В Донецк и обратно, часть 8

Dec 28, 2015 01:47

    Мама умерла незадолго до полуночи 27 октября. Я была всё время с ней. Знаки появились уже за несколько часов. Мы с отцом были ко всему готовы (брат ночевал у себя). Минут двадцать ушло на то, чтобы окончательно убедиться в остановке дыхания и биения сердца. Потом было сделано несколько звонков родственникам и в 103. Скорая отказалась приехать: "Онкология? Не выезжаем!" . Пришлось вызывать милицию (102). Избежать контакта с властями было уже нельзя. Поэтому я спрятала подальше свой паспорт, достала советское свидетельство о рождении и попросила отца на всякий случай молчать обо всем, что связано со страной моего проживания и моим приездом.
     Оперативная группа приехала достаточно быстро, через час с небольшим. Это те же самые оперативники, что и раньше, только обвешанные нашивками с Недороссией. К счастью, с ними был наш участковый врач, который в ту ночь дежурил. Милиция сделала снимки, врач зафиксировал смерть. Потом оперативники стали заполнять протокол. Я дала паспорт мамы, её больничную карточку, снимки МРТ и своё свидетельство о рождении. Собрав в кулак всю хуцпе, отпущенную мне при рождении, представилась девичьей фамилией. Безработной. Живущей с родителями на их счет в их квартире. Разведённой (а на стене, прямо над столом, висела моя свадебная фотография). Как человек, ухаживавший за мамой, я описала всё, что происходило во время болезни. Дала номер нашего телефона и своего мобильного. Подписала дрожавшей рукой протокол.
      Когда опергруппа уехала, я набрала телефон ритуального агентства "H...." и попросила приехать за мамой как можно раньше. Они пообещали быть сразу после окончания комендантского часа, часов в шесть утра. Я и отец спать уже не ложились. Пришла Наташа (бывшая невестка). Она не побоялась идти ночью. Мы зажгли свечи и сели вокруг кровати, возле мамы. Вспоминали, какая она была при жизни. Мамино присутствие полностью ощущалось. Под утро приехала тётя Таня, после нее - катафалк из похоронного агентства. И тут меня прорвало. Ночью я не плакала, как-то держалась. Но когда спальня опустела и тело мамы вынесли на носилках из подъезда, я кричала в голос. Полная луна клонилась к закату. Машина медленно уехала со двора. Потом я узнала, что наша дворничиха всё видела и сразу же разнесла весть по кварталу. Не помню, как я дошла до двери квартиры и потом - до спальни. Прогнала отца, который пытался меня успокоить. Когда стало светать, я ненадолго провалилась в забытье. Разбудил меня брат, приехавший около восьми часов утра. Надо было идти в поликлинику за справкой о смерти и сразу же решать все похоронные дела. Мы выпили кофе (уже который по счёту за ночь и утро), взяли всё нужное и втроём пошли в больницу. Я, брат и сестра мамы тётя Таня. Я отлично помню, что солнечный свет в то утро выглядел как-то по другому - в нём как будто появились новые оттенки и лучи.
    В поликлинике пришлось ждать очень долго. Все время мелькали невнятные "участники боевых действий", которым письменно предлагалось входить в любой кабинет без очереди. Справку о смерти с украинской печатью нам не дали. Ни за какие деньги. Врачи отморозились тем, что якобы у них уже нет украинских печатей. Пришлось довольствоваться писулькой с печатью ДНР. С этой филькиной грамотой мы пошли на территорию больницы Калинина, в ритуальное агенство "Н...". Туда же приехал на машине друг (или кум) брата, который по его просьбе вызвался нас отвезти на кладбище в Макеевку и назад. Брат с кумом уединились для обсуждения важных вопросов. Мне пришлось все грустные дела решать самой. Дату похорон пришлось перенести с четверга на пятницу 30-го. Чтобы наши российские родственники успели приехать. Я заплатила похоронной конторе за всё, включая венки и холодильник, 18 тыщ. оккупационных денег. Потом мы загрузились в побитую копейку, обвешанную колорадскими ленточками, двуглавыми курицами и иконами усатого. На территории больницы Калинина пришлось буквально продираться через толпы обезьян в камуфляже. Похоже, что там - настоящий госпиталь. Гражданских было мало видно.
     Заправились за мой счет. Поехали в ЗАГС за официальным свидетельством о смерти. Потом - на Лесное кладбище в Макеевке. Там у нашей семьи есть участок, где уже лежат старшая сестра мамы тётя Валя и её муж. Это кладбище находится всего в нескольких километрах от дома, где жили дедушка и бабушка с материнской стороны и где после переселения на Донбасс родились все их дети, кроме старшего сына. По дороге мы размножили документы о смерти. Также я поменяла европейские деньги на оккупационные.
    На кладбище всё прошло гладко, администрация проводила нас к участку. Линия последних, свежих могил проходит по линии близко к посадке, где  - секрет Полишинеля -  стоят российские части. Между могилами и посадкой на дороге и в траве были видны таблички с надписью  "Заминировано". Да и военную технику с вооруженными обезьянами было видно очень чётко. Администратор сказала, что "бойцы" похоронные процессии не трогают  -  "Джентльменская договорённость".
    На обратной дороге в Донецк я попросила водителя остановиться на Червоногвардейке. То есть на рынке, где я решила купить для отца на зиму мешок картошки, а также немного других овощей-фруктов. Другой возможности воспользоваться машиной могло уже не представиться. Брата перекосило, но он смолчал. Донёс мешок до багажника. По дороге домой мы заехали на оптовую базу за мясокомбинатом, где купили напитки и сласти для поминок. После того, как мы завезли домой покупки, водитель довёз нас с тётей Таней до ее дома в центре, а сам с братом уехал. Я решила не ехать пока домой, а побыть в обществе тёти и двоюродной сестры, чтобы прийти в себя и отвлечься на часок. Позже я всё равно должна была встретиться с бывшей невесткой возле нашего райисполкома, где она обещала договориться о столовой для поминок.
      Тётя и сестра меня отпоили, накормили и оживили. Уйдя от них, я села в троллейбус, чтобы ехать обратно в свой район. Передала водителю за проезд. Он посмотрел на меня и отдал  монеты назад. Наверное, я выглядела после всех переживаний ночи и дня как пенсионер (которым проезд бесплатен). В столовой мы договорились быстро - выбрали стандартное меню, посчитали количество приглашенных + 5 человек, которые непременно напросятся. Все необходимые дела были сделаны. Я ненадолго зашла к Наташе  воспользоваться её интернетом, после чего вернулась домой, к отцу. Он уже выспался к тому времени. Занялась рутинными делами   - стиркой, уборкой, готовкой.

...Продолжение следует.....


житие мое, Донецк, Украина, опопочление, россия, ДНР, ватники

Previous post Next post
Up