Подольский мост. Пациент жив или мертв?

Dec 11, 2019 23:08



Этой красивой фоточкой с туманом должна была начаться новая публикация, в которой было бы рассказано о последних свершениях и достижениях, семимильными шагами приближающие мостовой переход к пуску. Но получается так, что перспективы Подольского моста сейчас выглядят столь же туманно, как и эта картинка. С сентября стройка начала серьезно буксовать, то есть впервые за последние 2,5 года. И это затишье пока вовсе не собирается переходить в строительную бурю.

Фактически за последнее время накопился двухмесячный простой. Хотя некоторые работы проводились, это совсем не тот темп, который был раньше. В 2015 году, например, некоторые работы тоже проводились (вы можете посмотреть их по ссылке), но где 2015 год, где мы сейчас и готов ли мост? Так же и сегодня: если стройка будет продвигаться в таком же темпе, то не завершится десятилетиями. Сейчас подрядчики, которые ведут работы на мосту, не получают финансирование за выполненные работы. Те же проблемы и у поставщиков материалов, крановщиков, различных мелких предприятий, которые работают на эту стройку. Все ждут расчетов, которые заходят сейчас на стройку очень туго. И те минимальные изменения, которые все же произошли за последние два месяца на стройке, - это фактически собственная инициатива подрядчиков, чтобы не дать разбежаться людям, не сорвать полностью графики и не уронить стройку окончательно.

В чем же проблема? Тут вы, наверное, вспомните нашумевшую недавно новость о смене бюджетной политики в КабМине, которая фактически поставила под вопрос дальнейшее финансирование Подольского моста. Однако это лишь одна сторона медали, причем не самая страшная. Насколько мне известно, взаимоотношения различных подрядчиков на Подольском мосту довольно сложные и это никак не приближает стройку к завершению. И ладно, если бы подрядчики соревновались между собой за качество и скорость выполнения работ. К сожалению, половина из них пытается строить, а вторая половина фактически саботирует стройку (хотя деньги также получает) и пытается перетянуть одеяло строительных работ на себя. Иногда доходит и до откровенного вредительства. В прошлом году, например, на эстакадах на Горбачихе была уложена гидроизоляция. Ее выполнил один подрядчик, а дальнейшие работы по асфальтированию плиты и сохранность гидроизоляции были в ответственности другого. Однако за прошедший год асфальт не только не был уложен. Гидроизоляцию ушатали в хлам строительной техникой и стоит ли говорить о том, что она теперь непригодна и скорее всего ее придется переделывать?

Трения между подрядчиками появились не на пустом месте. Ведь рыба, как известно, гниет с головы. Есть еще генеральный подрядчик, есть заказчик и есть еще целый ряд подразделений городского чиновничьего аппарата, которые так или иначе связаны со строительством моста. Все эти люди в той или иной мере влияют на графики выполнения работ, подрядчиков, их взаимоотношения и слаженность работы. И своевременное выполнение графика, как и хаос на стройке, - это прежде всего ответственность этой верхушки. У нее же в руках и финансовые потоки, которыми при необходимости можно управлять как угодно. Методов довольно много: достаточно, например, не закрыть акт из-за какой-то мелкой придирки (а таких актов по каждому объекту сотни). И на Подольском мосту давно среди подрядчиков есть равные, а есть те, кто равнее. И если раньше это не проявлялось внешне и со стороны казалось, что все гладко и стройка активно движется вперед, то сейчас это ручное распределение средств вылезло в простои и долги.

Кстати, вопреки распространенному заблуждению о престижности государственных заказов, с ними работать очень сложно. Я знаю много компаний, которые даже не хотят участвовать в тендерах, поскольку знают, что получат больше головной боли, чем прибыли (это прежде всего международные компании). Проблем здесь просто огромное количество. Это и классическая киевская схема «постройте сегодня, а мы заплатим завтра», и огромная раздутая бюрократия, и непрозрачная схема работы между участниками процесса, и отказ в закрытии актов, если подрядчик впал в немилость, и экспертиза, которая постоянно сует свой нос в те вопросы, которые в развитых странах подрядчик решает исключительно сам, и многое другое. При таком положении дел не удивительно, что мы регулярно слышим новости, когда очередной крупный тендер выиграла очередная «своя» фирма. Другим выжить очень тяжело.

1. Но давайте все же посмотрим, что произошло на стройке за два месяца. Обзор начнем с нашего любимого объекта - арочного моста через Днепр.


2. Без опор и без вант мост смотрится очень необычно.


3. Но большим количеством изменений я вас тут не порадую.


4. Кран вот тоже грустит в одиночестве над туманом.


5. Наиболее сложные работы, которые тут проводились - монтаж тротуарных консолей.


6. Но, как вы уже догадались, сделано на общем фоне не очень много. Хотя на фоне отсутствующего финансирования и это "не много" - целое достижение.


7. В ноябре работы по монтажу консолей велись крайне вяло.


8. На южной стороне тротуарными консолями полностью перекрыта одна из "дырок", которая оставалась после временных опор. Осталась еще одна.


9. Эта консоль по северной стороне моста - последняя, которую смонтировали осенью. Ну а на фото процесс регулировки положения консоли перед варкой швов.


10. В «дырку» на заднем плане должны стать еще две консоли, но по ним работы долгое время велись крайне медленно. Тем не менее люди работают, ожидая зарплату.


11. Работа над швами под консолями.


12.


13. Чудо-аппарат для обрезки кромки стальных плит под углом. такой угол на кромке необходим для правильного проведения сварочных работ.


14. Кстати, застал, наконец, работу сварочного трактора. С его помощью варят горизонтальные швы между тротуарными консолями.


15.


16. Во время сварки рабочие поверхности посыпаются флюсом и классических искр здесь не видно.


17. Делается для того, чтобы уменьшить контакт зоны сварки с воздухом и обеспечить устойчивость горения дуги.


18.Впоследствии образовавшаяся шлаковая корка отбивается. Сварка этого шва делается за несколько проходов и, как видим, трактору предстоит здесь пройти еще один или два раза. Хоть сварка и автоматическая, но требует внимания и точности, ведь вся настройка аппарата выполняется человеческими руками и глазами.


19.Вернемся к консолям. В декабре, наконец, продолжился монтаж.


20. Кроме этой консоли, осталось смонтировать еще 11 таких же.


21. Что еще изменилось на арочном мосту? Были частично проведены подготовительные работы на шарнирах арки, которые в дальнейшем будут бетонироваться. Была усилена арматура и то, что вы видите, далеко не окончательный вариант. Что касается бетонирования, то сейчас оно выполняться не будет, т.к. для этого необходима температура воздуха порядка +10 градусов. Таковы технологические требования к этому этапу возведения арочного моста.


22. Обводная тротуарная консоль, которая монтировалась в середине осени, была полностью завершена.


23. Переходим к Рыбальскому полуострову. По балкам для заезда с Валов началась укрупнительная сборка.


24. Эти два исполина будут иметь какой-то просто неприличный вес и, если я правильно помню, будут подниматься наверх сразу двумя кранами.


25. Кстати, этот заезд - это еще одна часть истории, которая не приближает стройку к завершению. Эти работы должны были начаться еще год назад, но из-за финансирования и бюрократии все растянулось на месяцы.


26. В прошлый раз спрашивали, как будет достигнут одинаковый уровень железобетонной плиты над балками, если эти балки выше смонтированных ранее. Вот так и будет достигнут: под установку на опору сделана специальная выемка и нижняя часть новых балок будет сидеть ниже соседние балки эстакады.


27. Стыковка соседних элементов.


28.


29. На опорах будущего заезда началось бетонирование подферменников.


30.


31. Необычный ракурс на старый вантовый мост.


32. И вся трасса заезда в одном кадре.


33. На этих опорах сейчас так же идет подготовка к бетонированию: собирается арматура и опалубка.


34. будущие подферменники.


35. Еще один необычный ракурс на вантовый мост.


36. На эстакадах через Рыбальский полуостров были не спеша забетонированы несколько захваток верхней плиты. Дальше бетонировать практически некуда, т.к. сначала нужно завершить строительство эстакады у Гавани.


37. Край плиты с видом на Гавань. Как видите, несущие балки заканчиваются на соседней опоре (№15), дальше следует еще одна опора (№16), а за ней будет находиться береговой устой (опора №17), от которого начнется мост через Гавань. И чтобы продолжить монтаж балок, нужно сначала достроить береговой устой, а уже потом можно будет завершить бетонирование.


38. Кстати, дальше нас ждет сюрприз. Совершенно неожиданно во время вчерашнего осмотра эстакады обнаружил последнюю строящуюся опору - тот самый недостающий береговой устой.


39. Видимо, на эту часть работ таки выделили финансирование.


40. Двигаемся дальше. На съезде на Набережную были смонтированы и забетонированы четыре деформационных шва.


41. На этой картинке хорошо видно их расположение.


42.


43. Монтаж этих швов - та еще эпопея.


44. Чтобы поставить его на место, без лома и какой-то матери тут уже никак обойтись.


45.


46. А тут шов уже выставлен в проектное положение и продолжается подготовка опалубки под бетонирование.


47. Подготовка опалубка в месте установки шва - крайне нудный процесс, требующий максимальной аккуратности. Тут множество нестандартных загибов и труднодоступных мест. Плюс нужно защитить от бетона сам шов. И как вишенка на торте: соседние бетонные плиты часто стыкуются неидеально и во время бетонирования деформационного шва это нужно исправить.


48. А теперь само бетонирование.


49.


50. Кстати, бетонирование швов - это самая неблагодарная работа с бетоном на этом объекте. Очень плотное армирование, мало бетона (за который подрядчику и платят соответствующе), сложная опалубка и важно учесть температурный прогноз, т.к. при схватывании бетона шов тут же начинает выполнять свою прямую функцию.


51. Укладка бетона проходит довольно быстро, но впереди еще много работы.


52. В частности, выравнивание поверхностей.


53. И, затем, наведение красоты.


54. При каждом бетонировании берется проба бетона в виде таких магических кубиков.


55. На кубики наносится дата и, затем, они тестируются в лаборатории. К сожалению, не каждый подрядчик и не на каждой стройке занимается этими «формальностями» и какое качество бетона, уложенного на львиной доле киевских строек, никому не известно.


56. Шов после бетонирования. Лужа на переднем плане уйдет в положенный ей водоотлив, когда будет уложен асфальт.


57. Впереди еще очистка шва от бетона, демонтаж опалубки, срезание лишнего и другие работы по наведению марафета.


58. На этом шве еще нужно установить резинку.


59. А здесь обе резинки были установлены сразу. Да, как видите, швы в разным местах съезда неодинаковые.


60. Можно рассмотреть все "загибы" бетона, под которые нужно было выставить опалубку.


61. Красота.


62. Внутри.


63. Переместимся на Русановские сады. Тут и без проблем с финансированием стройка всегда шла весьма своеобразно :) Вот, например, процесс строительства опоры под номером 24.


64. Всего таких опор на этом участке пять плюс береговой устой.


65. Работа вроде движется, да? ... Или все же нет?


66. На самом деле бетонирование половинки этой опоры практически единственное изменение на этом участке за два месяца.


67. Ни грамма смонтированного металла, ни забетонированных пролетов под метро тут не добавилось.


68. Вот сейчас 24-я опора, наконец, готова. Но строилась она «всего» год. Целый год, Карл! Предыдущие три опоры в этом же месте были построены за полтора (и это тоже печально на самом деле).


69. Осталась последняя пятая опора и за два месяца тут наконец были начаты работы по откапыванию и очистке свайного куста под фундамент опоры. На заднем же плане береговой устой, который также практически не изменился.


70. С другой стороны Садов, где начнутся левобережные съезды с моста (у железной дороги), изменения также незначительны, хотя до этого процесс шел довольно бодро. Фактически забетонирована лишь вторая половинка одной из опор. Как это выглядело в октябре и как вообще выглядит этот участок, можно увидеть в предыдущей публикации.


71. А также подготовлены ростверки и начата вязка арматуры на самых дальних (пока) опорах. Остальные изменения, которые здесь произошли, на фоне общего масштаба стройки просто не заслуживают внимания.


Можно ли открыть мост в конце 2020 года, как это долгое время обещали городские власти? Уже практически наверняка можно сказать, что нет. И, если до железной дороги в этом году хотя бы начались работы по возведению опор, то восточнее от железки даже нет окончательной проектной документации и полного землеотвода. Вернее, проектная документация есть под строительство съезда на ул. Стальского, там же есть все необходимые землеотводы. Но в связи с озвученными планами построить сначала выезды на Алишера Навои и Бальзака (по изначальным планам они также были, но во второй очереди), строительство съездов может растянуться на неопределенное время, т.к. под эти направления, кроме неготового проекта, еще и не везде выкуплена земля. Да и сугубо по технологическим причинам построить все это за год практически невозможно.

Ладно, а можно ли открыть мост к концу 2021 года? Пока еще можно.

72. Как-то так на сегодня.


См. также:
Временные опоры, шпренгели и тротуарные консоли
Замыкание арки Подольского моста
Монтаж связей "от и до" на видео
Монтаж связей на Подольском мосту в 2019 году
Подольский мост в 2018 году
Другие публикации по строительству Подольского моста

Рыбальский п-ов, Гавань, Киев, индастриал, Днепр, Подольский мост, мосты, ПВЛ

Previous post Next post
Up