Про то, сколько математических гениев было в карельской деревне. Слов нет.

Mar 14, 2016 20:27



Вот, прочитала я, о чём petrozavodsk govorit:

http://ptzgovorit.ru/slider/matematicheskie-genii-karelskoj-derevni/

Приходится как-то реагировать, поскольку отчасти и боком, но имею теперь некоторое отношение к "карельской" деревне...

""Да, большинство из них были малограмотны, но многие из техник вышивки просто требуют недюжинных математических способностей. И не сомневаюсь, что годами натренированная необходимость рассчитывать логику узора могла бы сделать из многих деревенских женщин хороших шахматисток.""
-----------------------
1. Никакой математической гениальности для того, чтобы вышивать швом "роспись" (досюльным швом), не требуется. И даже особых математических способностей для этого не нужно. И разговор о каких-то невесть откуда взявшихся в карельской деревне математических гениях обнаруживает
а) неумеренную любовь к красному словцу
б) абсолютное непонимание того, что это за предмет такой - математика
и приводит к запудриванию мозгов к введению в заблуждение некоторой части аудитории, особо доверчивой к печатному слову.
Допускаю, что из карельской деревни могут происходить хорошие математики, но чтоб там наблюдалась какая-то аномалия женской математической гениальности (???) - это выдумки, недостойные публикации, исходящей из музея. Это для санаторных массовиков-затейников. Оживляж и развлекуха. Неприятно.
По части шахмат пусть комментируют шахматисты. Но логику узора не рассчитывают. Рассчитывают и подсчитывают количество нитей.
________________________________

2. В бытность свою в Карелии заметила я, как часто люди употребляют там слово "карельский", даже не понимая, что оно означает или может означать.
Карельский - имеющий отношение к субъекту федерации "Республика Карелия" или имеющий отношение к карелам как народу? И от этого случаются там постоянно неприятные недоразумения, мешанина смыслов. Помню, однажды, я даже переспросила - в каком из двух возможных смыслов употреблено слово "карельский" - и увидела явное замешательство - человек об этом просто не задумывался. Что кажется странным - ровно до тех пор, пока не поймёшь, что большинство людей сами не понимают, что они говорят, какие слова произносят.
"Карельский" в отношении к народу - это, на мой взгляд, естественное и правомерное употребление слова.
А "карельский" в отношении к субъекту федерации - новояз бездумный.
Вот и в этой публикации речь о "карельской" деревне. А в каком смысле? В Карелии есть территории, населённые преимущественно русскими. И в тех краях назвать деревню карельской (то есть находящейся на территории субъекта федерации "Республика Карелия") не есть хорошо. Потому что это русские деревни. И от придуманного в каком-то году какими-то административными лицами неудачного названия для субъекта федерации ничего в деревнях не переменилось. Русские деревни от этого карельскими не стали.

________________________

Подпись под рисунком N 5:
""5. Фрагмент полотенца. Счетный, двусторонний шов. ""
-----------------------
3. Уж сколько раз твердили миру! Двусторонний - самый идиотский из всех антитерминов. И как живуч! Просто сюр! Закат здравого смысла полный... Ау-у-у, здравый смысл! Выкатись, пожалуйста! Понимаю, страшно тебе сюда выкатываться оттуда, куда ты закатился, чтобы всего этого не читать, но может быть ещё раз попробуешь? Ну а вдруг поймут?
Двусторонний - это СВОЙСТВО, ПРИЗНАК шва одинаково выглядеть с лица и с изнанки. Таких швов МНОГО. Поэтому названием одного из них делать это слово ну никак нельзя. И то, что было простительно в начале 20 века, когда только-только с ветки слезли и начали смотреть выпученными глазами на народную вышивку как на новые ворота, в наше время совсем непростительно. Пора употреблять грамотные термины, хватит мычать. Замычал, а что сказать-то хотел - сам не знает. То ли так понимать, то ли эдак...
Тоже самое - счётный. Это определение относится к тому, каким способом шов используется. Это не название конкретного шва. Тот же самый шов "роспись" можно употребить и как счётный, и как шов, счётным не являющийся (по способу использования).
Не слишком хорош термин "роспись" ( и об этом написано!), но это хотя бы НАЗВАНИЕ шва, принятое вышивающим сообществом.
_______________________________________
""В отличие от них, появившийся в 19 веке тамбурный шов (от фр. tambour - барабан), отличается ...""
----------------
4. Хм-м-м... Это где же тамбурный шов появился в 19 веке? Судя по тектсу, то ваще в 19 веке появился. Сильно!
Возможно, имелось в виду, что на территории, которая теперь называется "Республика Карелия" появился в 19-м веке?
Но ведь это никоим образом не подтверждено. И даже сомнительно.
Сколько таких суждений в литературе о народной вышивке рассыпано! А основания, как правило простые: "Примеров не знаем и нам так кажется."
"Так кажется" - это нормально. Казаться должно. Но вот только кажимость от действительности надо отличать. Может быть и так, а может быть и не так.
_________________________________________
""Узор в виде плотной косички из петель вывязывали особым крючком-тамбуркой на поверхности ткани.
-----------------------
5. Интересно было бы на карельские крючки-тамбурки посмотреть. Известно, что за бугром для вышивки тамбуром (да-да, не вся вышивка выполняется иглой...) действительно используется крючок, который от обычного крючка для вязания отличается. В особенности не вдаюсь, потому что они наверняка в разных местах разные были. Кое-какие видела в изображениях. Но только вот когда я была на территории Республики Карелия, то мне приносили показать аутентичный крючок-тамбурку, которым более ста лет назад на этой территории вышивали тамбуром. Ничего особого я в нём не заметила.
Если в Нац.музее такие особые крючки есть, то, может быть, для просвещения народного стоило бы фотографию оных приложить, раз уж зашла о его "особости" речь? Всё мы как-то бы умнели.
Тыщу раз читала в нашей литературе-макулатуре об особом крючке, но ни разу - о том, что же такое в нём особое. И никаких фотографий-рисунков. Все знают, что он особый, но никто не может сказать, в чём особость состоит.
Вообще компилятивные тексты читать страшно. Мы настолько ими пропитались, что теперь ляпнуть что-нибудь непроверенное и откровенно не соответствующее действительности очень просто, потому что мы не всегда в состоянии остановиться и задуматься - говорим мы то, что знаем или то, что все якобы знают, а на самом деле это очередная компилятивно-скользкая бессмыслица.
_____________________________________________
""Архаичные орнаменты русской деревни во второй половине 19 века потеснили узоры с рекламных листовок Товарищества «Брокар и К°».
---------------------
6. УХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВАТЬСЯ... Кто кого потеснил? Русский язык, конечно, велик и могуч, но иногда свободный порядок слов в предложении производит вот такие перлы. Со сказуемым всё ясно - потеснили. А кто кого потеснил? Я прочитала сначала и, подумавши, что в начале предложения стоит подлежащее, то ...
И про несчастного Брокара замолвить слово не мешало бы. Я тоже верила - ведь пишут же. Ну написал кто-то раз. А потом, никто ничего не видевши толком, повторили тыщу раз. Мы уж после этого верим - ведь все ж говорят. Верим и повторяем вместе со всеми - вот в чём ужас.
Вот навесили на бедного Брокара всех собак, а мы и верим... Брокар был каплей в море. Все говорят, а вот листовки Брокара кто-нибудь видел? Да, нашли в сети несколько штучек, которые за весь закат крестьянской вышивки ну никак отвечать не могут. Много было печатных и, главным образом, перепечатных источников. И, кстати, многие из этих источников, которые потом по всей стране великой тиражировались в вышивке, перепечатывали именно архаичные орнаменты, которые циркулировали по Европе веками. Так что Брокара надо оставить в покое - он был в куче, младший и один за всех отвечать не может и за изобретение печатного станка, и за дешевизну печатной продукции и за любовь "баб к розам и попугаям"..
__________________________________________
Подпись под рисунком номер 8 - шедевр! Читаем:
""8. Орнаменты для вышивания на рекламных листовках Товарищества «Брокар и К°». Конец 19 - начало 20 вв.""
-------------
7. Прочитали? А теперь смотрим. И что видим? А по клеточкам написано: "Ралле и Ко".
Про это уже Козьма Прутков высказывался:
""Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.""
Если на листовке Брокара прочтёшь надпись «Ралле», не верь глазам своим!
Ну Брокар даёт - прямо на упаковках своей продукции даёт рекламу своего конкурента. Наверное, Ралле хорошо ему заплатил? Риунок представляет собой уже современную перерисовку. Но в подписи ничего не сказано, откуда она взята. Подозреваю, что подбор иллюстраций был не то, чтобы не очень тщательным, а просто очень не тщательным.
_______________________________________
""Расправляет крылья двуглавый орлик - геральдический орел, прилетевший с реверса тяжким трудом добытой денежки.
--------------
8. Очень художественно. Красиво. Но действительности не соответствует.
Макулатуры псевдонаучной у нас тонны. Но ведь есть и в самом деле умные вещи, написанные умными людьми! Ну Динцеса-то хоть почитать-то надо!
_________________________________
Подпись под рисунком N 2:
""2. Полотенце. Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. 19 век."
------------------------------------
9. Хм-м-м... А причём здесь карельская деревня? Каргопольский уезд Олонецкой губернии к субъекту федерации Республика Карелии при раздербанивании Олонецкой губернии не приписали. И о деревнях, населённых преимущественно карелами в Каргопольском уезде как-то я не слышала. А если таковые были, то в самом деле известно, что полотенце с птицей с рисунка 2 происходило из такой вот несколько экзотической для Каргопольского уезда деревни - карельской?
______________________________________
Рисунок 6 :


----------------
10. Эта картинка вызывает сразу несколько вопросов:
Рассмотрим квадратик, помеченный 3 (написано, что вышивка из Национального музея республики Карелия). Этот фрагмент сразу остановил моё внимание, потому что я ещё не успела забыть предметы, опубликованные в моей книге. Сравнение с рис.8.1.6А на стр.297 показало странноватое совпадение в деталях, которые обычно не воспроизводятся при разных копированиях одной иконографической версии. Вот и выскажусь осторожно: мне показалось, что это кроп скана страницы моей книги.
Если это кроп скана из моей книги, то на неё нужно ссылаться. И ещё одно обстоятельство: я знаю владельца полотенца 8.1.6А. Это человек, который прекрасно представляет себе его цену ( вернее, знает то, что оно - бесценно). О планах владельца дарить это полотенце Нац. музею мне ничего неизвестно, а исходя из общих соображений представляется и вовсе невероятным.
Если я ошиблась и мне это только показалось, а в фондах Нац.музея такое полотенце с точно такими же неровностями и особенностями есть, то как бы хотелось увидеть его достойную детальную публикацию! Вот был бы действительно подарок всем любителям народного искусства и прекрасный вклад в дело просвещения народного!

11. На том же рисунке 6 есть и фрагмент 2. Написано, что это вышивка в технике набора. Вопрос у меня такой: а это действительно вышивка? Хотя я видела немало пудожской вышивки и тканья, такие вышивки мне ни разу не попадались, а вот подобного ткачества - кучи! На вышивки, имитирующие ткачество, я обращала внимание и разные интересные случаи рассматривала в книге особо.
Если то, что изображено на фрагменте 2 - вышивка, то это аномалия, достойная отдельной публикации. А если это всё-таки ткачество, то слов более не имею.

Сейте разумное, доброе, вечное...

ужасы "науки", ужасы музеев

Previous post Next post
Up