Есть такое понятие - статус. Это очень важная вещь в жизни любого ребенка, взятого под защиту государства. Статус сироты или инвалида дает право на пенсию, статус "лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей" дает право на льготное поступление в ВУЗ, на гособеспечение, пособие, жилье и много других вкусных плюшек от государства. Государство, понятно, не рвется раздавать эти плюшки просто так. Статус надо подтверждать множеством документов, чем и занимаются в основном социальные педагоги детских домов и иногда мы. Периодически мы сталкиваемся с тем, что каких-то документов не хватает и статус подтвердить не удается.
В детском доме живет мальчик, живет уже давно. Мать его, лишенная прав, растворилась в нашем городе-миллионнике в конце 90-х, продав квартиру, в которой мальчик мог бы жить. Других родственников у него нет и помогать ему после выпуска из детского дома, который вот-вот случится, некому. Где-то далеко на Севере живет его отец - представитель одного из малых народов. Его прав не лишили, так как на момент суда отец отбывал срок, довольно большой срок. Но в конце концов освободился. Детский дом, логично вполне, решил, что при выпуске мальчику неплохо бы иметь тот самый статус, а для этого было необходимо лишить отца прав. Суд состоялся там, где отец проживает, далеко на Севере. Сотрудники детского дома были, в общем, спокойны: отец не видел сына лет 15, в его жизни никак не участвовал и шансов на то, что они встретятся в ближайшие годы было мало. Наличие прав родителя ничего не меняло в жизни отца, так рассуждали сотрудники, зато на жизнь сына оно влияло самым непосредственным образом.
Суд далекого северного города смотрел на дело, как оказалось, по другому. Суд посчитал, что отсутствие у отца жилья и работы не является достаточным основанием для лишения родительских прав. У них там, на Севере, половина области так живут и ничего. Что ж теперь - всех прав лишать?
В последнее время очень много говорится о необходимости профилактики социального сиротства. О том, что не надо рубить с плеча, надо по возможности стараться сохранить кровную семью ребенка. Я правда, честно-честно, согласна с этим целиком и полностью. И рада, что далеко на Севере есть область, где о сохранении кровной семьи заботятся не на словах, а на деле. Думаю, судья может по праву гордиться количеством семей, которые ему удалось сохранить.
Думаю так же, что одного немолодого и прожившего трудную жизнь человека согревает сейчас мысль о том, что где-то далеко-далеко, за много сотен тысяч километров живет парень, которого он, скорее всего, никогда в своей жизни уже не увидит. Но он сохранил право называть этого молодого человека своим сыном.
А мальчик, ну что мальчик. Он скорее всего поступит в ВУЗ и без льгот, голова у него соображает очень неплохо. Будем надеяться, что найдутся те, кто захочет и сможет помочь ему, пока он будет получать образование. Он очень сильный духом, позитивный парень. Спортивный очень. Думаю, из него получится отличный учитель географии или инструктор по туризму.