Прежде чем продолжить серию "
Метро, которого нет", давайте посмотрим на историю создания и работы сооружения, благодаря которому метро много лет назад смогло пересечь Днепр и прийти на левый берег Киева.
1. Мост Метро - первый метромост через Днепр в Киеве. Открыт 5 ноября 1965 года одновременно с третьим пусковым комплексом метро в сторону левого берега. Вместе с Русановским мостом соединяет правобережную часть Киева, Гидропарк и левобережье в районе Никольской слободки и Русановки. Так мост выглядел на проектных эскизах:
2. Мост был спроектирован киевским филиалом ГПИ "Союздорпроект". Автор проекта и главный инженер - Г.Б. Фукс (он также является автором таких мостов, как
Московский,
Южный и
Подольский).
3. Мост можно считать двухярусным (нижние (боковые) ярусы предназначены для автомобилей и пешеходов, верхний - для поездов метрополитена), хотя разница высот между ярусами в средней части моста практически сведена на нет.
4. На правом берегу мост завершает эстакада станции "Днепр"; со стороны Гидропарка - эстакада для поездов метро над автодорожной развязкой. Длина моста - 685 м, полная ширина - 29 м, ширина верхнего яруса - 9,4 м. Мост состоит из шести пролетов арочно-консольной конструкции и двух неполных пролетов, упирающихся в береговые устои.
5. Мост Метро построен рядом с бывшим Цепным (Николаевским) мостом, разрушенным в 1920 г., и созданным на его основе мостом им. Евгении Бош, который в свою очередь был взорван во время Великой Отечественной войны. На фото видно завершение сооружения
станции метро "Днепр" и процесс подрыва одной из опор моста Е. Бош. По центру фото трасса будущего моста Метро.
6. Начало сооружения моста: строительство свай под первые опоры.
7. Мост является первым в мире крупным железобетонным арочным сооружением на сухих стыках: отдельные железобетонные элементы моста соединены между собой металлическими болтами, а не путем омоноличивания мест соединения бетоном. На фото виден процесс сборки первых несущих арок моста:
8. На готовых арках (полуарках) моста собирались автодорожные уровни:
9. Затем монтировался верхний ярус:
10.
11. По мере сборки, начавшейся от берегов, обе половинки моста постепенно приближались навстречу друг другу.
12. Отдельные блоки арок монтировались как консоли на подпорках или подвесах до тех пор, пока не соединялись в цельную арку. В процессе сборки арок также выполнялась натяжка арматуры внутри них.
13.
14. Панорама строительства моста:
15. Финальная стадия строительства моста:
16.
17. Обустройство развязки со стороны Гидропарка:
18. Укладка верхнего строения пути метрополитена на насыпи, примыкающей к мосту Метро со стороны левого берега:
19. Подбивка пути и другие последние штрихи возле станции "Днепр":
20. Мост практически готов к открытию:
21. Неотъемлемой частью мостового перехода является Русановский мост через одноименный пролив между Гидропарком и левым берегом. Русановский мост имеет балочную шестипролетную конструкцию длиной 349 м.
22. Автомобили, пешеходы и поезда метро располагаются в одном уровне. Мост был построен на месте моста Н.А. Белелюбского, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
23. Также, как и мост Метро, мост собран из железобетона. На фото вы видите финальную стадию строительства моста:
24. Испытания эстакады моста. Редкий кадр поезда, состоящего одновременно из вагонов типа "Е" и "Д".
25. Торжественный митинг на открытии моста Метро:
26. Свежепостроенный мост:
27.
28. На подъезде к станции "Днепр":
29. Помните, какой сейчас "пассажиропоток" на станции? ;) А такой был раньше:
30. Эстакада моста со стороны Гидропарка:
31. На левом берегу еще нет ни гостиницы "Турист", ни других известных сегодня ориентиров:
32. Паводок 1970 г.:
33. Зимой я пытался найти точку, с которой можно отснять похожий вид на мост, но тщетно: склон холма давно уже наглухо зарос деревьями.
34.
35. Современные фото моста. Правда с сезоном я немного промахнулся :)
36.
37. Выходной светофор станции "Днепр":
38.
39.
40. Русановский мост:
41.
42. Но вы не думайте, у меня есть не только зимние фото :) Снова Русановский мост:
43. Вернемся к мосту Метро. Въезд на эстакаду со стороны Гидропарка:
44. Она же в другую сторону:
45.
46. На горбу моста нас встречает "номерной":
47. Подъезжаем к станции "Днепр":
48.
49. Вид на мост со щита
Родины-матери:
50.
51. На этом всё, всем хорошей пятницы! ;)
См. также:
Публикации серии "Метро, которого нет" История и современность станции "Днепр" P.S. Спасибо многоуважаемому Анонимусу за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за организацию проведения съемки из кабины машиниста.