Пришлось опять заниматься мерзким делом - обзором доступной мне литературы и макулатуры. Теперь на тему шва "косая стёжка". Помнится, в одном из последних таких отчаянных обсуждений хороший итог подвела одна из моих читательниц, с которой я абсолютно согласна. Начинаешь такое дело с добрыми намерениями выяснить, как кажется поначалу, простой вопрос определения шва. А потом доходишь до осознания того, что, оказывается, это никто толково не написал, что неразбериха и нестыковка страшная. Что все понимают по-разному, и что к тому же ошибок масса. А итог всегда один: "Плюнуть и забыть!".
Как всегда по легкомыслию и по неискоренимой склонности строить иллюзии, я подумала - ну уж про косую стёжку-то, наверное, не напутали. Какие там разночтения? Вчера иллюзии развеялись и по этому поводу - я просмотрела то, что у меня есть. А теперь и вы просмОтрите, если, конечно, отважитесь открыть то, что под катом. Предупреждаю слабонервных сразу - там УЖАСЫ!
В качестве анестезии и успокоительного в одном флаконе даю красивую картиночку - малюсенький фрагментик сороки летских коми( авось и про неё как-нибудь расскажу). Здесь не все стежки, ориентировнные наклонно, - косая стёжка. Ярко выраженные вертикальные или горизонтальные рубчики указвают на то, что это не класическая косая стёжка(в которой и стежки наклонные, и линия, по которой они организуются, - тоже наклонная):
Обзор начнём по старшинству.
1. Тереза Дильмон . Полный курс женских рукоделий (
http://tradtextil.livejournal.com/111436.html). Терезе Дильмон не повезло у нас. Она пострадала от бескультурья. На неё ссылаются все, кому не лень, но ссылаются так, что имя её не звучит. Это очень нехорошая болезнь, проистекающая от того, что в школе этому людей не учат - уважению к чужому интеллектуальному труду ( никакого отношения не имеет к так называемым "законам" об авторских и смежных правах).
Итак, в книге Дильмон косая стёжка названа так: "косой славянский шов".
Схемки покрупнее:
Это мило! Славянский...
Если и есть этот шов у славян(говорят, что на Украине есть где-то по укрАинам *)), то, наверное, всё-таки недостаточно таких примеров, чтоб так называть этот шов в то время, как у угро-финнов и прочих близких к ним народов этот шов - основополагающий .
Ну да для западноевропейцев мы все тут на одно лицо, так что спрос с них невелик.
Отметим, что под одним названием объединены два шва - и тот, что бежит по диагонали, и тот, что продвигается по горизонтали( и, аналогично, наверное, по вертикали).
2. М.Н.Гумилевская. Строчка и вышивка. М., КОИЗ, 1953.
Книжечка маленькая. Автор -известная советская вышивальщица, фактически создавшая художественный промысел ( о ней написана книга:
http://tradtextil.livejournal.com/9517.html ).
Обложка:
Вот о косой стёжке. Внизу на стр.36:
На стр.37 -39 текст не продолжается, там расположены только рис.49-54, а вот стр.40( согласование в предложении, как видим, отсутствует):
Автор не приводит шов с вертикальными и горизонтальными рядами. Может быть мешал маленький объём книги? Или М.Н.Гумилевская не считала этот шов косой стёжкой? Мне бы хотелось думать, что второе, но теперь мы этого, к сожалению, уже не узнаем...
3. З.Г.Корешкова Вышивание. М., Росгизместпром, 1953.
Обложка :
Так как страница этой книги в мой сканер не поместилась, то даю информацию полностью, но вынуждена резать по частям. Попутно комментирую этот кошмарчик:
О граждане! Как по-вашему следует понимать, что "стежки расположены ... рядом друг с другом или на некотором расстоянии"??? Великолепный образчик наукообразного красноречия, но увы, это выше моего понимания... и ведь у книги был редактор...
А "изнаночные стежки должны быть ПРЯМЫМИ" ??? Это ведь тоже сильно сказано, но я догадалась! Она хотела сказать, что изнаночные стежки должны идти вдоль утка или основы.
О великий русский язык!!!
Дальше - ещё хлеще, о моя голова! Я не в силах этого переварить!
Сначала попробую осилить текст. Потихонечку, потихонечку...
Ай-ай, понять не могу: " стежки верхнего ряда, по одной нити в ширину и по одной высоту - наиболее часто встречающийся вид косой стёжки, с ровными диагональными стежками".
М-дя-я-я...
1. Это где ж такой вариант косой стёжки так часто встречается, гм-м-м... сомнения очень большие...
2. Итак отдельный стежок диагональный.
Ежели по одной нити и в высоту и в ширину, то этот наклон в "квадратной" ткани был бы 45 градусов, на рисунке же он заметно круче забирает вверх...
и самое главное - а как при таких цифрах вообще происходит переход от одного стежка к другому, чтоб ряд стежков имел диагональное направление??? Мне что-то кажется, что в при таких условиях он получился бы горизонтальный...Граждане, кто помоложе и поголовастей - пришлите схемку. Как такое вообще может быть???
Кстати, в верхнем ряду стежки как-то явно по размеру превосходят интервал в одну нитку... Что-то не вмещается это у меня в голове...
Теперь смотрим на рис.249 повнимательнее:
Стежки нижнего образца достаточно крупные и хорошо видно, что ряды вульгарно не состыкованы, какое неприличие!!! Какая же это косая стёжка??? И чтоб на такой редкой канве не смочь нитки пересчитать? Стыдоба...
После такого удара по репутации автора её безыскусная тригонометрическая лирика (чем круче... тем отложе...) уже не находит отклика в измученной душе...
Приведённые автором примеры я показываю, потому что это, думаю, аутентика, хотя изображения скверного качества - ну так шёл 1953-й...
Стр.68:
Стр.69:
Как видим несуразностей и здесь хватает.
Я уж не говорю про то, что на рис.251, оказывается,"видно, что косые стежки расположены в разных направлениях с наклоном вправо и влево"...
В нескольких примерах (рис.258 и 262) косой стёжки в том понимании, как она была объяснена выше, вообще быть не может. Вопрос о том, что ряд стежков косой стёжки может быть строго горизонтальным или строго вертикальным вообще не поднимался, а на этих рисунках - только "прямые" верёвочки,изъясняясь языком автора...
О, хвалёные советские редакторы! Уф, теперь далее...
4. Домоводство Луч света в тёмном царстве ! Год 1960-й(
http://tradtextil.livejournal.com/15933.html ).
Страницы полностью:
Самое ценное - хорошая графическая схема:
Слева есть вертикальная полоса шириной в два стежка, а внизу - горизонтальная полоса шириной в два стежка. Сначала я, увидев их, по невнимательности подумала, что имеются в виду полосы-верёвочки, в которых движение от одного стежка к другому идёт по вертикали или по горизонтали. Но. как оказалось. в тексте на это никаких указаний нет. Полоса из двух стежков может быть вышита короткими НАКЛОННЫМИ рядами. Более того, если мы посмотрим на то, как легко происходит переход к длинной диагонали(это на схеме видно с левой стороны), это как раз и представляется наиболее вероятным. Таким образом в этой книге нет никаких указаний на то, что шов с горизонтальными и вертикальными рядами следует включать в семейство "косая стёжка". Это приятно. Всё-таки, иногда пишут и что-то логичное!
Мы легко простим авторам незнание теоремы Пифагора(горизонтальный стежок по изнанке у них оказался равным половине косого стежка...), ведь они нарисовали для нас чудесную толковую схему, за что им нижайший поклон!
4 книжки просмотрели, осталось ещё 4, но анестезия у меня уже закончилась и хочется уже ПЛЮНУТЬ И ЗАБЫТЬ! Но раз взялась, придётся в следующий раз сделать ещё раз хорошую анестезию и тогда уж дожать этот вопрос, чтобы уж плюнуть и забыть с полным правом!
_______________________
*) Про Украину не поверю, пока сама не увижу. Потому как у нас дорого не возьмут - ничтоже сумняшись косой стёжкой теперь уже обзывают и классический шов "набирування" - там ведь тоже есть "косые стежки"( правда на изнанке), да и ряды идут "косо". И это тоже ковровый шов... Слышат звон, да не знают, где он...Просто какой-то терминологический вампиризм с терроризмом.