Сегодняшний пост будет посвящен последнему пусковому участку Святошинско-Броварской линии, который был открыт 24 мая 2003 г. Кроме него вы также увидите несостоявшиеся эскизы станций "Проспект Вернадского" и "Новобеличи". Первая уже никогда не будет построена, вторая еще долгое время будет оставаться перспективной. На этом наше путешествие по Святошинско-Броварской линии завершится. Но прежде чем перейти к Куреневско-Красноармейской линии впереди вас еще ждет дополнительный пост с фотографиями, которые по тем или иным причинам не попали в предыдущие обзоры.
Незадолго до начала строительства нового участка, которое началось в 1998 г., планировалось, что за станцией "Святошин" линия увеличится на четыре станции: "Проспект Вернадского", "Проспект Победы" (ныне "Житомирская"), "Проспект Палладина" ("Академгородок") и "Новобеличи". Впоследствии "Проспект Вернадского" была исключена из этого списка (из-за этого перегон между станциями "Святошин" и "Житомирская" имеет достаточно большую длину - 1,8 км), а "Новобеличи" и по сей день остается перспективной.
Несмотря на изменения, предварительные эскизы станции "Проспект Вернадского" все же были сделаны, поэтому, прежде чем перейти к "Житомирской", давайте посмотрим на них.
1. Из эскизов ясно, что станция по конструкции должна была быть аналогичной станции "Святошин", т.е. колонной мелкого заложения.
2. Еще вариант:
ЖИТОМИРСКАЯ
Проектные названия - "Проспект Победы", "Крамского". Нынешнее название станция получила по направлению на Житомир. Конструкция станции односводчатая мелкого заложения.
Архитекторы: Н. Алёшкин, Т. Целиковская, В. Гневышев, при участии А. Панченко.
По данным официального сайта пассажиропоток на сегодняшний день составляет 36,6 тыс. пассажиров в сутки.
3. Эскизы реализованного архитектурного оформления станции мне неизвестны, а вот на уникальные эскизы тех времен, когда рисовалась "Проспект Вернадского", у нас есть возможность посмотреть. Вот как могла бы выглядеть "Житомирская" в одной из своих старых интерпретаций:
4. Или так. Из описания эскиза: "В основе проектного решения - трубчатая структура на своде, несущая в себе светильники с лампами люминесцентного света. Структура пронизывает пространство подземного зала и вестибюлей, зрительно объединяя их в единый урбанистический комплекс." Вероятнее всего этот эскиз был взят за основу современной схемы освещения на станции.
5. Еще вариант.
6. Веяния современности :)
7. Одинокий кадр строительства станции. На фото опалубка для укладки бетона свода станции. Ее же можно было наблюдать на "Бориспольской" и "
Выставочном центре".
8. Современное фото. Под сводом размещено три линии люминесцентного освещения на облегченных алюминиевых подвесах. На пол уложен серый гранит с расшивками красного и вставками из габбро.
9. Путевая стена облицована белым и коричневым мрамором. Над названием станции размещено словосочетание "Станция метро" (Капитан Очевидность аплодирует стоя); "Житомирская" - единственная станция в Киеве с таким исполнением названия.
10. Кассовый зал. За счет формы потолка кассовый зал визуально является продолжением односвода.
АКАДЕМГОРОДОК
Проектное название - "Проспект Палладина". Современное название станция получила по близлежащему жилому массиву. В данный момент станция является конечной на линии. Конструкция станции колонная (трехпролетная двухярусная) мелкого заложения. "Академгородок" - вторая двухярусная (после "Позняков") станция в Киеве, но, если "Позняки" имеет только одну галерею над путями, на "Академгородке" таких галерей две. Подобная конструкция станции в сочетании с лестницей, ведущей на галереи с середины платформы, должна легко и эффективно разделять потоки пассажиров. Правда, в южном вестибюле турникеты расположены с противоположной стороны от посадочной платформы и на лестнице встречные потоки людей пересекаются. Является ли данная ошибка следствием каких-то неизвестных нам задумок проектировщиков или этот момент был просто упущен из виду - не знаю.
На "Академгородке" также есть негласный "памятник" отечественному машиностроению: установленные для выхода из подземных переходов эскалаторы производства завода "Большевик" с момента открытия станции практически ни разу не работали вследствие дефекта конструкции.
Архитекторы: Т. Целиковская, В. Гневышев, Н. Алёшкин, А. Крушинский.
Пассажиропоток - 46,2 тыс. в сутки.
11. Предварительные эскизы станции. Вариант без галерей над путями:
12. Один из вариантов с галереями. Причем левая часть эскиза показывает все это хозяйство в разрезе:
13. Еще. Интересно, как бы это выглядело в реальной жизни.
14. Эскиз, близкий к построенной станции:
15. Собственно практически готовая станция с пробным поездом:
16. День открытия. Ген. Директор "Киевметростроя" В. Петренко, Л. Кучма и тогдашний мэр Киева А. Омельченко:
17. Современные фото.
18. Рисунок пола и изгибы ограждения галерей очень сильно перекликаются с эскизом на 14-м фото.
19.
20. Гроздья шарообразных светильников молочного цвета придают станции праздничности.
21.
22. Одна из лестниц, ведущих из центра платформы на галереи:
23. Галерея:
24. В ограждении галерей установлены яркие витражные вставки.
25.
НОВОБЕЛИЧИ
Станция когда-нибудь будет располагаться за "Академгородком". В данный момент станция относится к перспективным, но четких планов по ее строительству нет. Предполагалось, что "Новобеличи" будет размещена рядом с одноименной остановочной платформой железной дороги с организацией пересадки и расширением ж-д платформы.
26. На старых эскизах, которые с высокой долей вероятности уже никогда не будут реализованы, станция имеет такую же конструкцию, как и "Позняки": двухпролетная колонная станция мелкого заложения с одной галерей над путями. Из описания эскиза: "Потолок - подвесной, выполненный из гипсокартона с рустами. Стальные трубы окрашены порошковыми эмалями с антикоррозийными свойствами типа "металлик". Стены и полы сооружения облицованы керамической плиткой различных цветов. Элементы ограждения балкона выполнены из тонированного стекла. Источники света - точечные люминесцентные светильники".
27. Еще один вариант. "Архитектурная концепция построена на контрастном сочетании отделочных материалов. Стены, потолки, включая ограждение балконов, облицованы алюминиевыми профилями, окрашенными цветными эмалями по специальной технологии: потолки и балконы - белая эмаль; путевые стены - эмаль ультрамаринового цвета".
28. И еще парочка:
29.
Следующая остановка на станциях "Площадь Независимости", "Почтовая площадь" и "Контрактовая площадь".
См. также:
Станции "Берестейская", "Нивки", "Святошин" Все публикации серии "Метро, которого нет" P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.