Обычно буржуазные и «левые» исследователи красных кхмеров начинают с биографии Пол Пота, с его детства и учебы во Франции, однако мы начнем со становления революционного коммунистического движения в Камбодже.
Пожалуй начнем с одной из самых широко известных особенностей Коммунистической партии Кампучии - это глубокая конспирация партии. До 1977 года о существовании коммунистической партии широкие массы не знали, им была известна «революционная организация», она же «Ангка». Объясняют это положение обычно некими «идеологическими установками Пол Пота». Однако это совершенно не верно, ведь партия была вынуждена конспирироваться из-за жесткого антикоммунистического террора, свирепствовавшего в Камбодже в конце 1950-х, начале 1960-х годов, о чем не слишком любят упоминать.
Первые революционные коммунистические организации в Камбодже стали организовываться в конце 1950х. В 1957 году в Пномпене был создан комитет, в который вошли коммунисты. Работу в сельской местности возглавлял оказавшийся в дальнейшем ренегатом и агентом охранки Сиеу Хенг, а работу в городе Ту Самут. В этот период во многом в результате подрывной работы Сиеу Хенга, охранка смогла развернуть широкомасштбные репрессии против коммунистов. К 1959 году было арестовано 90% камбоджийских коммунистов. Среди арестованных были и Пол Пот, Йенг Сари, Кхиеу Сампхан. Что примечательно, будущих лидеров компартии, обвиняемых буржуазной и ревизионистской пропагандой в «антивьетнамском национализме», власти обвиняли в «деятельности в пользу Вьетнама».
Именно на фоне антикоммунистического террора в конце сентября 1960 года в вокзале Пномпеня в обстановке конспирации собирается первый съезд партии, которая будет известна в дальнейшем как Коммунистическая партия Кампучии. Партия с первого своего съезда строилась как законспирированная организация и поэтому она оставалась на таком положении вплоть до 1977 года, когда она наконец смогла изменить свою организационную структуру.
На первом съезде партии был избран генеральный секретарь, один из старейших и авторитетнейших коммунистов Ту Самут. Съезд выработал стратегию и тактику камбоджийских коммунистов, о которой впоследствии будут говорить как о «маоистской» и «мелкобуржуазной». Дело в том, что камбоджийские коммунисты делали большую ставку на беднейших крестьян, как на мощную революционную силу. Однако критики забывают упомянуть, что Камбоджа в тот исторический момент была на 85% крестьянской страной. Также они «упускают из вида», что от руководящей роли пролетариата никто из лидеров кампучийской компартии не отказывался. Сам Пол Пот разъяснял линию партии в этот исторический промежуток таким образом: «кампучийское общество делилось на пять отдельных классов: рабочий класс, крестьянство, мелкая буржуазия, буржуазия и феодальный класс... крестьяне составляли подавляющее большинство населения. Их эксплуатировали все классы. Их эксплуатировали капиталисты и помещики. Таким образом, 85% населения, то есть крестьяне, находились в противоречии с непосредственно угнетавшим их эксплуататорским классом - помещиками, среди всех противоречий кампучийского общества доминирующую роль играло противоречие между крестьянами и помещиками, поскольку крестьянство составляло подавляющее большинство, 85% населения... Основной силой нашей революции являлось крестьянство. В нашей стране ситуация отличается от индустриальных стран. Рабочие не были главной силой борьбы нашей революции. Вначале мы также активно работали среди рабочих. С 1955 года мы смогли организовать рабочее движение по всей стране... Однако наш рабочий класс был малочисленным. Движение было активным на каждом заводе, но оно не могло противостоять вражеским репрессиям... Поэтому рабочий класс по своей классовой природе является ведущей силой. Однако на заводах и фабриках он был малочисленным и полностью находился в руках врага... Мы не впали ни в левизну, ни в правоту. Если бы мы продолжали работать только в сельской местности, считая, что роль городов ничтожна, это было бы левачеством. Если бы, напротив, мы считали, что сельская местность играет незначительную роль, а главное - городская борьба, думая, что только она способна привлечь внимание всего мира, это было бы правым. В обоих случаях мы пренебрегли бы стратегическими силами крестьянства. Наша партия не впала ни в левизну, ни в правоту, потому что мы боролись и с той, и с другой стороны.»
Итак, Пол Пот в доступной и понятной всем форме разъяснил, что переносить большую часть партийной деятельности в сельскую местность и поднимать на революцию крестьянство коммунистов вынудила ситуация. С одной стороны феодальные пережитки и необходимость произвести сперва народно-демократическую революцию, а после проводить социалистические преобразования (в этом просматривается прямая аналогия с деятельностью большевиков при царизме), а с другой малочисленность пролетариата и жесткий контроль власти над рабочим движением, пресечение любых попыток организации крупного рабочего движения. Также Пол Пот, вопреки заявлениям «критиков», прямо подчеркивает ведущую роль пролетариата. Таким образом все «левые» критики красных кхмеров, который осуждают их за опору на крестьянство, выступают со своей критикой с антиреволюционных, меньшевистских, троцкистских позиций, игнорируя камбоджийскую действительность конца 1950х-1960х годов. Еще стоит отметить, что данная речь, а конкретно выделенный фрагмент о городах, опровергает приписываемую красным кхмерам «ненависть к городам» и фальшивые цитаты Пол Пота о городе, как «обители порока».