XII съезд РКП(б)

Dec 30, 2023 13:55

Подготовка к намеченному на март 1923 года XII съезду РКП(б) проходила на редкость спокойно. Партийному руководству не приходилось опасаться возможных внутренних и внешних осложнений.
Экономика СССР находилась на подъёме. Позади остались страшный неурожай и голод. Политические противники большевиков или бездействовали, или изгонялись. Отступили на второй план и внутрипартийные разногласия.

8 марта 1923 заседание Политбюро ЦК РКП(б), состоявшееся на квартире заболевшего Л.Д.Троцкого, приняло решение о переносе начала съезда с 30 марта на 15 апреля. Затем дату открытия перенесли ещё на два дня. Дальнейшие отсрочки не имели смысла.

Съезд открылся 17 апреля 1923 года в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца. Вступительное слово произнёс Л.Б.Каменев. Он вкратце перечислил основные вопросы, которые предстояло решить на съезде. По предложению Рудзутака были единогласно избраны президиум из 25 человек, секретариат и редакционная комиссия.


С политическим докладом, который обычно доверялся В.И.Ленину, на съезде выступил Г.Е.Зиновьев. Надежды на ленинское участие не оправдались, и делегатам предлагалось "заменить указания Владимира Ильича коллективной работой".
Зиновьев говорил о том, что Советское правительство должно "всячески оттягивать тот момент, когда нас заставят активно вмешаться в новую европейскую драку". Эта мысль впоследствии неоднократно звучала из уст лидеров СССР.
Зиновьев не согласился с мнением Л.Б.Красина о вреде политических назначений. Нельзя было ограничивать партийные организации исключительно агитацией и назначением кадров. В условиях, когда страна жила хозяйственными вопросами, отход партии от решения экономических задач, означал для нее политическую смерть.

Вечером 17 апреля с организационным отчётом ЦК РКП(б) выступил И.В.Сталин. Он подчеркнул, что "в политике не класс зависит от партии, а наоборот". РКП(б) воздействовала на рабочих не только через свои организации, но и через сеть "беспартийных массовых аппаратов".
Была кратко описана работа с руководством профсоюзных, кооперативных, молодёжных и женских организаций. Сталин считал: "Госаппарат, повторяю, по типу правильный, но составные части его еще чуждые, казенные, наполовину царско-буржуазные." Инструментом контроля за деятельностью чиновников должен был стать реорганизованный в духе указаний Ленина аппарат ЦКК и РКИ.
Улучшение работы хозяйственных органов должно было сопровождаться их удешевлением. Недопустимо было тратить на администрацию все полученные доходы. Аппарат не должен был превращаться в самоцель.

С докладом Ревизионной комиссии выступил В.П.Ногин. Он отметил, что в отделах ЦК к проверкам отнеслись с пониманием и предоставили все необходимые материалы. Наиболее важным в партийном аппарате, по мнению Ногина, было Бюро Секретариата, которое учло сделанные замечания и устранило имевшиеся недостатки.
По данным Ревизионной комиссии, в штатах ЦК РКП(б) на 1 марта 1922 года состояло 705 служащих, на 1 марта 1923 года - 741. При этом, партийный аппарат отличался большой "текучестью".

18 апреля 1923 года Президиум XII съезда рассмотрел вопрос "О записках тов. Ленина по национальному вопросу", решив огласить последние указания своего лидера не на общем заседании, а по делегациям. После приветствий делегаты перешли к прениям.

Первым в прениях выступил В.В.Косиор. Он утверждал, что политика "руководящей группы Центрального Комитета" не совпадает с интересами партии. Предлагалось для проверки работы ЦК создать "авторитетную комиссию", которая могла бы сделать выводы о положении внутри партии. Фактически имелась в виду смена руководства.

Против критических замечаний Зиновьева выступил Л.Б.Красин. Несправедливыми были названы нападки на требование выучки для хозяйственных кадров. Управлять по-старому было невозможно. В ЦК не нашлось фигуры, которая могла бы заменить Ленина, чей авторитет признавался безоговорочно.
Нельзя было сводить внешнюю политику к неуступчивости. Красин считал, что целесообразно пойти на уплату дореволюционных долгов, чтобы получить кредиты. Требовалась не "лобовая атака", а нэп в области внешней политики.

Преображенский начал свою речь с того, что одобрил часть доклада Зиновьева, относящуюся к внешней политике, однако выразил несогласие с оценкой хозяйственного положения. Нэп создавал две опасности для социалистического развития: зависимость государственного хозяйства от мелкобуржуазного производства и противоречия между интересами отдельных предприятий.

Л.Б.Каменев указал на необходимость учёта партийных настроений, включая "отдельные оттенки". Некоторые члены партии призывали не раздувать разногласия. Политбюро должно было бороться с буржуазными влияниями, опираясь на "политический мандат рабочего класса". Нельзя было ограничивать партию агитацией и пропагандой, обрекая ее тем самым на поражение.

С замечаниями по национальной политике выступил Буду Мдивани. Он указал на вред, нанесённый работе Закавказского крайкома постоянными колебаниями между федерализацией и автономизацией. Прозвучал призыв вернуть в Грузию переведённых оттуда "национал-уклонистов".

19 апреля на пятом заседании выступил Ф.Махарадзе. Он считал роспуск старого ЦК Компартии Грузии несправедливым, поскольку в нём работали опытные большевики, действовавшие в духе "последовательного революционного марксизма и ленинизма".

Бухарин сосредоточился на критике выступлений В.В.Косиора и Л.Б.Красина. Недопустимо было отрывать советский аппарат от РКП(б). Съезд должен был обеспечить сохранение партийного единства.

Вечером 19 апреля с заключительным словом по докладу Ревизионной комиссии выступил В.П.Ногин. Он пояснил, что наличие большого числа отделов и подотделов в ЦК не свидетельствует о громоздкости аппарата.

По итогам прений Сталин ответил на критические замечания оппозиционеров. Была выражена уверенность, что РКП(б) останется сплочённой и сильной организацией.

Зиновьев в своей заключительной речи остановился на международных вопросах. Расхождения среди делегатов касались не права государства торговать, а полномочий Наркомвнешторга. В результате дискуссий исключительное право вести внешнеторговые операции было оставлено за наркоматом.
Большевики не собирались смягчать формулу диктатуры. Зиновьев считал, что диктаторские методы придётся использовать как минимум десять лет. Предстояло превратить нэп в обходный маневр рабочего класса по отношению к буржуазии.

Резолюцию по отчёту ЦК зачитал делегат Харитонов. Предлагалось одобрить "политическую и организационную линию ЦК". Авторы резолюции выступили против ограничения партработы агитацией и пропагандой.

После короткой дискуссии резолюция была одобрена съездом. Вслед за этим делегаты утвердили доклад Ревизионной комиссии, включая партийный бюджет.

Дневное заседание 20 апреля началось с отчёта ЦКК, с которым выступил Шкирятов. Излагалась общая картина деятельности Центральной и губернских контрольных комиссий. Были подведены итоги партийной чистки.

С докладом о работе Коминтерна выступил Н.И.Бухарин. Он отметил, что к концу войны мировое хозяйство пришло с расшатанным базисом. Центр международной экономической жизни переместился из Европы в США и отчасти - в Японию. Задача организации мирового хозяйства не была решена.
Коминтерну предстояло возглавить революционную борьбу народов Востока, примером для которых должна была стать грамотная национальная политика в Советском Союзе. Важнейшей задачей коммунистов была борьба с фашизмом. Бухарин утверждал: "Угроза со стороны фашизма настолько реальна, что в этой антифашистской кампании чрезвычайно целесообразно применение тактики единого фронта."

По докладу Н.И.Бухарина было решено прения не проводить. В принятой делегатами резолюции одобрялась деятельность делегации РКП(б) в Исполкоме Коминтерна.

Вечером 20 апреля на съезде с докладом о промышленности выступил Л.Д.Троцкий. Речь шла об итоговых данных, использованных в тезисах ЦК. Необходимо было пользоваться рыночными методами, пока не были выработаны централизованные и плановые приёмы экономической политики.
Первую задачу - "не дать стране погибнуть" - с помощью нэпа удалось решить. Увеличился обмен между городом и деревней. Однако этот товарооборот носил преимущественно потребительский характер. На следующем этапе обмен должен был дать городу сельскохозяйственное сырье, а промышленность селу - сельскохозяйственные орудия и удобрения.
В экономическом развитии СССР отмечались серьёзные диспропорции. Цены на товары повседневного спроса продолжали расти. Сельскохозяйственные продукты обходились намного дешевле, чем промышленные изделия.
Этот разрыв в ценах Троцкий назвал "раскарякой" или "ножницами". Вопрос заключался в том, как долго и в каком объёме будет действовать такая ценовая политика?
Надежды на рынок оказались преувеличенными. Индустрия была неприспособленной к рыночной игре. Это вынудило поддерживать тяжёлую промышленность за счёт бюджета. Нельзя было сохранить армию, транспорт и многие другие отрасли исключительно рыночными механизмами.

21 августа девятое заседание открылось выступлением Смилги. Он выразил сомнение в том, что в ближайшей перспективе будет обеспечена монополия тяжёлой индустрии, которая сможет наладить отношения с крестьянством.
Более вероятной была возможность создания внутреннего рынка в рамках крупной промышленности за счёт производства для потребления и производства для производительного потребления.

Председатель ВСНХ П.А.Богданов заявил, что оценка нэпа Зиновьевым точнее, чем у Троцкого. Крупная промышленность в СССР могла развиваться только при условии оплаты этой продукции государством. С другой стороны, устойчивость рынка зависела от повышения покупательной способности крестьян.
Нужен был регулирующий орган, который мог бы оперативно перебрасывать товары в определённые регионы и усиливать заготовки по мере необходимости. В распоряжении этого центра следовало передать промышленность, регулирование торговли, а также внешний заготовительный и закупочный аппарат.

Раковский указал на необходимость более тесной связи между местными партийными и центральными хозяйственными органами. Ликвидация главкизма не отменила старую рутину. Учитывая сложности управления из единого центра требовалось срочное решение задачи хозяйственного районирования.

Красин в своей речи перечислил основные препятствия для восстановления промышленности. Среди них были упомянуты общее обнищание страны, разорение крестьянства, исчезновение сельскохозяйственного рынка для крупной промышленности, изношенность оборудования и дезорганизацию управления.
Первоначальное накопление капитала в Советской России не могло обеспечиваться крохоборством и собиранием пятаков. Создать крупную промышленность путём экономии было невозможно.
Между тем, проблему финасирования можно было разрешить с помощью иностранных кредитов. Большие займы позволили бы быстро восстановить предприятия, стабилизировать рубль и наладить кредитование крестьянства.

Лядов выразил сомнение по поводу заявления Красина о том, что советская экономика погибнет без западноевропейских инвестиций. Переговоры в Гааге свидетельствовали о том, иностранные капиталисты предпочитали вкладывать деньги в спекулятивные предприятия.

Вечером 21 апреля на десятом заседании с заключительным словом по вопросу о промышленности выступил Л.Д.Троцкий. Он указал на особое экономическое положение России, сочетающей различные хозяйственные уклады.
Планирование промышленности нельзя было обеспечить только за счёт ВСНХ. Его следовало увязывать с финансами и транспортом. Этого можно было добиться только с помощью Госплана, дав ему более твёрдую организацию.
Крупнейшие капиталистические государства обеспечивали накопление за счёт эксплуатации колоний. Этой возможности у Советского Союза не было.
В Генуе от советской делегации требовали не только признания дореволюционных долгов, но и реституции. Причём никаких кредитов за эти уступки не обещали. По итогам обсуждения вопроса о промышленности, делегаты единогласно приняли за основу тезисы Троцкого.

С докладом Мандатной комиссии выступил Л.М.Каганович. Он сообщил, что были утверждены 408 решающих мандатов и 417 совещательных. Впоследствии публиковались сведения о 458 делегатах с решающим голосом и 417 делегатах - с совещательным. Общее количество членов партии достигло 386 тысяч.

Доклад мандатной комиссии был одобрен единогласно. Далее нарком здравоохранения Семашко огласил бюллетени о состоянии здоровья Ленина.

На дневном заседании 22 апреля с докладом о налоговой политике в деревне выступил Л.Б.Каменев. Он вкратце изложил основные особенности взаимоотношений классов в аграрном секторе экономики.
Крестьянин судил о власти не по речам и не по качествам высшего руководства, а по деятельности местных чиновников и налоговой службы. Именно низовой аппарат нуждался в тщательной чистке и совершенствовании.

М.И.Калинин начал с того, что назвал основой советской политики союз рабочих и крестьян. Два класса брали на себя общую ответственность по утверждению социалистического строя.

С докладом о финансовой политике выступил Г.Я.Сокольников. Он говорил о заинтересованности крестьян в рациональной организации налогообложения. Требовалась унификация налогов. Переход от натурального налогообложения к денежному означал определённый шаг в укреплении нэпа.

23 апреля на дневном заседании с докладом о новом административно-хозяйственном делении Республики выступил А.И.Рыков. Административная реформа позволяла преодолеть бюрократический централизм и разгрузить центральные учреждения от множества текущих дел, которые можно было решить на региональном уровне.
Нужно было добиться, чтобы размеры волостей позволяли включить в них все необходимые для крестьян службы. Предполагалось сократить количество вопросов, которые можно было решить только в волисполкомах. В частности, планировалось передать регистрацию рождений, браков и смертей сельским советам.

С докладом по национальному вопросу выступил И.В.Сталин. Он напомнил, что эти проблемы уже обсуждались на VIII и X съездах, а подход партии к их решению не изменился с дореволюционных времён.
Основным тормозом объединительных процессов Сталин назвал великорусский шовинизм, признавая справедливость замечаний Ленина по "грузинскому делу". Об этой опасности свидетельствовала популярность сменовеховцев среди некоторых советских чиновников.
Серьёзным препятствием для объединения народов было их фактическое неравенство, унаследованное со времён царизма. Формально равные права имели даже самые отсталые народы. Но от правового до фактического равенства было очень далеко.
Представители разных национальностей должны были получить представительство во всех высших учреждениях. Предлагалось учредить в составе ЦИК СССР две равноправные палаты, одна из которых должна была избираться по республикам и областям.

Мдивани призвал делегатов следовать указаниям Ленина, данным в последних письмах. В ответ на ленинские цитаты, председатель Каменев сделал замечание, что съезд запретил обнародовать упомянутое письмо на общем заседании.

Вечером 23 апреля тринадцатое заседание съезда прошло в Большом театре с участием столичного партийного актива и представителей рабочих. С обращением к собравшимся выступил Л.Б.Каменев. На приветстствия московских рабочих ответил М.В.Фрунзе.

24 апреля на съезде продолжились прения по национальному вопросу. Раковский выразил обеспокоенность слабым интересом, проявленным в партии к национальному вопросу. Без понимания нужд крестьян-инородцев отдельные расхождения могли разрастись до гражданской войны.

Г.Е.Зиновьев выразил сожаление, что дискуссия на грузинскую тему отвлекла делегатов от существа проблемы. Дело не сводилось к формированию ещё одной палаты ЦИК. Предстояла упорная борьба против великодержавного и местного шовинизмов.

Бухарин призвал делегатов со всей серьёзностью отнестись к национальному вопросу. Разбирать исключительно местные проявления шовинизма было ошибкой. Бухарин предложил подтвердить решения последнего Пленума ЦК, а также обеспечить выполнение политики, намеченной в тезисах Сталина.

Л.Б.Каменев, открывший вечером 24 апреля шестнадцатое заседание, предложил делегатам завершить работу в тот же день. Состоялось голосование по подготовленным резолюциях.

Первым был рассмотрен проект районирования, о котором докладывал Рыков. Решение по этому вопросу приняли без возражений. Резолюция о налогообложении была предложена с минимальными исправлениями и одобрена единогласно.

Большинством голосов были одобрены пункты резолюции, предложенные комиссией по организационным вопросам. Была одобрена зачитанная Ф.Э.Дзержинским резолюция по вопросу о задачах ЦКК и РКИ.

С выводами секций по национальному вопросу делегатов ознакомил И.В.Сталин. Он выступил против уступок националистам. Нелепо звучали призывы к покаянию перед угнетёнными народами со стороны партии, которая последовательно отстаивала право наций на самоопределение.

С замечаниями по предложенной резолюции выступил Х.Г.Раковский, но его поправки были отклонены. Предложение Скрыпника о переименовании РКП(б) в "Коммунистическую партию Союза Советских Республик" было одобрено делегатами, но в окончательный текст тезисов не попало.

Ф.Голощекин огласил результаты выборов ЦК. Единогласно был избран только В.И.Ленин, но это решение носило скорее символический характер.

После коротких приветствий с заключительным словом на съезде выступил Г.Е.Зиновьев. Он напомнил об огромной ответственности делегатов, которым пришлось принимать важнейшие решения без участия В.И.Ленина.
Зиновьев заявил, что РКП(б) ещё удивит мир своей "стойкостью, выдержкой, дисциплиной, единством и дальновидностью". На этом XII съезд завершил свою работу.

Делегатам не суждено было услышать голос Ленина, но его отношение к обсуждавшимся вопросам было известно и так или иначе учитывалось. Это особенно ощущалось в ходе обсуждения национального вопроса.

Съездовская дискуссия никак не нарушила единство партийного руководства. Стенографический отчет XII съезда РКП (б) впервые был опубликован в 1923 году.

По постановлению Политбюро ЦК РКП(б) тексты основных докладов в первом издании стенографического отчета XII съезда были напечатаны в расширенной редакции. Доводы, впервые прозвучавшие в 1923 году, впоследствии неоднократно использовались в политических дискуссиях, касавшихся кадровых назначений, национального вопроса и иностранных инвестиций.

Двенадцатый съезд РКП(б). 17-25 апреля 1923 г. Стенографический отчёт. М. Политиздат. 1968. 919 с.

Е.В.Бородулина. Л.Д.Троцкий о мелкой промышленности на XII съезде РКП(б). Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 12.

В.И.Старцев. Политические руководители Советского государства в 1922 - начале 1923 гг. История СССР. 1988. № 5. С. 101-122.

По национальному вопросу. Резолюция XII съезда РКП(б). КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Издание 9-ое. Т. 3. М. Политиздат. 1984. С. 79-88.

О задачах РКИ и ЦКК. Резолюция XII съезда РКП(б). КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Издание 9-ое. Т. 3. М. Политиздат. 1984. С. 89-94.

По организационному вопросу. Резолюция XII съезда РКП(б). КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Издание 9-ое. Т. 3. М. Политиздат. 1984. С. 94-100.

И.В.Сталин. Организационный отчет Центрального Комитета РКП(б) XII съезду РКП(б). 17 апреля 1923 г. Собрание сочинений. Т. 5. М. ОГИЗ, Госполитиздат. 1947. С. 197-222.

Л.Б.Каменев. Очередные задачи Компартии Грузии. Доклад на первом заседании Второго съезда Компартии Грузии 14 марта 1923 г. Тифлис. 1923.

источник https://vlad17-gradov.livejournal.com/158132.html

Троцкий, РКП(б), Сталин, Бухарин, съезд, 1923, Зиновьев

Previous post Next post
Up