Предпусковые дни

Nov 04, 2013 04:47



В метрострое наступили самые горячие дни. Открытие "Теремков" намечено на 6 ноября и последние дни перед пуском традиционно насыщены событиями на новом участке. В спешном порядке подтягиваются самые горячие хвосты, выносится, выметается и вымывается мусор и пусковой участок за день меняется буквально на глазах. Но самое главное, что в эти дни происходит одно важное событие, которое не менее символично, чем момент перерезания ленточки на открытии. Происходит оно обычно тихо и незаметно для общественности, но для пускового участка оно имеет исключительное значение.

В ночь с субботы на воскресенье, пока вы отдыхали в уютненьких кроватках или отрывались, вкушая сладость выходных, на "Теремки" успешно прошел пробный поезд. Настоящий пробный, а не тот, который пускали по одному тоннелю ради одной поездки чиновников с прессой, как это было перед Днем Независимости. После прохода пробного уже началась обкатка участка и остаются считанные часы, когда в истории строительства метро к Теремкам, растянувшейся на десятилетия, будет поставлена финальная точка. Сегодня же давайте посмотрим, как проходил пропуск пробного.

1. За день до прохода пробного поезда я отправился на "Теремки" посмотреть, что там вообще произошло за последние недели.


2. С точки зрения пассажира станция готова на 99,9%. Вчера ее еще и отмыли практически до блеска; в общем, красота.


3. Меня же в первую очередь интересовало состояние оборотных тупиков. Напомню, что из-за нестабильного финансирования, в следствие которого последние месяцы добрая половина метростроя работает лишь по 4 часа в день, тупики не так давно были еще очень далеки от того минимума, который необходим для полноценного оборота поездов. Без тупиков невозможна традиционная круговая схема движения от "Васильковской" до "Теремков" без челноков и прочих "нюансов". Хотя некоторое время назад на завершение объекта таки нашлись хоть какие-то средства и вновь твердо прозвучало обещание открыть станцию в начале ноября, пару недель назад состояние оборотных тупиков было таким, что пуск в этот срок был под большим вопросом. Что ж, спускаемся с платформы и идем в сторону тупиков смотреть, что там происходит.


4. Заодно посмотрим на стрелочное хозяйство станции. Здесь у нас стрелка №1. Через нее составы будут выкатываться на станцию (которая находится сзади нас) из под оборота. Справа за решеткой находится станционная вентшахта.


5. Противоположная ей стрелка №2. Через нее наоборот составы будут уходить в оборотные тупики (влево). Справа находится станционный тупик №2.


6. Так выглядит станция и стрелка №2 из второго тупика:


7. Изначально тупик должен был иметь длину, достаточную для размещения двух поездов на ночной расстановке, но затем его "обрезали" и сейчас тут больше одного состава не поместится. Кроме всего прочего - это улавливающий тупик: если у пришедшего из центра поезда откажут тормоза, то его направят в этот тупик, где в лучшем случае его остановит автоматический срыв клапана автостопа, в худшем - торцевая стенка (но это уже практически фантастика уровня фильма "Метро").


8. Противоположный тупик, который имеет номер 1 и является началом пути в центр, заканчивается вообще рядом с одноименной стрелкой:


9. Стрелка №3 - начало перекрестного съезда перед оборотными тупиками:


10. Она же (справа) со стороны тупиков. Дальше за ней стрелка №1 и станция, а слева симметричное путевое хозяйство со стрелками №2 и №4.


11. 3-я, 4-я, 5-я и 6-я стрелки образуют красивый перекрестный съезд, через который поезд может попасть в любой из двух оборотных тупиков.


12.


13. В народе подобная конфигурация съездов и стрелок называется "шестистрелочником".


14. За шестистрелочником находятся 3-й и 4-й тупики, через которые и будет происходить оборот поездов. Зеленый отсвет в конце - это недостроенная часть тупиков с открытым котлованом.


15. Начало переходного мостика для машинистов, который необходим для смены кабины:


16. Первое, что пришло в голову, увидя весь этот бардак: "Что-что?! Через этот хлам спустя сутки должен пройти пробный поезд?! О_о" Если же оставить эмоции, то конструктивно поезд сюда влезть уже может (от стрелки до конца построенной коробки порядка 150 м), а значит оборот таки будет полноценным (ура, товарищи!). Что касается мусора, то метростроевцы поклялись за сутки все убрать. Что ж, посмотрим...


17. Сейчас сразу за этим участком уже установлена временная стенка, отгораживающая метрополитен от раскрытого котлована.


18. Работа по строительству тупиков продолжается. Еще нужно собрать около 30 метров коробки. Делать это будут, естественно, уже после пуска. На движение поездов недостроенный кусок тупиков почти никак не влияет, но оставшиеся метры нужны чтобы "словить" в случае отказа тормозов поезд без ограничения скорости оборота. Чтобы не нарушать требования безопасности с недостроенными тупиками, скобы автостопа будут перенесены ближе к стрелкам и машинистам пока придется подтягиваться в тупики на небольшой скорости. Поэтому скорее всего полутораминутный интервал пока будет невозможно выдержать и часть поездов в час пик, как и сейчас, будет оборачиваться по "Васильковской". Но это пока больше мои догадки, посмотрим, что будет после пуска.


19. Пока есть возможность, прогуляемся и по другим местам участка. Помещения под платформой "Теремков": кабельный коллектор, совмещенный с вентканалом:


20. Перегонные тоннели в районе подстанции. Черная стенка немного дальше до сих пор течет. Напомню, что в этом месте строительство стены в грунте для ограждения котлована оказалось невозможным и применялась заморозка. Хотя в итоге это место мало чем отличается от других, гидроизоляция и железобетонное усиление почему-то не спасают от воды.


21. А это последствия длительного простоя проходческих щитов перед котлованом. Если щит долго стоит на месте, то он начинает тонуть и кольца обделки уже нормально не поставишь. В таких случаях приходится либо перебирать обделку, либо ставить усиливающие латки, как здесь. Пользуясь случаем, передаю пламенный привет отцам города и правительства, от которых зависит финансирование объекта.


22. По 2-му пути ("Ипподром" >> "Теремки") кривых на перегоне получилось целых пять штук. Пьяный тоннель, не иначе.


23. Вентканал перегонной вентшахты по 1-му пути. К слову, рядом с этим местом раньше было множество протечек, сейчас они практически все устранены.


24. Знакомый нам ходок к водоотливной установке.


Что ж, давайте наконец посмотрим на главное событие последних дней. Прежде чем на новый участок выпустят пробный поезд, по нему в обязательном порядке должна пройти габаритная рама, задача которой - выявить все предметы и конструкции, выступающие за установленный габарит. Таких предметов может быть великое множество: начиная от провисающих кабелей и заканчивая основными конструкциями тоннелей и станций. Все это может зацепить поезд и все лишнее нужно убрать до начала движения.

Габаритная рама проверяет габарит приближения оборудования. Это некая линия, за которую не должны выступать различные светофоры, кабели, путевые знаки и прочее оборудование. Само собой в нее не должны попадать и конструкций тоннелей.

25. В ночь на 3 ноября около часа ночи габаритная рама в составе хозяйственного поезда прибывает на станцию "Ипподром".


26. Суть габаритки - рамка, с поворачивающимися флажками, которые очерчивают контур габарита.


27. Когда флажок цепляет посторонний предмет, в кабине звучит сигнал от соответствующего датчика, а если препятствие серьезное, то флажок вообще складывается. В любом из этих случаев габаритную раму останавливают и проблемное место устраняют либо записывают в журнал, если проблему невозможно ликвидировать сразу.


28. В составе хозпоезда две дрезины, на одной из которых есть вышка контактной сети на случай, если придется лезть вверх для устранения негабарита.


29. Представители метростроя и различных служб метрополитена занимают свои места согласно купленным билетам:


30. Ждем открытия светофора. На часах уже половина второго, но напряжение с контактного рельса до сих пор не снято и выходить на участок пока нельзя.


31. Ждать приходится долго. Обычно к этому времени напряжение уже снято, а сегодняшняя задержка скорее всего связана с пробным поездом, который после окончания пассажирского движения еще должен встать на соседнем "Выставочном центре", ожидая там своего часа.


32. Наконец-то выезжаем на пусковой участок. Скорость у рамы небольшая - что-то около 10 км/ч: проверка должна быть тщательной и в случае необходимости нужно сразу остановиться.


33. В кабине рамы находятся непосредственно те люди, которые следят за флажками и подают команды машинисту дрезины.


34. Рамка с флажками подвижная и может менять контур габарита в зависимости от плана пути: для кривых задается одно положение, для прямых участков иное. Управление происходит с помощью рычага справа. На маленькую панельку под стеклом выведены индикаторы датчиков всех флажков; в случае срабатывания датчика загорается соответствующий индикатор и звучит звуковая сигнализация.


35. К "Теремкам" доезжаем без каких-то особых приключений. Обратите внимание, насколько близко левый флажок от края платформы:


36. Ждем открытия светофора в тупик №2.


37. Сразу за стрелкой цепляем короб на контактном рельсе. Неприятность мелкая и устраняется тут же на месте.


38. Проходим весь тупик и возвращаемся на станцию.


39. Теперь на очереди оборотные тупики. Процессия проходит перекрестный съезд:


40. По сравнению с тем, что тут творилось в предыдущий день, теперь здесь практически идеальная чистота, включено штатное освещение и пр.; в общем, тупики не узнать.


41. Рама возвращается на шестистрелочник, чтобы проверить третий тупик.


42.


43. Вспомните, как выглядело это место на 15 и 16-м фото.


44. Впереди остался второй путь перегона, по которому мы возвращаемся на "Ипподром". Габаритная рама свою работу успешно завершила, участок готов к пропуску пробного. На часах около 3 ночи.


45. На "Ипподроме" находится штаб по пропуску пробного поезда. После прохода габаритной рамы у представителей различных служб и метростроя одна задача: написать докладные о готовности участка к пропуску пробного поезда.


46. Руководит процессом зам. главного ревизора по безопасности движения поездов. Юрий Степанович неутомимо напоминает членам комиссии, что докладные должны быть готовы (или не готовы) до 4-х утра.


47. Тем временем в штабе появляется старший поездной диспетчер. Светлана Ивановна будет непосредственно из штаба давать указания по движению пробного поезда. Раньше я думал, что это делает обычный поездной диспетчер линии из инженерного корпуса.


48. Все в ожидании. Из тоннелей выходят все посторонние, на контактный рельс подается напряжение. Наконец, наступает время "Ч" и в 5:30 с "Выставочного центра" медленно подтягивается и сам пробный.


49. Традиционно в его составе имеется путеизмеритель, который сразу проверяет различные параметры пути новоиспеченного участка. В народе он называется "путемер" или "хлеборезка".


50. Бригада путеизмерителя:


51. Все по старинке фиксируется самописцами:


52. Хотя модернизацию путеизмерителя планируют уже много лет, денег на нее пока не нашлось.


53. Пассажиры пробного поезда:


54. Поехали! Поезд аккуратно, словно боясь кого-то спугнуть, начинает движение. Для пробного существует обязательное ограничение 10 км/ч по перегону и 5 км/ч на стрелках.


55. Лучшие зрительские места в кабине традиционно занимают два Владимира Ивановича: начальник метрополитена Федоренко (спина слева) и ген. директор "Киевметростроя" Петренко (спина справа):


56. Есть пробный на "Теремки"!


57. Как и с габаритной рамой, вновь повторяется процедура многократного захода в каждый тупик и возврата на станцию.


58.


59. Пуск не за горами!


См. также:
Сбойка на "Теремках" в феврале 2013 г.
"Теремки" по состоянию на июнь 2013 г.
"Теремки" в начале августа 2013 г.
"Теремки" в конце августа 2013 г.

P.S. Спасибо пресс-службам "Киевметростроя" и Киевского метрополитена за организацию съемки.

ночное метро, события, ККЛ, метро изнутри, метрополитен, Киев, Ипподром, подвижной состав, метрострой, Теремки

Previous post Next post
Up