Интересная статья про учебу в университете в Японии была
опубликована Максимом Крыловым в «Слоне».
Я не совсем согласен со всем, что Максим написал, но в целом верно. Особенно хочу подчеркнуть следующую фразу:
«Либерализм в выборе предметов создает при этом ситуацию, при которой многие японцы зачастую проседают в том, что относится к «непрактичной» базовой эрудиции: философия, классическая литература, всемирная история, политическая и экономическая теория.»
Надо сказать, что советская система была достаточно эффективной - выпускники готовились под конкретные предприятия, специальности формировались гос. заказом. По сути в России специальность - это набор предметов, по которым обязательно сдать экзамены и зачеты. Это более менее гарантирует право называться «инженером» или «специалистом» в своей сфере. Грубо говоря, если ты закончил специальность «автоматизированные системы управления» в гос. ВУЗе, то можно сказать, что хотя бы диффуры решать ты научился.
В Японии студент учит не то, что ему возможно понадобится в работе, а то, что ему кажется интересным. Что интересно студентам? Им интересны всякие модные штуки, buzz words: социальные сети, хипстерские языки программирования и технологии вроде OpenFlow. Как правило всё заканчивается очень поверхностными знаниями. В магистратуре Токийского университета на лекции по ТАУ (теория автоматического управления) дают такие примеры, от которых у нас бы второкурсники ржали, не говоря уж о том, что на эти лекции никто не ходит. Я думаю, что если бы в России разрешили выбирать предметы, то на ТАУ тоже никто бы не ходил:-).
Что получается на выходе? Выпускник поверхностно знает математику, физику и немного программирования. Уровень, как правило, очень низкий за вычетом пары-тройки гиков. Выпускник подает резюме в компании, которые ему нравятся, за 1 год до выпуска и начинает серию интервью. Подавать нужно строго в указанный период, иначе упустишь шанс быть «new graduate». После выпуска такого шанса уже не будет, только «mid-career employment».
«Для начала представьтесь» - стандартное начало интервью.
Что спрашивают на интервью у новых выпускников?
- Что ты делал в университете: что было темой диплома, какие кружки посещал и т. д.?
Пример ответа: оптимизировал TCP/IP в мобильных сетях с несколькими хопами, участвовал в кружке любителей Linux и состоял в команде ACM-ICPC.
- Были ли стажировки в компаниях (летние практики) и заграничные стажировки?
- Говоришь ли по-английски и на других языках?
- Любишь ли ты работать в команде или нет?
- Дают пример ситуации и спрашивают как бы ты себя в ней повел (например, начальник сказал одно, а начальник начальника другое) и всё в таком духе.
Как видите, на интервью не спрашивают НИ ОДНОГО технического вопроса в духе «реши уравнение» или «напиши программу». Почему? Потому, что у new graduate нет должности. Серьезно, так и пишут в графе должность «выпускник 2012». И так 3 года - пока идет так называемое «кэнсю» (обучение). За 3 года выпускнику объясняют всё, что он и так должен быть учить в универе: основы программирования, операции с компьютером, правила и требования в компании.
Однажды я случайно подглядел, как все «выпускники» стояли в одной большой комнате и хором кричали «йоросику онегаи симасу!» (прошу любить и жаловать). А тренер такой «Громче! Не слышно!». Ну прям как в армии. В одной большой компании студентам лепят наклеечки на беджик с именем. Желтая наклейка - 3 года назад выпустился (дембель), зеленая - 2 года назад (черпак), голубая - в этом году (дух).
Почему японские компании любят такой формат найма? Лояльность. Студенты обязаны буквально всем компании, которая их наняла - зарплатой, навыками, связями и пр. Компании не любят нанимать «mid-career», потому что те уже с гонором, воспитанные по другим правилам и жалуются на все подряд.
Потом напишу еще подробнее про систему найма mid-career, бессмысленные правила и бессмертный японский Excel.