Метро, которого нет: станция "Герцена"

Aug 22, 2017 13:15



Станцию "Герцена" я уже некогда упоминал в публикации про "Лукьяновскую" и "Дорогожичи", но изначально для нее, как и для остальных станций-призраков, предполагалось сделать свой отдельный пост. Но тогда собрать весь необходимый материал не удалось и подходящий момент наступил лишь в этом году. Что ж. пора закрыть старый гештальт :) Тем более, что сегодня вы впервые увидите место, где должна была быть построена станция, и истинные артефакты от ее строительства (знаменитые эвакуационные мостики, которые не сфотографировал только ленивый диггер, - это не то и построены они немного не там). Но обо всем по порядку.

По планам первой половины 90-х, когда впервые всерьез задумались над строительством участка западнее "Лукьяновской" (хотя сама "Лукьяновская" на тот момент еще строилась), предполагалось выделить станцию "Герцена" в отдельный пусковой участок и открыть ее в 1997 году. Однако развитие метро в этот период происходило на фоне еще неокрепшей после распада СССР экономики, работы проводились в сложных инженерно-геологических условиях на большой глубине и требовали солидных финансовых вливаний. Поэтому очень быстро стало ясно, что озвученный срок нереален, а после того, как в 1996 году метростроевцы все таки домучали "Лукьяновскую" и двинулись дальше на запад, в будущий пусковой участок добавились "Дорогожичи" и долгое время предполагалось, что в строй будут введены сразу две станции. Впоследствии открылись лишь "Дорогожичи", а станция "Герцена" и вовсе не была построена.

Практика "пропускать" промежуточные станции при открытии нового участка в те годы была уже не нова. Началось все с "Печерской", которую открыли на 6 лет позже положенного; затем последовала неоткрытая и поныне "Львовская брама". "Теличка", которую также можно включить в этот список, изначально задумывалась на далекую перспективу, поэтому от ее статуса станции-призрака пока никто особо не пострадал. Но некоторые станции после "лихих 90-х" уже никогда не появятся на схемах метро. Если на красной линии таковой стала " Проспект Вернадского", которая должна была находиться между "Святошином" и "Житомирской", то на зеленой - героиня сегодняшнего рассказа станция "Герцена". В отличие от "Проспекта Вернадского", которую исключили еще до начала строительства соответствующего участка, "Герцена" оставалась в планах достаточно долго и пусковой участок был не только спроектирован, но и построен из расчета появления на свет еще одной станции.

Варианты названий - "Улица Герцена", "Нагорная", "Институт автоматики", "Загоровская". Если с первыми тремя вариантами все ясно, то последний требует пояснения. Название "Загоровская" произошло от народного названия местности в районе областной больницы на Лукьяновке - Загоровщина. Местность называется Загоровщиной, поскольку расположена "за горами" - за Щекавицей, за Юрковицей. Это единственная версия происхождения названия.

1. От станции осталась лишь характерная загогулина на трассе, вентиляционный ствол, который должен был стать станционным, и совмещенная тягово-понизительная подстанция (СТП), которую построили не на глубине заложения трассы метро, а прямо у поверхности земли. Т.к. расстояние между "Лукьяновской" и "Дорогожичами" целых 2,7 км, рядом с несостоявшейся станцией (но не на ее месте, как многие считают) обустроили эвакуационные мостики с тремя проходами между тоннелями. На этом и все.


2. Удивительно, но со строительства этой непостроенной станции сохранились даже фотографии. Это фото, конечно, не самой станции, а шахтного ствола №220, через который ее должны были строить. Но фото по-своему уникально, поскольку этот ствол строился необычным способом. На первом этапе были обустроены буронабивные сваи на глубину 32,1 м. Фактически получилась такая себе кольцевая "стена в грунте". Затем изнутри был извлечен грунт (этот этап мы и видим на фото) и дальнейшая проходка на проектную глубину выполнялась уже традиционным путем продавливания обделки с помощью домкратов. На последнем этапе внутри "стены в грунте" установили обычные кольца обделки и сейчас ствол внутри ничем не отличается от своих родственников. Все эти телодвижения с буронабивными сваями были нужны из-за близости КИМО и необходимости минимизировать влияние строительства ствола на здание.


3. На стройплощадке во дворе КИМО долгое время стоял информационный щит, обещавший местным жителям золотые горы скорое появление новой станции. Но в результате здесь остался лишь венткиоск над 220-м стволом и вход в СТП:


4. От станции остались также эскизы, благодаря которым мы можем представить, как бы она выглядела:


5. Еще один:


6. Вестибюль станции (очень похож на "Кловскую"). Выход со станции должен был находиться на перекрестке ул. Мельникова и Пугачева.


7. Ну а теперь давайте спустимся вниз и посмотрим, можно ли найти что-то интересное в тоннелях на месте непостроенной станции. Те самые эвакуационные мостики:


8. Кстати, их длина почему-то меньше длины поезда.


На месте станции никаких заделов вроде тоннелей большого станционного диаметра построено не было. Единственное, что напоминает о неродившейся станции - пара вставок из чугунных тюбингов по 3 кольца в каждом тоннеле 1-го пути (направление "в центр"). Между вставками 100 м с хвостиком - длина платформы. Вставки из чугуна нужны были для удобной переборки обделки под станционный диаметр. По 2-му пути проходка выполнялась позже и на тот момент от строительства станции уже отказались. Поэтому там никаких чугунных вставок нет, только стандартный железобетон.

9. Одна из чугунных вставок рядом с мостиками:


10. Если пройти немного к "Лукьяновской", то можно найти и вторую. Вот и все исторические артефакты от станции "Герцена".


11. Прогуляемся на другой путь через один из эвакуационных переходов:


12. Переход изнутри:


13. 2-й путь:


14. Вентиляционный ходок к 220-му стволу:


15. И напоследок немного бонусных фоток :) Перегон в сторону "Дорогожичей", вентиляционные ходки к 219-му стволу:


16. Внутри межтоннельной сбойки:


17. Спящие "Дорогожичи":


18. Один из ходков к тамошней СТП:


19. Не только ЖИ и ШИ нужно писать через И.


Чисто теоретически, если возникнет необходимость, станцию построить на действующем участке можно. Но, понятное дело, этим никто заниматься не будет: в городе и без станции "Герцена" хватает объектов, которые нужно было построить еще вчера.

См. также:
Метро, которого нет: "Лукьяновская" и "Дорогожичи"
Станция-призрак Львовская брама
Метро, которого нет: станции Святошинско-Броварской линии
Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия
Метро, которого нет: Сырецко-Печерская линия

P.S. Спасибо Диме Ермаку, пресс-службе Киевметростроя и 81412 за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.

Дорогожичи, метро которого нет, ночное метро, СПЛ, Герцена, метро изнутри, метрополитен, Киев, история

Previous post Next post
Up