Пожертвования братии Псково-Печорского монастыря на Эстонскую народную самопомощь.
Продолжение темы "Псковская миссия.Часть-I"
Сейчас трудно сказать, проводились ли в храмах Миссии сборы в фонд обороны и на нужды Красной Армии.
Зачем понадобилась эта фраза, лишенная всякой логики, про сборы на нужды Красной Армии?
Оккупанты настойчиво «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и «третьему рейху», а также проводить специальные молебны за победу германской армии и «спасение родины» от большевиков.
В прессе всячески подчеркивалось, что новый режим несет религиозную свободу. Духовенство заставляли участвовать в «праздновании» годовщин начала войны и тому подобных дат. Активно распространялась соответствующая литература. [
ссылка]
И если советская церковь собирала средства на таковые колонны, то братия Псково-Печорского монастыря собирала пожертвования на фашистскую Эстонскую народную самопомощь.
В начале 1942 года, несомненно, по указанию СД, были выпущены наиболее одиозные циркуляры: «О выявлении неблагонадежных лиц, враждебно настроенных против немецкой армии, немецких властей и установленных немцами порядков», и «О выявлении партизан и лиц, имеющих связь с партизанами, сочувствующих им и отношении населения к партизанскому движению». [
ссылка]
Когда Миссией был выпущен циркуляр о выявлении партизан, о. Кирилл(Зайц) подтвердил, что о них доносили священники: Лин, Берзинь, Першин, Тайлов, Рушанов, Ф. Михайлов, иеромонахи Амфилохий и Сергий, Оглоблин, Амозов, Попов. Священник Ципурдеев, который знал немецкий язык, выезжая на приход, брал с собой ружье, поскольку партизаны обещали его убить. Протопресвитер Кирилл также констатирует, что не сообщали о партизанах Вознесенские Михаил и Василий, Смирнов и Пузанов, а иеромонах Геннадий сообщал об этом только ему. [
ссылка]
В документальной фото- и кинохронике тех лет, можно найти свидетельства той “новой религиозной свободы”, которую принесли фашисты и миссионеры на оккупированную территорию. Это памятник свастике в центре города и молебны за победу фашистов. Это Крестный ход и арка храма, украшенная по случаю “праздника” полотнищем со свастикой.
Учитывая все эти факты, разве могли миссионеры осуществлять какие-то сборы “на нужды Красной Армии”?
Прошения наместника Печерского монастыря игумена Павла Горшкова Господину Гебитскомиссару Псковского Округа и Печер от 23 июня 1942 г. и 13 авг. 1943г
С первых дней своего существования Миссия заботилась и о сиротах. Стараниями прихожан был создан детский приют при храме Святого великомученика Димитрия Солунского в Пскове. 137 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 15 лет нашли в нем тепло и покой.
Во главе приюта стоял священник Георгий Бенигсен, он же возглавил и школу при храме. Школу на 80 мест при псковской Варлаамовской церкви организовал отец Константин Шаховской. Отец Владимир Толстоухов открыл 17 начальных школ в Пушкиногорском районе, 15 школ создали священники Миссии в Красногорском округе.
Павел Жадан, член НТС, в своих мемуарах пишет:
“Отец Георгий был неутомимым работником. Он открыл церковную школу на 150 человек и приют, который сперва находился в церковном доме кладбищенской церкви св. Димитрия Солунского. Осенью 1943 года приют был переведен в Мирожский монастырь на Завеличье, а школу немцы закрыли, так как сделали работообязанными всех детей старше 12 лет.“
“Мы пришли в класс. После приветствия учительница сделала знак и ученики запели какую-то немецкую песню. Рассматривая классную комнату, я и здесь увидел на стене портрет Гитлера” (*3)
Из книги «Псков. Очерки истории»:
“Все учебные заведения города были закрыты.
Лишь с весны 1942 года в Пскове открылось несколько платных школ. В трех начальных школах обучалось 200 детей. Кроме того в городе работали две церковноприходские школы: при Дмитриевской церкви на 150 детей и при Варлаамской на 80 детей.
В октябре 1942 года в Пскове состоялась “учительская конференция”, на которой была дана установка изгнать из школьных программ материалистическое учение, заменив его идеалистическим и религиозным. Повелевалось разучивать молитвы. Основным предметом в школе становился закон божий, преподаваемый священниками.
Все социально-экономические предметы были упразднены, советские учебники изъяты. Обучение детей проводилось по немецкому календарю “Новая Европа” и по фашистским газетам. Детям внушали, что немцы и Гитлер несут “освобождение” и хорошую жизнь, что Гитлер - друг детей и т.п. Им старались привить дух покорности и повиновения” (*2)
Полчанинов Ростислав Владимирович,член НТС, участник миссии:
Я был преподавателем Закона Божьего в Св.-Дмитриевской церковной школе. Моим начальником был выдающийся миссионер о. Георгий Бенигсен (1915-93),знакомый с НТС еще в довоенной Латвии.
Узнав, что я член НТС, он указал мне на Константина Иосифовича Кравченка (1918-73) и Раису Ионовну Матвееву как на членов Союза. В конце 1943 г. о. Георгий формально вступил в НТС. (*4)
Нет оснований полагать, что автор не знает, что представляли собой эти новые школы. На фоне портретов Гитлера и преподавателей-энтээсовцев в рясах, слова “тепло и покой” звучат особо цинично.
А вот фашист Жадан более откровенен. Он свидетельствует, что осенью 1943 всех детей старше 12 лет обязали работать, и возможно, их принудительно угнали в Германию. Но автор статьи молчит про дальнейшую судьбу детей.
Разве можно, из-за нескольких профашистских школ, не замечать десятки тысяч разрушенных советских? По данным Большой советской энциклопедии: в период Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82000 школ, в которых до войны обучалось 15 млн учащихся.
Для полноты картины, нужно привести некоторые соображения Гиммлера об обращении с местным населением восточных областей. Это май 1940 года:
«для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам.
…ежегодно должно проводиться фильтрование всех детей генерал-губернаторства в возрасте от 6 до 10 лет с целью определения их полноценности или неполноценности по крови...
Это население будет представлять собой лишённую руководителей массу рабочей силы и поставлять Германии ежегодно сезонных рабочих и рабочих для использования на черновых работах (на строительстве дорог, в каменоломнях, на стройках).» (*5)
Генрих Гиммлер обозначает главную цель новых школ - “внушать, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам”!!!
Необходимо сделать акцент на том, что текст Гиммлера про цели новых школ и религию, опубликован в сборнике документов “Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза” В разделе “Нацистская программа истребления советских людей и колонизации СССР”
Миссионеры, выполняя распоряжения оккупационных властей и оставаясь православными священниками, не знали о разработанной в Берлине программе "О разрешении вопроса о церкви в восточных оккупационных областях", где ни православию, ни им не было места.
Автор, как будто сознательно не замечает, приведенную в начале статьи цитату, из циркуляра о религиозной политике на Востоке "О понимании церковных вопросов в занятых областях Советского Союза": использовать религиозные организации для помощи немецкой администрации.
Во-первых, оправдание “не знали”- это очень неприличный аргумент, незнание не освобождает от ответственности.
А во-вторых, лишний раз подтверждает, что советской церкви не было места. Но в церквях нового, профашистского формата, оккупанты очень даже нуждались.
Вероятно, в Прибалтике митрополит Сергий (Воскресенский) остался с согласия Патриаршего Местоблюстителя, оставаясь проводником линии Московской Патриархии и во время оккупации, возрождал на занятых немцами территориях религиозную жизнь
Для начала, фрагмент из мемуаров Ивана Михеева:
Органы безопасности поручили «Вере» пробраться в Ригу и добиться встречи с митрополитом Сергием (Воскресенским), которого Патриарший местоблюститель накануне войны направил в Ригу экзархом Русской Православной Церкви в прибалтийских странах. Летом 1942 года поступили сведения о том, что в Риге в начале августа митрополит Сергий созвал съезд трех епископов РПЦ, находившихся в юрисдикции Московской Патриархии, и от имени съезда направил приветственную телеграмму Гитлеру, что было расценено как услужение фашизму. В связи с этим Патриарший местоблюститель своим определением от 22 сентября 1942 года потребовал от экзарха разъяснений, а пока поминание имени митрополита Рижского Сергия в одной из московских церквей, где он ранее служил, приостанавливается. «Вере» предлагалось довести до сведения митрополита Сергия об указанном решении главы РПЦ и передать, что Патриарший местоблюститель по-прежнему его любит и просит опровергнуть или подтвердить поступившие сведения, имея в виду предстоящий церковный суд по данному делу. [
ссылка]
Автор пытается, в очередной раз, скомпрометировать советскую церковь связью с миссией. Ту церковь, которая с первого дня войны, неоднократно заявляла свою однозначную позицию.
“Вероятно, с согласия” можно простить среднестатистическому человеку. Но Васильева защитила докторскую диссертацию, по теме отношений церкви и Советского государства. И получается что, про готовящийся церковный суд над Сергием (Воскресенским) сознательно умалчивает.
Умалчивает и тот факт, что советская церковь требовала от Сергия (Воскресенского) официальных объяснений за сотрудничество с фашистами. [
ссылка]
Да, Сергий (Воскресенский) был до войны экзархом советской Церкви. Но и Андрей Власов был до плена советским генералом. Да, митрополит Сергий (Страгородский) посылал в Прибалтику Сергия (Воскресенского), но согласившись служить фашистам, он встал в один ряд с предателем Власовым.
Псков. Церковь Сергия с Залужья, разрушенная фашистами.
Фашисты взорвали в ноябре 1941года Успенский храм (XI в.) Киево-Печерской Лавры
Конфиденциальная рекомендация германского районного комиссара Печор Беклинга игумену Псково-Печорского монастыря о подготовке к эвакуации сокровищ. 2.3.1944
Не могут одновременно осуществляться два взаимоисключающих процесса. Возрождение религиозной жизни не совместимо с разрушением и разграблением церквей. В 1948 году вышла книга “Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР”. В ней собрано достаточно доказательств того, что фашисты сознательно уничтожали памятники архитектуры(в том числе храмы и церкви).
Немцы разрушили многие памятники зодчества Пскова и псковской земли. В небольшой статье невозможно перечислить все причиненные ими разрушения и описать, хотя бы вкратце, все те псковские памятники, которые варварски изуродованы или совершенно уничтожены.( Юрий Спегальский, архитектор, реставратор, художник и знаток псковского зодчества)(*6) [
ссылка]
В течение первых же месяцев войны многие русские православные святыни были превращены в груды битого кирпича. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно и планомерно. [
ссылка]
Сведения о “беспрецедентном духовном возрождении на оккупированной территории” имеются только в немецком источнике. Это Информационный бюллетень штаба полиции безопасности и СД № 10 от 21 сентября 1942 года.
Справка представляет собой объемный документ (примерно 30 страниц текста, переведенного с немецкого языка, c 14 разделами).
Раздел №14 -”Выводы” начинается так:
Из изложенного видно, что миссия работает успешно, но этот успех был бы значительно большим, если бы благодаря содействию немецких органов были устранены известные препятствия на пути миссии. В этом плане желательны следующие меры:
А далее, две страницы жалоб и предложений, дают повод предположить, что у авторов справки было всего две цели:
1)показать значимость миссии.
2) решить многочисленные проблемы миссии (в том числе и проблемы канонической юрисдикции), за счет немецких кураторов.
Автором справки, вполне, мог быть кто-то из участников миссии. Поэтому возникает вопрос: насколько это корректно, ссылаться на источники подобного рода?
А в
общедоступных документах советской церкви, периода Великой Отечественной войны, нет упоминаний о “религиозном возрождении”. В них отмечается, что на оккупированных территориях происходит геноцид населения и разрушение церквей. В своих обращениях, советская Церковь осуждает любые виды сотрудничества с нацистами, в том числе и “религиозный коллаборационизм”.
Именно этот “религиозный коллаборационизм”, сегодня преподносят в виде феномена “духовного возрождения”.
В своей статье, автор старается не просто оправдать Псковскую миссию, но и предпринимает попытки, вписать в эту историю советскую церковь и советскую разведку.
“Райская жизнь” в оккупации - это миф. Сказка, из серии: “Россия, которую мы потеряли”. Адвокаты миссии, упорно не замечают разграбление и уничтожение на оккупированных территориях уникальных древних церквей. Не замечают тысячи сожженных деревень и угнанных в рабство детей, но имена миссионеров можно найти в “синодике гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие”.
P.S.
Фрагмент обращения из журнала Московской Патриархии 8 сентября 1943года.
ОСУЖДЕНИЕ ИЗМЕННИКОВ ВЕРЕ И ОТЕЧЕСТВУ:
Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством.
всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана. Аминь. [
ссылка]
Под этими словами подписались 19 советских священников (митрополитов, архиепископов, епископов).
_____________________________________________________________________________________
(*1) Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С. 584-585
Информационный бюллетень штаба полиции безопасности и СД № 10 от 21 сентября 1942 года. (РГВА. Ф.500к. Оп. 1. Д.776. Л. 278-327. Роторный экземпляр. Перевод с немецкого.)
(*2)
«Псков. Очерки истории». Лениздат-1971. стр. 287, стр. 283-284.
(3)Павел Жадан “РУССКАЯ СУДЬБА. Записки члена НТС о Гражданской и Второй мировой войне”
(4)Полчанинов Ростислав Владимирович журнал “ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ: CООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США” Но.5 (25) ноябрь 2000 “ НТС ВО ПСКОВЕ 1941 - 1943”
(*5) Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза: Документы и материалы. М.: Воениздат, 1987 с. 116
(*6) “Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР” Издательство: М.: Академия наук СССР, 1948 г.
Документы о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Псковской области в годы войны. [
ссылка]