В каждой семье наступает такой момент, когда в полный рост встает вопрос - куда пойти дальше чаду, которое через каких-нибудь пару месяцев перейдет из категории "учащихся средней школы" в категорию "поступающих в учреждения профессионального образования". К этому событию готовятся заранее, обсуждают этот животрепещущий вопрос на семейных советах, с привлечением родственников, друзей, коллег по работе и коллективного разума любимого автомобильного форума отца. Выслушиваются все мнения: соседки по лестничной площадке тети Вари, у которой дочка пошла учиться куда надо, там очень удачно вышла замуж, так что теперь ей ни учиться ни работать больше не надо; начальника по работе Константина Петровича, который тоже поступил куда надо, и стал большим человеком, дяде со стороны двоюродного брата жены мамы дяди Коли, который поступил куда совсем не надо было, попал из-за этого, куда Макар телят не гонял, вылез оттуда с немалыми потерями, закалился характером и теперь ворочает таким бизнесом, что ой. И постепенно, из всех этих споров, разговоров рождается то самое решение, которое и определит, где и чем чадо будет зарабатывать себе на жизнь и строить карьеру в дальнейшем. Ну, если повезет, конечно.
С некоторых пор у наших ребят это происходит примерно так же.
В конце учебного года собирается консилиум, где и решается, куда в дальнейшем пойдет учиться выпускник детского дома. В консилиуме принимают участие все, кто в прошлом и в ближайшем будущем несет ответственность за его устройство. Председательствует начальник Управления опеки и попечительства города. Нас тоже приглашают, как потенциальных помощников для выпускника и потому, что большинство детей мы уже хорошо знаем.
В этом году такой консилиум прошел во второй раз. Надо признать - изменения заметны. В этом году на вопрос "Почему ты выбрал это учебное заведение?" никто не ответил "Мне так соцпедагог велел". Большинство ребят сумели внятно объяснить, какие условия будут у них после выпуска. Сказались занятия по профориентации, которые проводили наши партнеры ЦМПСС "Семья" в течении года.Но, конечно, от идеала нашей ситуации еще очень далеко.
Большинство ребят имеют очень слабое представление о границах собственных возможностей, да и ожидающая их взрослая жизнь представляется многим в таком нереально-романтическом свете.
- Выучусь на культуролога и буду работать в институте.
- Главное образование получить (поступить), а потом видно будет.
- Конечно я смогу в институт поступить, я же нормально учусь, прогуливаю уроки нечасто, где-то раза два в неделю всего.
Причем, больше всего в облаках витают те, кто в детском доме считался "способным" - учащиеся хорошо, благополучные воспитанники. "Проблемные" - побегушники, двоечники-прогульщики, в основном хорошо понимают, что никто их за порогом детдома не ждет с радостью и пробиваться придется самим. Да и самооценкой завышенной они, с детства привыкшие слышать о себе в основном негатив, обычно не страдают.
Как итог: из 36 человек набирается где-то 5-6, за кого действительно не страшно. Из оставшихся - кто-то нормально выйдет из этого виража под названием "выпуск из детского дома" и будет жить благополучно. Кому-то будет очень трудно, и через полгода-год они придут ко мне. А кто-то после выпуска растворится в неизвестности.