Не так давно побывала я в физическом книжном магазине и посмотрела книжки по вышивке. Естественно, такие книжки у нас как правило стоят не в разделе "Искусство", а в разделах типа "Досуг и хобби". Впрочем, чаще всего (хотя и не всегда) совершенно правильно, ведь какие книжки - такой и раздел.
Открыла я вот эту книжечку, имеющую хвастливо-самонадеянный рыношный базарный подзаголовок "Большая практическая энциклопедия" (штоб доверчивый плебс хватал и приносил прибыль):
Посмотрела на оглавление, вот его первая страничка:
Увидев строчку "Пудожский крест", подумала: "О-о-о, моё название пошло в народ!". В самом деле, это всегда приятно автору. Ведь термины придумываются для того, чтобы упрощать выражение мыслей и последующее общение. Но приятность на этом и закончилась, потому что дальше случилась уже неприятность. В этой "энциклопедии" есть, как и полагается в солидных изданиях, библиографический список. Вот только автор этого "энциклопедического" труда, забыла включить туда мой скромный неэнциклопедический труд "Народная вышивка Пудожья".
В самом деле, откуда автор могла узнать о существовании пудожского креста?
Самое простое - если она прочитала хотя бы частично мою книгу. И если так, то умолчав об этом, она поступила ..., ну-у-у, скажем дипломатично - очень некрасиво.
Самое непостижимое - если ей было видЕние и, когда она впала в состояние то ли сна, то ли какого-то транса, явилась какая-нибудь самаСВЯТАЯМАКОШЬ и всё ей поведала - и про технику, и про Пудож, и про то, как следует эту технику называть - то есть именно пудожским крестом. Ну-у-у, в этом случае умолкаю, однако ж, высказав крайнее изумление и своё неверие в такие чудеса.
Конечно, может быть она узнала это от какой-нибудь горе-мастерицы-клептоманки, которая тащит отовсюду все материалы без указания источника, потому что так воспитана, то есть вообще не воспитана при отсутствии природного дара различать, что такое хорошо и что такое плохо. Что ж, тут тоже как-то получается не ахти. Выходит, автор, берущаяся за написание БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, просто не в курсе, какие книги по вышивке выходят. Ну и даже совершенно не желая выпячиваться, должна заметить, что книжки примерно той же значимости, что и моя пудожская книжка, выходят из печати у нас не по нескольку штук в день, и люди, хоть сколь-нибудь серьёзно народной вышивкой интересующиеся, о моей книжке знают, а некоторые из них даже и весьма положительно её оценивают.
Конечно, может быть автор вполне независимо и самостоятельно путешествовала по Олонецкой губернии и безвылазно работала в тамошних музеях, или даже в центральных музеях обеих столиц, где эту технику выделила, исследовала и описала. Только вот почему она называет её "пудожским крестом"? Ах да, ну конечно, ведь встречается она именно в Пудожском уезде. Вот только в эту версию я тоже не верю - как-то этот компилятивный труд не похож на работы людей, которые много времени проводят в экспедициях и в музейных фондах. Да и где найти время для исследовательской работы между написанием других эпохальных энциклопедических трудов, от одного только списка названий которых наступает головокружение. Надо ж ещё и мандалы своими руками изготовить и тапочки смастерить!
Куда ни кинь - всюду клин. Как-то поганенько получается.
А ведь как просто! Использовал? - дай ссылку на источник. Это же элементарно - точно так же, как не сморкаться на пол. Но некоторым всё-таки очень нравится сморкаться именно на пол.
Справка. Технику простого креста, бытовавшую в Пудожье, я описала в своей книге "Народная вышивка Пудожья". В этой же книге опубликованы пудожские вышивки в этой технике. И там же я дала этой технике название - "пудожский крест". До этого систематического описания этой техники и той вышивальной формации, в которой эта техника безраздельно доминировала, я нигде не встречала, равно как и никаких её названий нигде не видела. Если кто-то встречал и видел в публикациях до 2012г.- пожалуйста, мне сообщите, буду признательна.