Северное Полесье: поиск, дайвинг и немного фортификации

Apr 09, 2011 00:43



Аккурат в эти самые дни в прошлом апреле мы мчались в Полесье. День был субботний и такой же как сегодня: пасмурный, прохладный и с зябко накрапывающим дождем. Мы ехали по звонку одного из многочисленных провинциальных любителей металлодетекции - искали граждане монетки, а нашли останки солдата, которые трогать побоялись. Смелости хватило только забрать каску. Не первый и, думаю, не последний случай.

Направление - на запад, по стратегическому шоссе Киев-Ковель, построенному, как утверждают специалисты, для быстрой переброски танковых армий к западной границе. В подтверждение их слов говорят детали: по дороге нет населенных пунктов - все села вправо-влево не менее километра. Старая основа - бетонные плиты. Ну, и на всю трассу - три жалких гаишника. Армия думала о том, чтобы не передавить гусеницами правоохранителей!



Точка первая - чуть в сторону от трассы, в чудесные места, где в июле 1941 года рубилась насмерть 5 армия Юго-Западного фронта. Отсюда они с боями отошли к Киеву. Во-первых, осмотрели церковь и мемориал в селе Мелени. Во-вторых, за селом Шмели встретились с Мишей, который мне и звонил. Сутулая фигура с велосипедом «Украина» и ядовито-оранжевым рюкзаком, кричавшим о том, что его хозяин не привык прятаться. Монетки, сами понимаете, не криминал.





В-третьих, все вместе мы гатили дорогу и немножко ковырялись в грязи. В-четвертых, глотали дым от сырых дров. В-пятых, накидались водки под звездным небом и керосиновой лампой, и в два часа ночи обнаружили, что уже два часа ночи, а на оставленных вне палатки матрацах выпал иней. Один мой товарищ, художник, неаккуратно спросил другого товарища, спецназовца, был ли он на боевых заданиях.

После этого я с трудом предотвратил показательный подрыв расположенного неподалеку ГОКа, а затем безуспешно пытался остановить боевую учебу. Хруст и увесистые плюхи разносились притихшим лесом. Это Спецназовец показывал Художнику как нужно уничтожать противника. Миша, непривычный к таким зрелищам, напряженно улыбаясь, сразу попросился домой. Звонок его велика жалобно тенькал в густой темноте, словно жалуясь хозяину на нелюбовь к насилию. Но противники этого даже не заметили и  продолжали увлеченно ставить друг другу огромные гематомы на ноги. А когда все были окончательно убиты и заодно закончился керосин в лампе, мы все пошли спать и замерзли в спальниках как цуцики. Это было в-шестых.





Ну, а в-седьмых, мир подарил нам шикарное утро - оглушительно солнечное, голубонебое, с ковром из улыбающихся пролесков и сверкающими ручьями. Край болот нас приветствовал от души. Верите - в лесу ни одной пластиковой бутылки! И все проблемы суетливого мира мобилок и скайпов растворились в пении птиц и армейской тушенке, добытой стараниями моего родного брательника на одном из рынков нашей большой и грязноватой, но такой любимой Родины.





Уходя за бойцом, мы все были уверены, что, вернувшись, найдем поляну заминированной и опутанной колючей проволокой. Тем более что Спецназовец деловито поинтересовался, что делать с местными, если появятся - «сразу валить или как?». Я попросил никого не валить, а сначала звать меня. Бывший капитан военной разведки досадливо пнул бревно и ушел в лагерь - варить суп из куриных желудков. Его день явно не задался.



Впервые в поисковой практике встретил прекрасно сохранившиеся куски запасной пары нательного белья, которую боец носил в вещмешке.



Коробочка с накладками-непотейками на "иллюминаторы" противогаза



Добыча, за которой ходят в лес "старинщики". Нашлась просто на полянке

Вдохновленные пестротой дня, мы не могли себе отказать в удовольствии осмотреть местные достопримечательности - сияющие болота, старую деревянную церковь в корпоративном полесском цвете в Шершнях, танчик в Чоповичах и, наконец, объект культа в Малине. Хороший, кстати, городишко, только дороги после бомбежек в 44-м, похоже, не восстанавливали и местные жители в карте путаются.



Шершни



Малин

А дальше дорога повела нас в сокращенном составе на синеокую Волынь, где нас ждал добрый друг Бродяга и река Стоход, через которую в грозовом 1916 году переправлялись под обстрелом солдаты Русской императорской армии. Называлось это Брусиловский прорыв. Но прежде - пару слов о ДОТах системы Коростеньского УР.



На самой стратегической трассе стоят три взорванных сооружения. Первое - здоровенный артиллерийский дот, от которого осталось немало. Второй - полностью уничтоженный пулеметный, который прикрывал его с тыла. И по другую сторону - дороги частично взорванный дот, от которого, по всей видимости, осталась еще целая половина. Было бы интересно его раскопать и проникнуть вовнутрь, но без бригады механизаторов тут не обойдется. Поэтому ограничимся тем, что доступно. А доступны два этажа с хаотическими обломками бетона, внутри которых неизвестные граждане жгли костры, густо закоптив стены.







Кроме того, наше пристальное внимание привлек совершенно целый дот, стоящий в стороне от дороги, а потому избежавший пристального внимания олигофренов и несдержанных любителей экзотики. Даже косяки внутри остались целы. Вид из его амбразуры в стиле "раскрашенная война" и открыл нашу сегодняшнюю экспозицию.





Служба там наверное была хороша в свое время. Десяток бойцов, молодой лейтенант во главе, село с девками рядом. Природа опять же. В частности, река Уж. Хотя до нее и далековато.



А на Стоходе, куда мы в итоге прибыли, тоже есть доты. Только австрийские. Уютные, очаровательные домики из плохого бетона, позволяющего местным деятелям рвать из конструкции балки на лом, примостились на берегу тихой речки. Прикрывали они подходы к мосту, очевидно, а нафиг было их тут еще ставить? Но поскольку снизу они довольно скучные, мы полезли на пресловутый мост, чтобы обозреть их сверху. И заодно представить дорогим читателям возможность прикоснуться к волынским красотам.





Кстати про балки. Местный житель, десантник Вася, рассказал, что для перевозки австрийского металлолома некие ушлые рыси даже арендовали у железнодорожников дрезину. Воистину, гениальность ума наших сограждан доходит до невероятных высот, когда речь идет о том, чтобы чего-нибудь поломать или украсть.



На верхотуре тепло, дует сильный ветер и отчаянно сжимается сфинктер. Ощущая лугкую дрожь конструкции под ногами, снимки я делал, цепляясь одной рукой за ограждение, поправ все законы фотографии. А потом мы спустились и набрали в песке всяких забавных штуковин.



Забавные штуковины: трехлинейка и "арисака".

Что же касается заявленного в заголовке дайвинга, то была надежда, что щас приедет человек (это и был десантник Вася), организует нам лодку, и мы, как порядочные джентльмены, пойдем на ластах чисто вниз по течению. Собирая хабар, и довольно хихикая в загубник. Но оказалось, не суждено... И было принято волевое решение идти на ластах вверх по течению. Романтика!





Черные нырятели.

"Уйти бы на дно, как подводная лодка", - сказал я себе и махнул клешней. Тихая речка давила таким напором воды, что элегантно работать ногами не получалось категорически. Опытный (и главное, легкий) Бродяга скрылся в полумгле, а я, кряхтя, полз то пузом параллельно обрывистому берегу, то подныривая к полу, и отчаянно цеплялся за все выступающее. Метров через полста силы кончились, и я вылез на отмель хрипло подышать. "Стопочку нашел", - возникший из ниоткуда опытный Бродяга протянул мне гранчачок на сто граммов, и снова скрылся в полумгле. Я аккуратно взял предмет в левую руку, и он тут же пумкнул из нее как намыленный куда-то в муляку.



«Лох чилийский», - мелькнуло в голове, и я снова нырнул. Еще метров через полста, протаранив головой все коряги, Черный Сержант заблудился в каком-то заливе, дно которого укрывал полуметровый слой ила. Побродил. Потрогал подводное алоэ. Взгрустнул о солнце и снова вышел на течение. За поворотом реки берега стремительно сузились и течение давило так, что и с помощью рук дальше было идти крайне затруднительно.

Стоход - он потому так называется, что каждый год меняет русло. Теряя последние силы я прополз еще немного и, признавшись себе, что в диверсанты меня теперь не возьмут, повернул назад. Чтобы идти на ластах чисто вниз по течению. Собирая хабар, и довольно хихикая в загубник. Но оказалось, не суждено...



Несло мои 110 кило как щепку... нет! Как бумажный кораблик. Нет!!! Вы устраивали в детстве гонки спичек после дождя? По ручью вдоль бордюра? Вот так несло. Цепляешься за что-то - разворачивает и отрывает. Как только подныриваешь в яму - река тут же хватает за ноги и пытается перевернуть через голову. Жэсть, братие! Приплыл назад практически без сил. Еще через минут двадцать приплыл опытный Бродяга и вывалил на берег добычу. Конечно, не пулеметы, но все равно интересно. Ножик носил за голенищем русский солдат. И канул он в пучину вместе с хозяином... Неясный пугающий причиндал с кольцом - это эрзац-граната на основе терочного запала и черного пороха. А в реке - там все видно как в аквариуме, пока весна и нет травы, и вода не цветет. Песчаное дно с ямками. В них всякие штуки лежат. Доисторические лодки, например. Или солдаты разобранные.



А в это время к нам прибыл десантник Вася. Без лодки. Обсудив сложившуюся ситуацию, мы решили ничего не искать, а взять во временное пользование одну из двух припаркованных тут же посудин. Первую и красивую хозяин взял под надежный замок, а вторую вы видели на фото выше.

Сама жизнь подтолкнула нас именно ко второму варианту. Справившись с нехитрым запором (от слова "запирать"), черные нырятели и гвардейцы-десантники (представленные в равных пропорциях) энергично вычерпали воду, вырубили пятиметровый шест, поставили судно на ход и стали собирать меня в путь. Чтобы, как говорилось выше, подняться по течению и оттуда, из светлой дали, идти на ластах чисто вниз по течению. Собирая хабар, и довольно хихикая в загубник.



Но оказалось, не суждено... Едва моя тушка, усиленная баллоном, грузами и хищным ножиком на голени, перевалилась через борт, героический крейсер пошел ко дну. Десантник очень испугался, но виду не подал. И чтобы утешиться самому и утешить нас, взял Спецназовца, пошел в село и притащил оттуда домашних яиц, домашнего сала, домашнего зеленого лука, сковородку, брата, племянника, мотороллер, бутылку самогону и местный деликатес - "кавлук". Это пальцем пхана ковбаса, которая сушится под стрехой года два. Очаровательная штука! И Яндекс про нее ничего не знает. "Может быть, вы искали каблук?". Позже знатные лингвисты объяснили, что это слово означает "чулок" и является одним из многих специфических слов местного диалекта.



А вот реклама моих примусов. Ни забот, ни хлопот: подогреть воду для надевания костюма, пожарить яичницу из домашних яиц, вскипятить чаю - все пажалуста! Без шума и пыли. Как говорится. Или дыма. А село - оно как село. Заброшенное. Из благ цивилизации только электричество. Вот, кстати, обратите значение, как хозяйственный волынянин приспособил еще один австрийский ДОТ под подгреб. Очаровательно! Связь времен.





Другую связь времен продемонстрировали местные жители, заприметив нашу пятнистую одежу. Они предложили снаряд. Свежевыпаханный. Я грю: не трогайте его, йошкенд, он стреляный. А они мне: «так він жеж цілий, з головкой». Логика, конечно, в этом есть, но ущербная. Пользуясь случаем, призываю всех никогда не трогать боеприпасы, не бить по ним и не класть в костер. А лошади молчаливо жрут и как бы соглашаются с моими доводами.



Тем более, что есть вещи поинтереснее снарядов. И даже ржавых пулеметов. Говорят, в оставшихся еще целыми бандеровских схронах иногда находят дубовые бочки с домашней колбасой, залитой жиром. Ммм! Мечта. Нафиг кому нужны эти геверы, когда есть бочка колбасы?

Кстати о бандеровцах: никто из тех, с кем мы говорили, этой темой не болеет и то же говорит про своих родных-друзей. Политической рыготины людям не надо. У них есть только тяжелый труд и крохотные доходы, за которые они натурально ломают спины. Помнят как было при Польше, помнят и красных партизан, и бандеровцев помнят. И «Армию Крайову», конечно. Спокойно говорят, что в повстанцы шли не из идеологических причин, а чтобы в армию не забрали. Помнят, что при советской власти была у всех работа и жили нормально, а не с контрабанды и воровства на таможне.

Помнят, как в начале 90-х из далекой Сибири вернулся бывший бандеровец, прихерачил с друзьями внедренца, который в свое время их сдал, после чего был избран депутатом облсовета. Но без всякой связи с "высшими смыслами". Мол, выводы сами делайте. Столичные политические баталии сюда не докатываются. Вокруг - огромный мир с лесами, болотами и реками. Чудесный край, у которого нет хозяина, населенный спокойными, трудолюбивыми людьми, которые просто хотят нормально жить и растить детей. Дай им Б-г здоровья. На том и сказочке конец, а кто слушал - полищук.



Финальное фото - костел св. Анны в Ковеле, цельнодеревянный, старинный.



ЗЫ Боец был захоронен со всеми почестями, вместе с остальными, найденными нашим поисковым отрядом, в братской могиле в с. Юровка Киево-Святошинского района Киевской обл.

мое странное хобби, Полесье, хабар, поиск, Волынь, настоящая Украина

Previous post Next post
Up