Народные промыслы, толстые сумки и государство.

Oct 10, 2023 10:55

"Не читайте советских газет перед обедом..."

Так взорвалась, что даже вот пишу тут, отложив работу...

На днях на странице Анны Марковой во ВКонтакте наткнулась на вот это видео:
https://vk.com/video-107427623_456239487

На своей странице во ВКонтакте я высказалась по этому поводу. Повторю уже высказанное и немного продолжу.

ПризнАюсь - как только начала видео смотреть, мне стало нехорошо. Просмотреть видео целиком удалось только немного погодя.
Сначала я подумала, что я чего-то не поняла. Меня удивило отсутствие реакции в пространстве, окружающем это видео.
Ситуация - дикий трэш! В фокусе - толстая сумка, манифест толстой сумки и война толстой сумки с миром.
Поиск вывел на хорошие посты, освещающие эту ситуацию со всех сторон:

https://vk.com/wall67628038_4150
https://golo.pro/threads/kak-fabrika-kresteckaja-strochka-reshila-sebe-celyj-narodnyj-promysel-otzhat.115581/?ysclid=lnk3ykagnw133354242

Мне стало легче. Оказывается, я всё поняла правильно. Разные люди, дотошные, подкованные и неравнодушные, поняли это точно так же. И их это взволновало и задело точно так же, как и меня.
Суд будет разбирать все обстоятельства, детали и т. д. Я же буду обсуждать ОБЩУЮ ПОСТАНОВКУ ВОПРОСА, угрожающую всем нормальным людям.
Итак, главная ось:

Сторона истца - собственник бывшей советской строчевышивальной фабрики "Крестецкая строчка", купивший совершенно разрушенное уже её здание, восстановивший и наладивший производство (и обучение). Об этом похвальном деянии сняты чудо-фильмы, такие чистые-чистые, от умиления наплачетесь прозрачными слезами счастья. А что - разве не похвально? Да ещё как похвально! Интернет наполнен громкими аплодисментами и почитанием "героя"!

Ответчик - Анна Маркова (https://vk.com/annamarkova_embroidery, https://vk.com/club_annamarkova_embroidery). Скажу сразу - я не поклонница творчества Анны, но ответственно заявляю, что эта очень трудолюбивая и даровитая молодая дама является высококвалифицированным специалистом и большим знатоком тех непростых техник ручной вышивки, которым она успешно обучает на своих курсах. Она также изготавливает предметы одежды с такой вышивкой на заказ. Вышивает она безупречно. Вышивает она своими личными высококвалифицированными изящными ручками, то есть вручную вышивает.

Истец потребовал от Анны кругленькую сумму денег за то, что она на своих интернет-курсах обучает техникам крестецкой строчки. Свою тупейшую и мерзейшую претензию он "обосновал" тем, что зарегистрировал торговую марку "Крестецкая строчка". И толстая сумка высказывается об этом публично - дескать, никто не имеет права учить крестецкой строчке: "Остальное пусть называется «северным гипюром» или «валдайской вязью» - нам без разницы." То есть теперь толстая сумка будет всем указывать, как использовать терминологию, возникшую, когда толстая сумка пешком под стол ходила.
Итак, налицо биологический факт - когда сумки очень толстые, они занимают и то место, где у людей находятся мозги и душа.
Но если такой иск подан, значит есть шанс выиграть это мерзейшее дело? Это вопрос не к толстым сумкам, с ними всё ясно - это вопрос к государству. Дорогое государство, как такое вообще может быть? Как такой иск был вообще принят к рассмотрению? Что это за законы ты понаписало, что такое вообще возможно? Как ты дошло до жизни такой, до такой срамотищи?
И что, старые книжки теперь будут жечь, где хоть как-то описывается эта крестецкая строчка? А в новых книжках тоже нельзя рассказать, как она выполняется?

Этот абсурд и маразм может коснуться каждого - посторонись, заткнись и забудь всё, о чём когда-либо что-либо читал или слышал, чему тебя учили, что ты сам видел и о чём думал - "бизнес" шагает по стране и устанавливает свои волчьи порядки. Полагаю, не установит. Споткнётся и навернётся. Кишка у него может быть и не тонка, как и у всякого зла, а вот в голове - одна дрянь, то бишь классический набор: бабки, жажда власти и самое вульгарное тщеславие. Это ж надо было додуматься до того, чтобы ТАКОЙ иск подать. Потеря чувства реальности. Теперь про эту фабрику крестецкой строчки, что находится в г. Крестцы, будут говорить

- НЕ: "а-а-а... это та самая фабрика, где восстановили советский художественный промысел с историей",

- а вот что: "а-а-а... это та самая сутяжная фабрика, которая на всю страну опозорилась своим шедевральным иском, вошедшим в книгу рекордов по невежеству, абсурдности и наглости!"

Прославились и ославились. Новые времена - новая слава. Худая слава!
Когда-нибудь в будущем музее фабрики крестецкой строчки будет стенд: "Чёрные дни нашей фабрики", ну или "Времена позора и самоунижения". Там будут висеть листки искового заявления. Это сюр. Дожили!

В этой истории мне всё-таки больше всего жалко государственное учреждение (не знаю, как оно называется), которое регистрирует вот эти несчастные торговые марки, как эта "Крестецкая строчка". Жалко мне их, потому что они не только тоже опозорились, будучи несведущими в вопросе, а ещё и виноваты, потому что "законно" закрепили несправедливость и самодурство, взяли на себя этот грех. Фактически, ответственны за преступление, на которое подтолкнули безнравственных людей, ободрили, дескать - давай, закон на твоей стороне. Жалко мне их, конечно, и потому, что, как закон не напишешь, а дурные люди всё равно найдут способ всё извратить и именем этого самого закона вершить свои тёмные дела. Жалко-то, конечно, жалко, но ответственности за такие законы, ребятки, с вас никто не снимет - если мерзкое дело совершится, виноваты будете вы!
А теперь предметно.
Всё просто. Крестецкая строчка - это словесное обозначение сразу нескольких явлений и понятий. Это :
- исторически существовавший во второй половине 19в.-нач 20в. промысел РУЧНОЙ строчевой вышивки в Новгородской губернии
- продукция вышеупомянутого промысла
- любая продукция советской строчевышивальной фабрики в г.Крестцы
- название советской строчевышивальной фабрики в г.Крестцы
- совокупность определённого набора технических приёмов ручной строчевой вышивки и стилевых особенностей их использования, сложившаяся на советской строчевышивальной фабрике в г. Крестцы и в советской практике преподавания техники вышивки в кружках, на курсах и т.п.
- совокупность определённого набора технических приёмов машинной имитации ручной строчевой вышивки, сложившаяся на советской строчевышивальной фабрике в г. Крестцы и в советской практике преподавания техники вышивки в кружках, на курсах и т.п.
- любая ручная вышивка, созданная где угодно в соответствии с определёнными техническими приёмами в определённом стиле, сложившимися на советской строчевышивальной фабрике г.Крестцы и в советской практике преподавания.
- любая машинная имитация ручной вышивки, созданная где угодно в соответствии с определёнными техническими приёмами в определённом стиле, сложившимися на советской строчевышивальной фабрике г.Крестцы и в советской практике преподавания.
И это всё - разные вещи и даже очень разные! И во всех этих смыслах это словосочетание употребляется. Да, так сложилось. Это - факт.
Всё это уже история и к никаким борзым товарищам из удивительно уродливой страны под названием "бизнес" отношения не имеет.

Заметим, что промысел возник, развился и приобрёл славу именно как промысел РУЧНОЙ вышивки. А машинную имитацию стали массово гнать на этой фабрике лишь с 1956 года и коррекцией термина не озаботились - им же в голову не могло прийти то, что из этого вышло в 2023-м году. Машинную имитацию называли точно так же - крестецкой строчкой. Числом поболее, ценою себестоимостью подешевле.
Как правило, на фабриках художественных промыслов всегда были "высокохудожественные" отделы, где работали высококвалифицированные художники и творили, создавали штучные произведения искусства. На строчевышивальных фабриках эти избранные работали вручную.

Так вот, товарищи из регистрирующей организации должны были бы отказать толстой сумке в регистрации такой торговой марки (если это действительно влечёт за собой ТАКИЕ преступные последствия). Пусть бы зарегистрировал себе что-нибудь вроде "Крестецкая строчевышивальная фабрика, что на Советской улице". А потом ещё кто-нибудь арендовал бы себе какой-нибудь сарайчик в г.Крестцы на улице Урицкого (я не помню города, в котором не было бы улицы Урицкого), переманил бы туда постсоветских рабынь с промысла и зарегистрировал бы марку "Крестецкая строчевышивальная фабрика, что на улице Урицкого". А потом ещё кто-нибудь. Вот это был бы настоящий капитализм. А тут монополия и уже террор. Государство, смотри внимательнее!
Ах, а какие фильмы слащавые наснимали, уплачешься от умиления! Прям возрождают, все пылинки собирают, ах-ах-ах... А потом - жах! И овечьи шкурки с волков слетели... крестецкая строчка - это наши толстые сумки, пшли все вон и чтоб никто больше слова эти не смел произносить- "крестецкая строчка". А уж учить крестецкой строчке и копеечку брать за преподавательскую работу - в порошок сотрём, по судам замотаем до бесчувствия, чтоб неповадно было. Кто знает, кто знает, а может быть выйдет и наоборот. Может быть дадут невеждам доходчивые разъяснения по терминологии и правовым основаниям, чтоб неповадно было.
Создал специфическую модель, применил свои недюжинные творческие способности и титанически трудился? Защищай СВОЁ авторское право, если кто-то результаты именно ТВОЕГО труда неправомерно использует для извлечения прибыли за твой счёт - это да. А вот вся эта муть, которую озвучивал "пономарский судебный женский голос" на видео, - так этому всему - НЕТ.
Недра приватизировали, идеологию почти всю приватизировали, государство почти всё приватизировали, приватизировать больше нечего. Территория "свободной охоты" сузилась. От такой поганой жизни решили теперь и культурное наследие человечества приватизировать. Ну-ну...

И ещё...
Пыталась я в своё время узнать, а что же это такое "крестецкая строчка" - в чём состоит её отличие от прочих. И поняла, что узнать из печатных источников это практически невозможно - настолько они убоги и мега-кратки. Купила книжечку "Народный промысел "Крестецкая строчка", изданную Русским музеем вероятно в 2000г., малю-ю-юсенькая такая, как тетрадочка за 2 коп. Но и она тоже убогая-преубогая, даром что Русский музей... Текст (Ольга Алексеева) шедевральный, но разбор здесь делать не буду - это отдельная песня... Ни одной фотографии дореволюционных вещей!!! НИ ОДНОЙ!!! Только начиная с 1930-х годов. А самая крупная фотография - так извините ж, это так называемое "вологодское стекло" в своём самом чистом незамутнённом виде. Так, извините, а "старинный промысел крестецкая строчка" - это что, если даже ГРМ показать ничего не имеет?
Эй, вологодцы! Ну что вы, прямо дело, тушуетесь! Ну зарегистрируйте, пожалуйста, торговую марку "Вологодское стекло" (производителей стекла прошу не вздрагивать) и всадите этому питерскому ... иск мильёнчиков эдак на двадцать - сколько они уже этого вологодского стекла без спросу наклепали - надо с него упущенную выгоду взыскать!
Можно было бы подтянуть и Европку - там гавнюков полно, пусть бы итальянцы всадили иски за заимствование всех основных приёмов промысловой строчки. Вологодское стекло - это ж простенький вариант ретичеллы! Это ж только странные музейные люди вроде мадам Алексеевой могут про промыслы "ритуальные" сказки рассказывать. Главное правильную почтительную позу принять и голос как следует наслащавить, а дальше любую чепуху можно безнаказанно молоть. Врут, даже и не подозревают, что врут и врут крупно! Мдя, конечно... но сейчас с Европкой не получится. Ну и ладно, а вологодские стеклоделы могли бы сказать своё веское звонкое слово.
Кстати, говорят, что "Кадомский вениз" осмелел настолько, что зарегистрировал такую марку. Не боятся, вишь, Европки. Так прям и пишут "шампанское кадомское венецианское". Да нет, они просто полагают, что во всей Италии такого г...а не сыщешь, штоб прицепился. И правильно полагают.
Здесь дело тоже очень простое. Практически все так называемые промыслы на то и промыслы, что ориентированы они были на продажу вовне - не для своей семьи строчили. И ориентация была на вкусы потребителя. И все такие промыслы начинались с повторения западноевропейских образцов. Но это только одна сторона. А другая сторона состоит в том, что у этих промыслов были свои дороги, своё развитие и свои достижения. И заимствованность основ не отменяет того факта, что промыслы эти являются культурным наследием, которое надо уважать, изучать и показывать народу. Вот такая диалектика. Да, заимствовано. И что? А ничего. Ну, заимствовано. А вот слащавить и врать не надо. Надо написать ХОРОШИЕ ТОЛКОВЫЕ учебники и учиться, и учить.
А пока ждём, что будет.

ужасы терминологии, ужасы

Previous post Next post
Up