Я уже не раз писала в своём журнале о своём отношении к комплексу законов о так называемом авторском праве. Так же, как и о том, почему я не только НЕ УВАЖАЮ эти нововарварские законы, но и считаю их преступными. Но недавно в частной переписке меня опять спросили, почему я не выкладываю в своём журнале многочисленные фотографии, которые я сделала в музеях.
Позволю себе не только дать сдесь ссылку на обсуждение этой темы в комментариях к сообщению
oumnique :
http://oumnique.livejournal.com/397779.html , но и продублировать здесь наш диалог.
Поводом к этому обсуждению послужило то, что в упомянутом сообщении выложено немало фотографий музейной экспозиции. Естественно, мне стало "завидно" - вот кто-то спокойно делает то, что я не решаюсь делать по причине страха перед правобдящей системой нашего государства. Только по причине этого страха, поскольку внутренний голос говорит мне, что НИЧЕГО ДУРНОГО В ЭТОМ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, а может быть только хорошее. Вот я и обратилась к
oumnique с вопросом о наших правах, может быть я что-то понимаю не так? Но оказалось, что всё я понимаю так и решение моё не выкладывать в жж фотографии, сделанные мною в музеях - весьма и весьма разумное. А в процессе обсуждения пользователь
oumnique в полном соответствии со своим прозвищем дала мне ссылку на интереснейшую статью, которая освещает данную проблему идеально чётко:
http://www.russianlaw.net/law/doc/a115.htm .
Итак, привожу наш диалог:
tradtextil -
"Съёмки в музеях - больной вопрос"
Глубокоуважаемая УМНИЦА!
Своим обзором одной из экспозиций Коломенского Вы затронули очень серьёзную проблему, которая меня очень мучает. Когда мы с Вами в окошке музейной кассы оплачиваем фотосъёмку в музейной экспозиции, я полагала, что это означает : фотоснимки могут быть использованы нами только в нашей частной жизни, а их публикация запрещена. Повторюсь, так я всего лишь предполагаю из общих соображений и кое-каких неприятных музейных контактов. А у кассового окошка ничего такого обычно не пишут. Я бы так хотела ошибиться!!! Из своих хоть и немногочисленных путешествий я привезла огромное теперь уже количество фотографий, томящихся у меня дома на компакт-дисках. Это снимки музейных предметов из экспозиций по теме моего журнала. Это потрясающие вещи, о которых большинство народа просто не имеет понятия. Я бы хотела, чтобы всё это было доступно, но видно того не хотят музейные власти. И я не рискую в своём журнале давать фотографии из экспозиций, хотя больше всего я хотела бы поделиться с людьми этой красотой! Конечно, какую-то единичную публикацию, можно надеяться, не заметят "УРОДЫ КОПИРАЙТА", но вот если это делать регулярно, полагая в этом смысл своей деятельности, то я уверена, что это будет замечено, и на это будет соответственно отреагировано. Будучи глубоко законопослушным человеком, я однако ж признаюсь - соблюдая законы, я тем не менее не могу уважать некоторые из них! А именно - как раз эти законы об якобы авторском праве и смежных правах. По моему многие их положения придуманы отнюдь не для того, чтобы защитить право творца, а только лишь для набивания карманов "правообладателями". Ибо творец и правообладатель - понятия разные. А отсюда следует, что мы не можем вот так просто показать эти чудные фотографии чудных предметов всем людям и сказать: "Люди! Посмотрите, как красиво!". Тут мы становимся преступниками и подлежим преследованию. Вы не задумывались об этом? Может быть я ошибаюсь, и это можно делать, не опасаясь быть затравлену собаками? Что Вы знаете об этой стороне дела? Если возможно, поделитесь своими мыслями на этот счёт. Спасибо за Ваши фотографии.
oumnique -
"Re: Съёмки в музеях - это сложный вопрос"
Лично я считаю, что есть понятие профессиональная съемка и любительская съемка. Профессиональная съемка (со штативом, осветительным оборудованием и т.д.), как правило, в музеях запрещена. Именно потому, что так можно сделать выскокачественные фотографии, которые потом можно печатать, продавать в журналы и т.д. И тем самым нанести музею финансовый ушерб.
Наша же любительская съемка (тем более, что качество фотографий и так не лучшее, так еще и урезанное для представления в вебе) реального финансового вреда принести не может. Более того, в некотором роде, это бесплатная реклама музея (безусловно, когда указано откуда именно экспонат).
Музейные работники смотрят на эту ситуацию по-разному. Большинство, безусловно, не лазят по интернету в поисках "нарушителей". Тем более, что обычно, показывают только несколько или десяток фотографий.
Есть другая категория. Например, мне известен факт, как человека заставили убрать с сайта сделанные им в музее фотографии (но причина была в том, что он заснял ВЕСЬ зал, не пропустив ничего). Кстати, проблема решилась простым разговором по телефону (никаких судебных преследований не было).
Есть и масса других примеров, когда фоторепортажы со всяких выставок (из того же, кстати, музея) висят на сайтах много лет, и никого это не волнует.
А есть и совсем иное отношение со стороны музейных работников. Вот здесь, например, посмотрите, что мне написали -
http://oumnique.livejournal.com/305723.html?thread=2488891#t2488891Так что, лично я считаю так - я заплатила деньги за право провести любительскую съемку. Получившиеся фотогрфии я могу распечатать и показывать друзьям в альбоме. Могу показывать на CD, могу показывать в своем частном журнале. Принципиальной разницы почти никакой (кроме того, что журнал может зайти посмотреть и посторонний человек). Если музей скажет мне за это спасибо, хорошо. Если потребует снять - я с сожалением выполню требование.
Вот как-то так.
А если уж сажать за публикацию (только в жж, например) любительских фотосъемок из музеев, то тюрем не хватит. :-) В общем, пока, и в нашей стране, и за рубежом, это вполне безопасное деяние.
А если музеи хотят оградить себя от подобный "публикаций" они просто могут запретить фото и видеосъемку. Но большинство, на это не идут, так как они теряют от этого реальные ежедневные деньги.
tradtextil -
Спасибо за факты. Они укрепили меня в моём решении не выкладывать мои снимки из музеев в ЖЖ ( хотя душа протестует!). Я ведь в интересующих меня залах тоже снимаю почти ВСЁ( а в других - ничего). А кто сказал, где это написано, сколько - можно, а сколько - нет?
В Переславле-Залесском одна смотрительница весь тот час, что я провела в интересующем меня зале, щёлкала семечки. И вдруг громко трагическим голосом сказала: "А с вас надо было тройную плату взять! Вы у нас ВСЁ сняли!". Как будто я у них всё сняла, и унесла, и им ничего не оставила! Плата там была - 30 рублей. Я бы с удовольствием заплатила 90, только бы меня оградили от таких особ! И это не единичный случай. У меня уже целая коллекция историй о произволе невежественных и воинствующе-невежливых смотрительниц(Переславль-Залесский- абсолютный чемпион). Я их просто боюсь. Пока с ними разбираться будешь - всё драгоценное время пройдёт, а его как правило в поездках бывает так мало!
oumnique -
Одно радует, щелкающие семечки тетушки по интернету не ползают, как правило. :-)
Спасибо, что предупредили про Переяславль, мы как раз туда планировали поехать, буду знать чего от них ждать
tradtextil -
"Любезные смотрительницы"
В случае опубликования фото опасность представляют, конечно, не смотрительницы, а музейные власти. Они тоже вряд ли сами ползают, но им донесут, если деятельность выйдет за рамки мелкого масштаба. Вот тут-то и случится их выход на сцену.
По поводу смотрительниц - в Переславде-Залесском я наелась этого по самую крышу. Так уж расположились в тот день звёзды. Свои злоключения ещё полгода назад описала в тексте:
http://ehidnazevaka.livejournal.com/2007/06/23/Текст правда ох и дли-и-инный! Это ещё один мой журнал - подсобный, поскольку основной - строго тематический.
Кто знает - может быть эти две тётки уволились, а может быть в день Вашего посещения отгул возьмут, может быть всё переменилось уже. Но мне на этих ведьм временами везёт - просто есть залы или части залов в музеях, где я снимаю ВСЁ, а это для таких особ хуже красной тряпки для быка. Ведь ничего не оставляю!
oumnique -
Прочитала.
Никакого права не имеют они запрещать рисовать в музее.
Вон всю жизнь народ в ГМИИ рисует и ничего.
Так же, как и ограничивать посетителей в объеме фотосъемки.
Заплачено - все, до свиданья, отвалите!
У меня в этом плане характер петушиный, я бы тут же начала давать отсылки к музейному законодательству, пригрозила бы жалобой в Минкульт, судом за нарушением моих гражданских прав и т.д.
И с администрацией бы пообщалась.
Пока на них не рявкнешь, они думают, что на них управы нет. И сильно заблуждаются...
tradtextil -
"Так держать"
Ваш подход абсолютно правильный. Поддерживаю. Конечно, надо сопротивляться и вводить зарвавшихся в маразме в разумные рамки. А то как деньги за фотосъёмку брать - так это да, а как соблюдать свои же условия - так тут из них бессознательное прёт со страшной необъяснимой силой.
И каждый раз, когда я на это наталкиваюсь, меня это изумляет вновь.
Чаще это идёт от не в меру рьяных смотрительниц-самодурш, но бывает и от администрации. Так, в Сергиевом Посаде(в том зале они съёмку запретили) у меня явно не смотрительница, а по крайнем мере научная сотрудница, выбежавшая откуда-то из недр, спрашивала, завидев у меня в руках картонку и карандаш : "А у вас есть разрешение на работу?". Я ей ответила весьма эмоционально:"Так теперь и на это ещё надо получать разрешение???". Она сбавила аллюр: "Успокойтесь, пожалуйста, я только спросила". Безумие какое-то- если разрешение нужно, то почему же она меня "отпустила без продолжения разбирательства", а если нет - то зачем спрашивать? И что это за дела, когда оказывается человеку можно запретить карандашом (не ручкой, не красками, которые могут испачкать что-либо) делать наброски на картонке, при этом никак не мешая окружающим!
oumnique -
И чем дело-то кончилось? Вы продолжили рисовать или вышли из зала?
tradtextil -
"Я закончила свой набросок! "
Она пошла по своему делу, а я осталась дорисовывать свой малюсенький набросочек. Там дела-то было на 5-10 минут. Можно сказать, отбила наскок.
Это было в зале, где стояла мебель в абрамцевско-талашкинском стиле. Там одно креслице мне понравилось - форма и декор его боковых частей - простой такой и отсылающий к русской архаике - с конскими головами и небольшими дополнительными элементами, так всё логично скомпоновано. Ну буквально малюсенький набросочек!
А перед этим инцидентом в том же зале смотрительница на меня напала. Дело было так.
Когда я вошла в зал, то решила уточнить у неё: "Я правильно поняла, что в этом зале съёмка не разрешена? В том числе и за плату?". Да, говорит, запрещена съёмка. Ладно. Обхожу зальчик - площадью он не очень велик, боюсь соврать про метраж, ну - просто большая комната. По краям - шкафы со стеклянными дверцами, в том числе и в нижней части. Внутри - экспонаты. Естественно, для того, чтобы их в нижней части рассмотреть, надо наклоняться, или приседать. Наклонилась я, а очки у меня стали соскальзывать с носа. Я их придержала правой рукой за угол , чтобы не сваливались. Так смотрительница как на меня заорёт :"Женщина! Я же вам сказала, что нельзя снимать!". Она находилась от меня на расстоянии в 4-5 метров, в зале больше никого кроме нас с ней не было - следить больше не за кем. Как это можно было так ошибиться? Я в диком изумлении разгибаюсь и спрашиваю её: "А где вы видите фотоаппарат?". Дурацкий ответ: "А-а-а, так вы не снимаете?". Ей видите ли показалось, что я не очки свои держу, а фотоаппарат! А сделать два шага, чтобы в этом удостовериться - это было выше её сил, и извиниться за необоснованные претензии - тоже. Поэтому когда буквально через несколько минут я достала картонку и стала зарисовывать боковую часть кресла, а на меня выбежала откуда-то ещё вторая мадам ("А у вас есть разрешение на работу?"), я уже накалённая первым вздорным наскоком ей отвечала весьма эмоционально. Отбилась. Но вздорность их претензий меня не перестаёт удивлять.
Я где-то читала, что ЮНЕСКО как-то ранжирует музеи, оценивая их работу по нескольким параметрам, в том числе и по признаку, который они определяют - забыла точно слово- то ли доброжелательность к посетителю, то ли комфортность для посетителя, то ли как-то ещё в этом роде. Если бы и у нас это делалось, и от этого зависела бы зарплата руководителя музея, они бы живенько отдрессировали этих "респектабельных" матрон и мгновенно объяснили бы им про права не только смотрительские, но и посетительские, и про приличное поведение, и про то, что семечки в музейном зале грызть не надо, и про тон, которым можно или нельзя разговаривать, и всё такое прочее. Парочку таких инцидентов запротоколировать - и чёрная тебе метка. Вот тут бы и началась работа с персоналом!
В чемпионах - Сергиев Посад и Переславль-Залесский.
В Рязани тоже пострадала я здорово, но там в чистом виде от смотрительниц, потому что когда они вызвали научную сотрудницу (ВСЁ снимают, караул, ничего не оставили!), то она-то меня решительно защитила от мучительниц-смотрительниц! Спасибо ей! Но она-то ушла, две матроны напор поубавили, но тиранить меня не перестали . "Позвольте я пройду к этой витрине!"-"Вы её уже снимали!"-"Я её не снимала."-"А я вам говорю, что снимали, я за вами уже два часа слежу!" При проверке дома всех моих снимков я не нашла продублированных съёмок! Так что хорошо, что выдержала и пробилась-таки к той витрине!
oumnique -
Да, ну что же, могу только посочувствовать...
Остается только уповать внутрее на то, что "наше дело правое". :-)
--------------
К нашему обсуждению подключилась ещё одна супернаивная бизнес-вумен, которая как раз использовала свом фотографии, сделанные в музеях в самых что ни на есть коммерческих целях, то есть она как раз делала то, что ДОЛЖНЫ на самом деле пресекать нормальные человеческие осмысленные законы об авторском праве, а вернее - то, что они должны разумно РЕГУЛИРОВАТЬ.
oumnique провела замечательный ликбез, смысл которого коммерчески-мыслящая дама, похоже, так и не поняла. Привожу выдержки и из этой части комментариев :
oumnique "Re: Съёмки в музеях - больной вопрос "
Для начала цитаты из Статьи 36. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" Публикация музейных предметов и музейных коллекций:
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Музей всегда может сказать, что предмет еще не бы опубликован самим музеем, а при размещении его в интернете (на любом сайте), мы наршаем закон.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Так как сайт Ваш коммерческий (рядом с экспонтами из музея висит яркая вывеска "Заказать мебель по телефону", то нарушение этого пункта вам вполне могут инкриминировать.
С некоммерческими публикациями в этом плане все же легче.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Ну, это не совсем по той же теме, но так для сведенья.
А вообще подробная статья на эту тему здесь -
http://www.russianlaw.net/law/doc/a115.htm -------------
Завершая, привожу мою реплику в конце общего обсуждения:
tradtextil -
А я не буду это делать потому, что просто уверена - мне это точно вышло бы боком, поскольку я снимаю в интересующих меня залах, ползалах или отдельных витринах - ВСЁ и подробно - так как мне надо. И много где. Обязательно где-нибудь до кого-нибудь дойдёт (а просто не понравится кому-нибудь что-нибудь в журнале всего лишь) - вот тогда и потянут крючьями в кипящем котле варить! Просто мой вопрос единичной "публикацией" не решился бы, а более систематическая деятельность всегда будет замечена. Так что продолжаю закон соблюдать и его не уважать! Этот закон неправедный и уважаем быть не может!