Шахты в Киеве бывают не только в метро. На днях довелось посмотреть на бывший (увы) макет угольной шахты в павильоне №13 на Выставочного центра (или ВДНХ, кому как больше нравится). Макет, наглядно демонстрирующий устройство рядовой шахты и условия труда шахтеров, был построен полвека назад. Действовал он до развала Союза и посмотреть здесь было на что: кроме различных экспозиций, можно было увидеть, как выглядит забой, различные подземные выработки, горнодобывающее оборудование и прокатиться на клети из шахты наверх. Сейчас бы такому интерактивному музею цены бы не было. Но после развала СССР макет постепенно пришел в упадок и шахта была разграблена... Сейчас макет время от времени используется для съемок телешоу и клипов; как-то раз здесь даже пытались выращивать лук.
1. Павильон №13 затерялся в глубине ВДНХ и внешне его подземное содержимое ничего не выдает.
2. Принадлежность к угольной промышленности выдают два "кусочка" угля, расположенные у входа:
3. В задней части павильона расположена большая комната без окон, внутри которой расположена башня. Башня - это самый настоящий шахтный ствол с клетью.
4. Вход в шахту возможен либо по пандусу:
5. ...либо через клеть, которая когда-то исправно работала. Рядом с клетью самый настоящий горный щит управления:
6. Прогуляемся вниз. Вокруг башни висят светильники аналогичные тем, что используются в настоящих горных выработках:
7. Промежуточный уровень с двумя комнатами по бокам. Уже здесь начинает угадываться плачевное состояние павильона...
8. В подземной части наглядно показаны примеры используемых в горном деле крепей и обделок. Чтобы картинки были повеселее, поэкспериментировал с цветными фонариками.
9. Спускаемся еще ниже и выходим в основную часть бывшей подземной экспозиции.
10. А вот и она. Длинный тоннель с несколькими подходными выработками и забоями.
11. Рядом можно встретить вот такой интересный профиль:
12. Ворота от сквозняков. Как вы уже успели заметить, в тоннеле проложены рельсы. Здесь раньше каталась вагонетка с углем.
13.
14. А вот и нижняя часть шахтного ствола. Немецкая клеть слева - грузовая. Все это давно замерло навеки вечные: из шахты вынесли практически всю проводку.
15. Продолжение тоннеля:
16. Лава. Заканчивается она в еще одном тоннеле, который проходит параллельно главному. В обоих тоннелях раньше были различные экспозиции, которые, как вы видите, совершенно никак не сохранились.
17. Как-то так.