсвечники в новой версии:



Под ними без перебивки идёт полоса непонятных элементов:



Ниже всё так же без перебивки - восьмилучевые звёзды("восьмироги"), при них две катушки:



Всё это было объединено композиционно вертикальными полосами с ромбами по краям. Эти полосы закончились, и ниже опять без перебивки начинается композиция с двуглавым орлом:



Такого орла ещё не было, одна центральная корона чего стоит! Не корона, а целый ковчег со стоящей на нём женской фигурой(похоже?):



Ковчег не простой - на нём имеются изображения, данные как негатив(белое изображение на красном фоне). А может быть это птичьи головы? На птичьи головы похоже, хотя, конечно, рисунок очень схематичный. Это птичья ладья?
В центре туловища орла опять мы видим катушку:



Только в самом низу вдруг появляются полосатые композиции-перебивки. Между ними заключён последний ярус - "зонтики", а при них - катушки:



Далее надпись, усечённая перебивка, бахромки и ещё одна узенькая красная полоска - вот и сказка вся.
Думаю, игнорирование традиционной структуры с полосатыми композициями-перебивками рушнику на пользу не пошло.
Техника хорошо видна на следующей фотографии, где в кадре и лицо, и изнанка такой же части, но на противоположном конце рушника:



Видно, что дополнительный красный уток, образующий узор, прижимается к ткани всё время одними и теми же нитками основы. Из-за этого красные области имеют как бы ребристую поверхность. Такую разновидность техники мы видели только на рушнике номер 4.
На большей части кролевецких рушников красную нить прижимают то нитки под номерами(условно) 4к+1, то нитки 4к+3.

узорное ткачество, публикация предмета, кролевецкий рушник, публикация предмета-ткачество, переборное ткачество, двуглавый орёл

Previous post Next post
Up