Псковская миссия. Часть - I

Dec 17, 2016 17:53





Монахи Псково-Печорского монастыря с немецкими военными и гражданскими чинами оккупационной администрации. 15-28 сентября 1943 года.



Жители покидают подожженную фашистами дер. Броды. 1942 г. Автор съемки неизвестен.

На тему Псковской миссии, у Ольги Васильевой есть статья “СВОИ ИЛИ ЧУЖИЕ: К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ”, (2003 год).

Название интригующее, подразумевается, что читатель сам сделает выбор на основании всех аргументов ”за” и “против”. Но автор откровенно занимает позицию адвоката. А некоторые неудобные факты, свидетельствующие “против”, либо просто не упомянуты, либо намеренно искажены и представлены в виде некой полуправды. И это очень странно, учитывая, что Ольга Васильева, считается специалистом именно в теме взаимоотношений церкви и Советского государства.



Фрагменты публикации на сайте “Православие.RU”:

Сегодня еще нельзя дать точный ответ и на ряд других вопросов: кем же были священники Миссии? С кем шли? Что заставило этих "чужаков" покинуть Западную Европу и приехать на многострадальную российскую землю, опаленную войной?
Последствия восстановления религиозной жизни на временно оккупированных территориях были велики. Так, историки русской эмиграции В.И.Алексеев и Ф.Ставру, явно преувеличивая, считают, что "по размаху и интенсивности это религиозное возрождение может быть названо вторым крещением Руси"

Сразу начинается лирика. Вот так, ни много ни мало, а второе крещение. А если расставить акценты должным образом, то ответы на вопросы Васильевой просты.
С кем шли- с фашистами. Тем более, автор признает этот факт, и дважды в статье его повторяет: "Она(миссия) была создана под эгидой оккупационных властей”.
Кем же были - можно процитировать автора - “чужаками с Западной Европы“. Сведения о деятельности миссии есть и в документах советской церкви, и в военных немецких источниках. Но более объективный ответ на этот вопрос, можно получить в уголовных делах и приговорах тех миссионеров, кто не успел уйти с отступающими фашистами. Это потом, уже после смерти Сталина, начались массовые реабилитации. А во время войны, всё было предельно ясно, да и вину свою эти миссионеры признавали.
Что заставило - да пожалуй, то же, что заставило белогвардейцев встать под знамена Гитлера.

Последствия восстановления религиозной жизни были велики
К разговору о “последствиях”, можно процитировать обращение митрополита Сергия (Страгородского) к православным людям временно оккупированной немцами территории. Январь 1942 года:

Однако то, что приходится нашей Красной Армии наблюдать в городах, теперь отнимаемых у немцев, настолько ужасно, что нельзя быть спокойным и за вас. Храмы разрушены. Взорван, например, единственный в своем роде памятник церковного зодчества знаменитый храм в Новом Иерусалиме, копия храма Воскресения в старом Иерусалиме. Взорван древний собор в Можайске. Множество церквей разрушено в Калининской области, Верейском, Боровском и других районах. Церкви, больницы и другие благотворительные и культурные учреждения преданы огню, причем в них заживо сожжены и лежавшие там больные и раненые красноармейцы. По улицам расставлены виселицы с висящими на них трупами граждан, повешенных, по звериному обычаю фашистов, лишь «ради острастки населения», иначе говоря повешенных заведомо без личной вины. Все, что можно взять, разграблено, все, что можно осквернить и загадить, загажено с каким-то обезьяньим упоением. [ссылка]

И вообще, о каком “втором крещении” идет речь, если даже советские священники присоединялись к партизанскому сопротивлению?

Так и появилась Православная Миссия с центром в Пскове ("Псковская православная миссия": под таким именем она и упоминалась крайне редко в советской истории - как профашистская организация).
18 августа 1941 г. в этот город прибыли первые 14 миссионеров-священников, среди которых были как выпускники православного Богословского института в Париже, так и деятели Русского Христианского Союза.

Для справки: Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже учреждён в 1925 году, после проведения второго съезда Русского студенческого христианского движения(РСХД), был одним из духовных центров русской эмиграции. [ссылка]

Справка по РСХД: После октябрьской революции и начавшейся вслед за ней гражданской войной в России за границей оказалось около 3 миллионов русских. В силу этого, практически во всех европейских столицах существовали разрозненные русские христианские объединения, во главе которых стояли представители эмигрировавшей русской интеллигенции. [ссылка]

Справка по НТС(НТСНП): Народно-Трудовой Союз российских солидаристов (НТС) - общественно-политическая организация, начало которой положило новое поколение белой эмиграции в 1930 году в Белграде (Югославия) [ссылка]

Свержение советской власти, считали они, возможно провести вооруженным путем, не исключая террор, а тот, кто будет возглавлять революцию, должен войти в новое правительство.
В основном НТС НП состоял из белоэмигрантов, мечтавших о свержении советской власти и рассчитывавших на внешнюю помощь иностранных государств. В годы войны организация была ориентирована на немцев. [ссылка]

В немецком документе есть такая характеристика на миссионеров: “как убежденные противники большевизма они стремятся, и они способны активно бороться с ним и объяснять верующим истинный смысл борьбы против большевизма” (*1)

Для понимания всех дальнейших процессов, очень важно определиться с терминологией: была советская Церковь, и были эмигрантские религиозные и политические организации. Первые миссионеры - это русские эмигранты, среди которых были и члены НТС (Р.И. Рацевич(Матвеева), Р.В. Полчанинов, Б.Г. Врангель и др.). Но про этот, немаловажный факт, автор молчит.

Условно, советские церкви и духовенство на оккупированных территориях можно считать захваченными в плен. Так же, как предатель Власов ездил с агитацией по лагерям военнопленных, так и миссионеры склоняли духовенство Северо-Западных областей СССР к сотрудничеству с оккупантами. И как военнопленные отказывались вступать в ряды РОА, так и духовенство отказывалось сотрудничать с этой миссией.

По данным открытой православной энциклопедии в составе миссии было 11 епископов, 36 миссионеров из Латвии, 13 миссионеров из Эстонии. Духовенство Северо-Западных областей (советские священники, которых удалось склонить к сотрудничеству) - 191 человек, монашествующих - 49 человек, миссионеры-миряне - 10 человек. Всего 310 человек! [ссылка]
Есть данные о том, что к настоящему времени выявлено 555 человек, так или иначе связанных с Псковской миссией. [ссылка]

Даже в немецком бюллетене отмечено, что “их число слишком невелико”.(*1) В любом случае, это ниже всякой среднестатистической погрешности, учитывая, что до начала войны, численность населения СССР, по некоторым данным была 190,7 миллионов человек!

И кому понадобилось раздувать из этого, феномен “невероятного духовного возрождения”?

В Псковской области к началу войны оставались действующими всего пять храмов, а сама Псковская епархиальная кафедра была упразднена в 1940 году. К началу 1942 года на оккупированных землях Псковщины был уже 221 храм с числом священников - 84. Клириков не хватало, поэтому один священник окормлял два-три прихода
По подсчетам историка М.В.Шкаровского, на захваченных территориях РСФСР открылось 2150 храмов.

Тут обычная манипуляция с цифрами “было-стало”. Можно подумать, это является объективным показателем религиозного возрождения страны в период оккупации.
Низкое количество действующих храмов свидетельствует лишь о том, что не было потребности в большем. Их было ровно столько, сколько советский народ считал нужным. И когда говорят о восстановлении храмов и церквей во время оккупации, важно понимать, что их не строили с нуля, а открывали уже имеющиеся.

А в качестве контраргумента, можно предложить следующие данные:
“До начала войны в Пскове насчитывалось около 3000 зданий,1380 из них оказались уничтоженными, 435 - полуразрушенными”. (*2)
“Всего же только в Псковском районе из 406 деревень полностью сожжено и сметено с лица земли 325 деревень” [ссылка]
А по всей Псковской области, оккупанты сожгли около 4 тысяч деревень, уничтожили более 7 тысяч мирных граждан, вывезли в другие зоны более 150 тысяч человек! [ссылка]

Как объективно оценить эту Псковскую миссию, если только в одном районе, сожженных населенных пунктов больше, чем всех миссионеров? О каком “возрождении” в Псковской области можно говорить на фоне 4000 стертых с лица земли деревень и угнанного в рабство местного населения?

Клириков не хватало - это действительно так, но с одним очень важным дополнением. Не хватало клириков- коллаборационистов. И доказать этот вывод можно словами самого автора: “свободные денежные суммы Миссии шли на содержание Богословских курсов в Вильнюсе. (Для восстановления церковной жизни требовались священнослужители.)” Почему денежные суммы шли не в духовные академии и семинарии СССР?
А по тому, что советская церковь никакого отношения к этой миссии не имела.

можно, видимо, сказать, что Православную Церковь следует, пожалуй, воспринимать как союзницу в борьбе против большевизма.

Ради оправдания миссионеров, автор не стесняется цитировать немецкие “агитки”. Отношения между Советской властью и церковью не были простыми. Но официальные документы советской церкви, не вызывают никаких сомнений, по поводу того, на чьей стороне она была в годы войны.

22 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к пастырям и верующим:
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу. [ссылка]

Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. Январь 1942 г:
Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга пред родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена [ссылка]

В Послании к пастве по случаю двухлетия начала войны( 22 июня 1943 года) звучит благодарность Главнокомандующему(Иосифу Виссарионовичу Сталину):
Следуя указаниям своего Главнокомандующего, наша армия остановила неудержимое, казалось, стремление фашистского нашествия. Вместо молниеносной расправы с нашей страной, заставила фашистов воевать целых два года, с ужасающими для них потерями, и, наконец, своими блестящими победами рассеяла дутую славу немецкой непобедимости. [ссылка]

Митрополит Николай Ярушевич в ноябре 1942 года вошел в состав Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. В этом качестве скрепил своей подписью официальную советскую версию расстрела польских офицеров в Катыни, обвиняющую в этом преступлении солдат Вермахта. [ссылка]

На средства верующих была построена танковая колонна “Димитрий Донской”. В её состав входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнемётный танк ОТ-34. [ссылка]

Фашисты расстреляли очень много советских священников:
“Расстрелян священник Тихон Орлов. Киев… За чтение первого послания Митрополита Сергия казнены архимандрит Александр (Висняев) и протоирей Павел Остренский. За отказ от служения молебнов в честь германской армии и за призыв к населению сопротивляться насильственной эвакуации немцы расстреляли протоирея Александра Петрова в Гатчине, священника Суслина (село Орлино) и священника Николая Воробьева из села Югостицы Лужского района. Нам с вами времени не хватит - назвать всех и вся.” [ссылка]

Зачем автор пытается поставить под сомнение репутацию советской церкви, цитатами из “геббельсовской пропаганды”?

Экзарх Сергий дал согласие(возглавить миссию). И у него, и у оккупационных властей существовали свои собственные цели.. Были они и у советской разведки...
Так, один из ее(разведки) руководителей П.А.Судоплатов в своих мемуарах, вышедших в 1995 г., вспоминал: : "Уместно отметить и роль разведки НКВД в противодействии сотрудничеству немецких властей с частью деятелей Православной церкви на Псковщине и Украине"

Очередная манипуляция, с целью изобразить главу миссии Сергия (Воскресенского) чуть ли не личным агентом Судоплатова.
Разве загадочные многоточия - это доказательство того, что советская разведка руководила миссией?

Ещё будет попытка повесить ответственность на псковских партизан, но вообще-то “наблюдать”, “контролировать“ и “руководить” - это абсолютно разные по смыслу действия.
И по поводу партизан. Это ведь не действующая армия, а местное население, восставшее против оккупантов. Есть данные о том, что на территории современной Псковской области действовало 29 партизанских бригад общей численностью 57 тысяч человек. [ссылка]

Что заставило мирных советских людей, в том числе детей, оказать вооруженное сопротивление “второму крещению”?

(Конец I части)

Псковская миссия. Часть - II

__________________________________________________________________________
(*1) Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С. 584-585
Информационный бюллетень штаба полиции безопасности и СД № 10 от 21 сентября 1942 года. (РГВА. Ф.500к. Оп. 1. Д.776. Л. 278-327. Роторный экземпляр. Перевод с немецкого.)

(*2) «Псков. Очерки истории». Лениздат-1971. стр. 287,

Великая Отечественная война, РПЦ, сергианство, Власовцы, НТС, Религия, РСХД, ymca, Коллаборационизм, Фашизм

Previous post Next post
Up