Снова в Карелию хотелось примерно лет семь, которые прошли как-то пугающе быстро. Хотелось стабильно каждый год, но всегда находились какие-то важные причины не ехать. А тем временем знакомые люди в пятнистых штанах причины умели обходить и все семь лет давали стабильные результаты, наращивая масштабность Вахт памяти по Зимней войне. Мемориал на озере Колласъярви разросся неимоверно. И вот, наконец, я топнул ногой и сказал себе, что должен ехать немедленно и не смотря ни на что. Как бы согласившись с этими мыслями, два моих компаньона, выждав как можно ближе к дате отъезда, спрыгнули, благодаря чему количество личных вещей ужалось до минимума, а билеты пришлось брать какие есть. Но Небо ценит силу духа и потому на всем длинном пути сначала туда, а потом и обратно, мне встречались только хорошие люди, готовые помочь, укрыть, обобрать обогреть и накормить. А если сильно хочется - то и напоить. Спасибо им за это. Ну, а в ответ мы с людьми в пятнистых штанах дали результат в 113 бойцов РККА, погибших зимой 1940 года.
С 2009 года, когда я был в Карелии последний раз, изменились только дороги. Они стали заметно хуже. Мои корефаны рассказывают, что буквально в 2012 году что-то случилось, и на федеральную трассу Петрозаводск-Сортавала вышли грейдеры. Поскольку дорога грунтовая, то это решение оказалось оптимальным, и граждане могли наслаждаться спокойной ездьбой целых полгода. Но поскольку затем прошла зима и самосвалы с ворованным щебнем, все вернулось на место.
Мог бы приподняться на рогах и я, да честно говоря, не хватило сил тащить эти ветвистые кости черти откуда. Но, как вы видите, предприимчивые люди не пропадут нигде. Особенно в местах, богатых на дары природы.
Настоящая болотная голубика, а не то, что вы привыкли покупать в супермаркетах
Когда добрый человек дядя Костя забирал меня с безлюдного, пугающего черными окнами автовокзала ночной Питкяранты, он прибыл в ярости. И громко матерился потом всю обратную зубодробительную дорогу - а это жалкие 50 км. Не выше третьей передачи, друзья, если вы не хотите оставить в безлюдных местах свой бампер и колеса. Вообще, конечно, я предвзят и не видел больше трех-четырех поселков огромной республики (не считая столицы). Но там, где я бывал, работы нет и не предвидится. Мужское население плотно сидит на стакане. Молодежь предпочитает уезжать, поскольку иначе - стакан. Валят лес. Пилят сырые доски. Причем востребованная пилорама стоит в почерневшем скелете парадоксально ненужной огромной лесопилки с пустыми глазницами окон. Собирают чернику, которая в сезон стоит 65-75 рублей кило, другие ягоды. Продают лисички туристам. Черника - что твой виноград.
Но в принципе, всю кривизну карельской жизни можно списать на местный колорит. Особенно когда вокруг тебя ежевечерне полыхают фантастические закаты. Когда с 4 до 5.30 утра я грелся в спальном мешке под забором на станции Лоймола (так как больше греться там негде) я понял, что есть и плюсы. Земли и воды навалом, так что человек с желанием и небольшой пачкой денег запросто может тут развернуться без особых проблем. Главное, чтобы этот человек любил долгую снежную зиму. И еще костлявых окуней. Закатам посвящена
отдельная небольшая тема.
А на фото ниже - приток речки Питсойноя, впадающей в Сариярви. Однажды мы бродили вдоль нее, собирая гильзы, белые и другие грибы.
Орудие лова - налисичник
Не раз в ходе подобных прогулок ловил себя на мысли, что природа здесь существует отдельно от человека. Она сама по себе - величественная, сильная, способная растворить в себе двуногого без остатка, даже не икнув. Особенно остро я это прочувствовал в прошлые визиты. В 2009 году чуть не булькнул в бездонное болото, в доли секунды. Спасибо, что одной ногой. А в 2008-м полз по лесу с поломанной ногой, зная, что ни мобильной связи, ни дорог с проезжающим транспортом на 30 км во все стороны нет. В нынешней экспедиции к букету ощущений добавилась легкая паника, когда ты час за часом бредешь бесконечными торфяниками и лесами, но явно не туда. И примет никаких, броди хоть до следующего лета, время от времени натыкаясь на бодрящие медвежьи следы и свежее говно косолапого. Друзья, подарите мне на День рождения джипиэс?
Без современных гаджетов шансы на потеряться все время высоки, поскольку бродить приходится много. Все импортные машины, прибывшие в экспедицию, позорно сдались. Делики, Паджерики, Гелики и прочие доезжали максимум до первого топкого места. Дальше шел порыкивая импортным дизелем только УАЗ под угрюмый мат местного жителя Юры, который клялся, что щас посадит машину на мосты и после этого совершит со всеми нами, уговорившими его на эту авантюру, нечто страшное. Но, тем не менее, авантюрно переезжавшего дежурную пепсикольную речку по жуткому на вид мостику из шести бревнышек (по три под колесо).
Местный леший. Так его не видно, только в отражении
Но это было потом. А сначала мы дружно занялись поисковой разведкой. Пожалуй, одно из самых интересных занятий, отчего большая часть именно ему и предавалась. В лесу и на болотах можно набродить и верховых бойцов, и каски, и всякий военный хлам. Оружия, кстати, не видел ни разу - собирали его тщательно и наши, и финны. В общем, напару с Кириллом-саном, ветераном движения и просто хорошим мужиком, мы тоже сделали несколько нехилых маршрутов, проверяя информацию из документов и рассказы местных.
Как говорилось выше, одна из самых важных особенностей ландшафта состоит в отсутствии ориентиров. Например, звезда по имени Солнце и в 10, и в 12, и в 14 часов стоит примерно на одной высоте. Выйти на одну интересную высоту по ручью-то мы вышли. А вернуться обратно типа по азимуту - дулю. Непонятно каким чудом мы вышли на дорогу в трех километрах выше машины, поскольку все это время были уверены, что дорога далеко справа. И это еще ничего. Местный (!) житель Рома практически на наших глазах отошел в лесок и бродил кругами пять часов. Два раза прошел мимо лагеря, сам того не зная.
Короче, обозначенной в донесении ямы в ходе разведок пока не нашли. На месте этой точки болотина и видимый до сих пор зимник. Хотя сама высотка, что называется, живая - с землянками, потеряшками, бутылками и даже прекрасным белым халхином, который пришлось оставить в Питере. Он на первом фото. А "190 сынов Родины", как равнодушно говорится в донесении, вероятнее всего, валяются в болоте. Ну, даст Бог - дойдем и до них.
Рогач не мой, я просто разместил объяву
Главной целью была определена яма, которую когда-то давно, лет 20 назад, видели местные жители. И уже в наши дни они решили ее показать. Как они умудрились вернуться на точку - лично я ума не приложу. За все те дни, что мы провели в лесу на лопате, никто так и не сумел выйти на дорогу с первого раза и без навигатора. Тем не менее, захоронку нашли. Шурфанули - останки есть. И вот в самые дрищи, за двумя болотами да одной речкой вышли добры молодцы и красны девицы. Все, как один настроенные решительно. Причем настолько решительно, что яму размером 4х9 и полтора в глубину рванули за полтора дня. Главное - умелое руководство.
Метод трудотерапии доктора А. Пономарева из г. Няндома Архангельской области заключается в том, что просыпаться нужно строго в 8 утра и заканчивать копать не ранее 8 вечера. С перерывом на прием пищи. Сам врач умудрялся вставать в 7 и готовить завтрак. Я бы так не смог. Но с другой стороны, командиром меня никто и не назначал. А что взять с простого красноармейца? Красноармеец должен быть туп, силен и решителен. А думать за него будет начальник штаба.
Доктор Пономарев собственной персоной
Доктор руководит процессом оздоровления граждан
На фото представлено начало - пофотали лангету, висящую на дереве, почистили место от зеленых насаждений, первые удары лопаты около обеда первого дня и вечер следующего дня. Кстати, если кому кажется, что на снимках песочег - так это не так. Именно в борьбе с валунами разных форм и размеров и понимаешь, как появились лучшие в мире лопаты Fiskars. Лично у меня после "песочка" на четвертый день все болело как отбитое и не гнулись суставы.
Ну, а это яма к моменту начала подъема останков. Все солдаты погибли зимой 1940 года. Частично это госпиталка, поскольку люди были раздеты. Но в основном бойцы лежат в валенках, ботинках, шинелях. Двое в касках. Больше половины - враскоряку, то есть, собирали мороженых. Личняка довольно немного, товарищи по карманам прошлись. Но кое у кого нашлись не только патроны, но даже гранаты. Из интересного - пара серебряных монет и ножик из нержавейки, который до сих пор блестит как новый. Уставную коробочку под зубной порошок опять у меня отобрали. На всю компанию - один медальон-ладанка, как обычно в труху.
По новейшей технологии каждый скелет нумеруется прямо в яме. Потом фотографируется. После выкладывается на специальный баннер, который не дает потерять коленки, ребра, пальчики и т.д. Сразу видно чего не хватает. Ну, и рост заодно меряется. Единственный недостаток - коротковаты баннерочки. На них же есть уголок под личные вещи. После замера и описи боец уже укладывается в мешок. Короче, из ямы получилось 94 солдата. В общем-то, яма - главный результат экспедиции. За эти дни наш небольшой коллектив в автономке (т.е. в отрыве от основных сил) постоянно прирастал помощниками и сильно сдружился. "Потому, что совместный труд на мою пользу - он объединяет" (с).
Потом надо было всех выносить. Первую часть своего последнего пути солдаты проделали на наших шеях. Тяжкая это, доложу вам, прогулка. Но, может, мужикам на том свете было приятно - перли мы их безо всякого раздражения.
Далее немного автономного быта. Спать пришлось на улице, поскольку находиться в одной палатке с давно немытыми тиграми - это не всякий выдержит. А на улице да при нодье светло, тепло и мухи не кусают. Тем более, что в августе ночи уже такие холодные, что комары просто не выходят на охоту. Мыться пришлось в болоте. Из него же брали и воду. Главное не перепутать очередность.
Сначала никто не верил в успех тента. А потом пришлось отбиваться от гостей из холодной, тесной и ароматной палатки. Ну, а кормили просто отлично. Хотя я все равно похудел килограммов на пять.
Поисковая собака Берта. Вот кто не заблудился ни разу.
Между тем, в других местах и другими людьми набродилось еще 19 бойцов. У одного верхового имелся котелочек с фамилией Золиков. Предположительно это Золиков Алексей Семенович
Место рождения: РСФСР, Смоленская обл. Барятинский р-н д. Труфаново
Год рождения: 1911
Призван: Барятинским РВК
Звание: красноармеец
Причина гибели: Пропал без вести
Что же до нашей ямы, то ребята по приезде сравнив данные навигаторов с картами и схемами из РГВА со штампом ПФС (плохое физическое состояние), добытыми сотрудниками Карельского республиканского военкомата, обнаружили список в одном из донесений. "... Для ликвидации банды были выброшены 195, 197 Л.Э. и разведрота полка, которые с 11 по 13.3.40 вели бой. В результате боев было убито 75 чел.". Далее был приведен список на 76 фамилий. Есть все основания надеяться, что это именно наши бойцы.
25 августа на мемориале у озера Колласъярви состоялось торжественное захоронение останков 113 бойцов Красной армии, погибших зимой 1940 г. в Карелии и поднятых в ходе Международной экспедиции "Суоярвский плацдарм-2015". Даст Бог - продолжение в следующем августе. А пока спасибо всем - кто участвовал, кто помогал, кто переживал. И кто остается неравнодушным, глядя на эти снимки.