4 ноября в 16:30 в Музее Сновидений Фрейда
Лаборатория Поэтического Акционизма представит новую видеоработу ко дню рождения Д. А. Пригова
"когда б вы знали
из какого сайта
растут стихи не ведая следа"
неизвестный автор о дорвеях
(текстах, сгенерированных спам-машинами автоматически,
подробнее см.
здесь)
Поэзия как культурно-привилегированный ("качественный") опыт вместе со всеми своими аристократами бумажного духа сегодня пребывает в упадке. Ее подвел ее медиум - как бумага, так и традиционная конструкция поэтической субъективности. В эпоху, когда ежедневно число пользователей мобильными устройствами увеличивается на 1 млн., литература не может похвастаться той же расторопностью, что и техника (если не считать индустрию графомании, струкутруно отличающуюся от индустрии технических объектов, каждый из которых совершенен)
Этот процесс, обозначающий, что культурная индоктринация (и привилегии, конечно) заменяется техническими компетенциями, современная культура и поэзия как ее наиболее чувствительный орган не может более отказываться от рефлексии и самокритики собственного медиума. Поэзия сегодня должна оседлать технику, ей нужно не противостоять технике, не считать медиа профанирующим фактором, и не просто учиться пользоваться ими для того, чтобы продолжать отстаивать квоты поэтического высказывания, или даже сделать медиа своей темой. Необходимо не писать о медиа, но писать медиями. В пределе необходимо не спорить о том, литературен ли такой тип высказывания, но мыслить само существо литературы как необратимо изменившееся после появления дорвеев. В конце концов дорвеи не более неочевидно поэтичны и требуют отбора и редакторской дрессировки, чем молодые авторы. Вопрос "предвзятости" объединяет отбор дорвеев и редакторское решение.
Современный эстетический профицит переносит акцент с эстетических объектов, на режим эстетической перспективы, в фокус попадает уже не эстетика странного, но эстетика слабого, гипоэстетика. Даже ready-made слишком стационарен ("водружен") в сравнении с мерцающей эстетикой дорвея. Однако это ни в коем случае не забава и не аргумент для консервативной критики "запутавшегося" в своих режимах искусства, это самокритика искусства (т.е. принадлежащая самому искусству рефлексия и стремление пересмотреть свои собственные основания). Дорвеи - не убийцы творческой субъективности, а фактор ее развития (как любой "протез" и "опосредование"). И чтобы в полной мере почувствовать (в т.ч. эстетический) вкус к технике, необходимо совершить культурное переформатирование и моральный переворот, в котором то, что оставалось в тени высказывающегося субъекта, займет сперва оспариваемое, а вскоре достойное место в истории эволюции художественных форм. Красоту (техники) можно увидеть только со стороны: мы замечаем машину, как полноценного актора, непрозрачный инструмент, только когда она ломается. Точно также и стихи пишутся от сбоя, возникают от поломки традиционной рецептивной машинерии. Разумеется, в случае дорвеев, большую часть работы прекрасного совершают не программные, но рецептивные коды. Однако все же остается надежда, что если поэзия - долгое время ассоциировалась с уходом от современной жизни, то возможно код поможет ей вернуться в средоточие современности. Одни из последних исправно работавших маркеров поэтического - интонация при чтении, без которой нет (привычной) поэзии, и разбиение на строки, выполняющее эту же легитимирующую функцию для глаз - больше не релевантны. Текст сегодня уже не только не ассциируется с чем-то "не вырубаемым топором", но даже постмодернистская метафора ткани, соединяющей множество дискрусивных нитей устарела. Сегодня мы имеем дело со все ускоряющимся потоком означающих, гражданские отношения между которыми можно назвать алеаторно-анархическими.
Лаборатория Поэтического Акционизма (видео и идея: Павел Арсеньев, Михаил Куртов; саунд-дизайн: Тимофей Алексеев (Тимофеев); текст: дорвеи)
Также на открытии состоится перфоманс
Романа Осминкина (ЛПА) «Жизнь победила никому неизвестным способом».