Посетить 21 страну за три недели получилось как то само собой. Была выбрана конечная страна -
Греция, которую хотелось посмотреть основательно, а все остальные государства: 19 очевидных и 2 территории, чей статус вызывает споры (Косово и Приднестровье) просто оказались на пути.
Бить рекордов не кто не собирался. Какие могут быть рекорды в единственный в году отпуск - отдыхать надо. А значит, гонка по дорогам не наш метод и если на пути встречаются интересные места и города, то их надо осматривать. Что мы благополучно и проделали.
В результате маршрут получился следующий: Эстония (Таллинн) - Латвия (Рига) - Литва (Вильнюс) - Польша (Варшава) - Чехия (Прага) - Австрия (Вена) - Словакия (Братислава) - Венгрия (Будапешт, оз.Балатон) - Сербия (Белград) - Босния и Герцеговина (Сараево) - Черногория (Подгорица, Бар, ) - Хорватия (Дубровник) - Черногория - Сербия - Болгария (София) - Косово (Приштина) - Греция (Салоники, Афины) - Турция (Стамбул) - Болгария (Альбена) - Румыния (Бухарест) - Молдавия (Кишинев) - Приднестровье (Дубоссары) - Украина (Киев) - Белоруссия (Гомель) - Санкт-Петербург. Общий пробег от питерской кольцевой до кольцевой - 11 177 км. Стартовав в 6 утра 18 июля, мы
(нас было двое) благополучно прибыли обратно к гостинице Пулковская 8 августа в 1 час12 минут.
![](http://blog.tournavigator.ru/wp-content/uploads/2009/09/1187241235-14612-300x225.jpg)
Если бы выбрали конечной точкой, например, Испанию, то получилось бы быстрее. Каждый погранпереход между нешенгенскими странами, а их мы прошли 40, занимал, в среднем 20 минут. То есть почти день ушел на переход границ. Где-то пропускали не глядя, а где-то, как на границе Турция-Болгария загнали в бокс с ямой и проверяли больше часа, ведь ездили мы не на простой машине, а на доме на колесах, взятом напрокат в компании «Лаура-специальные автомобили».
На чем ехать
![](http://blog.tournavigator.ru/wp-content/uploads/2009/09/002-300x199.jpg)
Мы ездили на автодоме, но совершить такую поездку или аналогичную ей по километражу вполне можно и на обычной машине или на автомобиле с прицепом (трейлером). Дело в том, что кемпер с одной стороны время экономит - нет необходимости искать гостиницы или кемпинги для ночлега, но с другой стороны забирает часы на свое обслуживание: поиск мест для заправки водой, слива туалета и сточных вод, заправки газом. Плюс к этому найти место для парковки крупногабаритной машины в городах сложнее (читай дольше). В подземные паркинги, где всегда есть свободные места, он просто не помещается. На границах к нему тоже повышенное внимание и более длительные осмотры.
Бюджет
![](http://blog.tournavigator.ru/wp-content/uploads/2009/09/photo_2829_20081230-300x199.jpg)
Аренда машины нам обошлась в 3 570 евро (по 170 евро в день). Много это или мало? Если на двоих, то много. А если взять не трехместную машину на двоих, как мы, а пяти местный дом на колесах и поехать двумя семьями с детьми, то получается по 35 евро на человека в сутки. Как раз укладывается в стоимость отеля (70 евро за двухместный номер в день).
На топливо потратили 1 400 евро. Это при среднем расходе 10 литров дизеля на 100 км. Примечательно, что в Европе сорярка стоит дороже 95-го. Так что поедете на бензиновой легковушке - съекономите, да и ест она поменьше.
Платные дороги, паромы, парковки, заправка кемпера газом и уникальные болгарские поборы за дезинфекцию автомобиля при въезде в страну потребовали еще 190 евро. Итого, без учета затрат на еду - 5 160 евро. А питались мы по утрам тем, что сами готовили из купленных в магазинах продуктов (цены даже ниже чем в России) и ужинали в кафе и ресторанах национальных кухонь, средний чек - 15-25 евро на двоих.
Рекомендации для домоводов
Несколько специфических советов для тех, кто собирается отправиться в Европу на кемпере или с прицепом.
Планируйте въезд в крупные города поздно вечером. Во-первых, не завязните в пробках, во-вторых проще будет найти место для парковки. В третьих, сама парковка (ночлег) по ночам до 7-8 утра бесплатна всегда и везде.
Специальной инфраструктуры для караванеров в Восточной Европе пока нет. Шланги для залива воды на АЗС большая редкость. Лучше всего для этой цели использовать мойки (дают залиться бесплатно). Газ в баллоны заливается на газовых заправках. Они повсеместно и везде есть переходники под советские красные баллоны.
©
ТурНАВИГАТОР.ру; Алексей Игнаткович (
www.ignatkovich.ru), фотографии с сайтов
www.photorack.net и
www.freedigitalphotos.net