Мехико

Jan 29, 2024 09:59

Надо сказать, что, посетив несколько латиноамериканских стран, мы испытали определённое разочарование от латиноамериканской культуры. Не случайно моим любимым городом остаётся Буэнос Айрес - последний в мире европейский город. Возможно, это потому что из всех европейских стран (а я, всё же, бОльшую часть жизни прожил в Европе) Испания менее всего мне близка, даже меньше Португалии, а культура коренных американцев несопоставима с культурным наследием народов Дальнего Востока. Всё же хотелось побывать в Мехико, крупнейшем городе Западного полушария. Для жителей США Мексика - вроде Турции для израильтян в недавнем прошлом, мало кто там не побывал (обычно на курортах). DK выпустил отдельный путеводитель по Мехико, присвоив этому городу три звезды, Вайль подробно писал о Диего Ривера, в кино показывали Фриду Калло. Одним  словом, любопытство взяло верх, и ещё хотелось хоть на несколько дней удрать от промозглой сырости зимнего Питтсбурга.
В какой-то степени мои опасения оправдались. По официальным данным в Мехико есть симфонический оркестр, но я не обнаружил никаких следов его деятельности. Также не нашлись следы представлений оперы, классического балета либо джаза. Дважды в неделю (для богатеньких американских Буратин) проходят выступления ансамбля песни и пляски в сомбреро и с гитарами. При этом модные веяния вовсе не обошли Мексику стороной - памятник Колумбу в центре снесли, а постамент обнесли фанерными щитами, на которых прогрессивная молодёжь пишет о проклятых испанцах, разрушивших великую ацтекскую культуру и отменивших прекрасные местные обычаи вырывания сердец у мерзких тольтеков и принесения в жертву детей при заклинании дождя. Да и замечательные фрески Риверы вызывают определённые печальные мысли. Вместе с тем, в Мехико обнаружилось немало интересного, и пребывание там доставило много удовольствия. Теперь по порядку.
Исторический центр Мехико, Зокало, где находятся руины той самой пирамиды, откуда сбрасывали тела казнённых во славу Бога дождя рабов, собор, дворец правительства и Дворец изящных искусств, постепенно приходит в упадок, и жизнь перемещается вдоль прямого, как стрела, проспекта Реформ на юго-запад в направлении замка Чапультепек и района Поланко, который, собственно говоря, единственный пригодный для нормальной жизни. Его начали застраивать в середине XIX века, и сейчас там и деловой центр, и лучшие отели (в одном из них мы остановились), и лучшие рестораны, и прелестные улочки с особняками, где так приятно прогуливаться под ласковым январским солнцем. Всё остальное более или менее облуплено. Пригороды Мехико - это холмы с застройкой типа фавел, откуда в центр тянутся многочисленные линии подвесных кабельных дорог.
Мы решили действовать хронологически, то есть начать с осмотра древнего комплекса в Теотихуакане, в часе езды от нашего отеля, для чего заказали частного гида с автомобилем. Гид Джованни (потомок местных) оказался симпатичным, знающим и прекрасно говорил по-английски. Никто не знает точно, кто и когда это построил. Вроде бы их сооружали в два приёма с 200 по 750 годы после рождества Христова, но наш гид считал, что раньше. Ацтеки обнаружили пирамиды, которые, собственно говоря, не являются пирамидами в строгом смысле, но своими силуэтами копируют горы, на фоне которых они расположены, спустя сотни лет после того как построившие их ушли (или погибли) в результате продолжительной засухи. Ацтеки назвали это место тропой мёртвых, и дали имена двум пирамидам - Луны и Солнца.

Это место популярно среди любителей монгольфьеров. Утром перед открытием мы видели множество шаров.

Мы поднялись на эту небольшую пирамиду, чтобы осмотреть следующую, находящуюся за ней.

Там множество голов чудовищ, высеченных в камне.

Форма пирамиды Луны, которую мы видим, копирует форму горы, видной на горизонте.

Ну а это пирамида Солнца - третья по величине в мире. До неё надо было идти километра полтора, пересекая пять огороженных невысокими стенами площадок, каждая с футбольное поле величиной. Когда мы присели отдохнуть на стене пятой, заметили симпатичную собаку, бежавшую куда-то по своим собачьим делам. Увидев нас (а там были и другие туристы), она немедленно свернула, уселась возле меня и не уходила, пока я её хорошенько не погладил. Помимо пирамид, были раскопаны несколько храмов. Их отреставрировали. Исторические камни окрашены (пирамиды в своё время тоже были покрашены), а добавленные реставрацией серые.

Мы выехали на экскурсию в 8 утра, а вернулись к обеду, попросив высадить нас у знаменитого Антропологического музея в парке в получасе ходьбы от гостиницы. В музее очень приличное кафе на свежем воздухе, где, по совету нашего гида, заказали кочининту - маринованное с фруктами мясо с гарниром, нам понравилось. Коллекция музея огромна и интересна. К сожалению, мы подустали от двухчасовой экскурсии по району пирамид с многочисленными ступенями, так что больше чем на два часа нас не хватило.

Целые небольшие здания перенесены в музей и установлены снаружи.

А это знаменитый календарь диаметром 2.5 метров. Он был цветным. К сожалению, пояснения по-английски есть не везде, а там где есть, то настолько мелким шрифтом, что прочесть их можно разве что в бинокль.

Гостиница наша, Hyatt Regency, построенная в 1987, весьма помпезна, и из номера на 34 этаже открывался дивный вид на город, но на 5* она не тянула: вытертые ковры, примитивная кофеварка с дешёвым кофе, а чай был настолько плох, что пришлось сходить в магазин и купить нормальный Twinings. Отзывы о гостиничной кухне были уничтожающими, зато через дорогу был ресторан Aqua & Sal, рекомендованный нам как лучший в Мехико ресторан морепродуктов. Он замечателен! Мы дважды обедали там, и не могли нарадоваться - а уж осминога такого не помню когда и ел!
На следующий день утром поехали в Зокало. Убера поблизости не было, и мы совершили грубую ошибку - попросили на рецепшн вызвать такси. Мы просто не предполагали, что обычное такси берёт из Поланко до Зокало 5 долларов - с нас содрали больше 20! Кстати, хороший круассон в кафе тоже стоит 5 долларов - такое в Мехико ценообразование. В каких только странах и на каких только континентах я заказывал такси из отеля, но такого ещё не было.
Экскурсия по дворцу правительства с гидом и бесплатная, требуется паспорт. Она длится часа полтора, показывают только галерею с фресками Диего Ривера. Их больше дюжины. Часть одной из них вы видите на заставке - это история колонизации. А вот ещё одна - так Ривера представлял счастливую жизнь при ацтеках

Учитывая, с какой готовностью местные племена поддержали Кортеса против ненавистных кровожадных поработителей, что-то не верится в правдоподобие изображённого. Чтобы завершить тему Риверы, предлагаю посмотреть на другую картину Риверы, во Дворце изящных искусств.

Тут вам и Маркс с Лениным и Троцким, и какая-то художественная самодеятельность, и ероплан самодвижимый с мушиными крылышками - одним словом, благолепие. Художник Ривера был хорошим - рядом с ним полотна Сикейроса в том же дворце - это абсолютная мазня. Но вот в смысле политических взглядов это был тяжёлый случай. Кстати, он очень хотел намалевать что-то для СССР, но при Сталине ему так и не позволили. Не хрен Троцкого рисовать.
Собор огромен, фасад впечатляет, но внутри, кроме алтаря и органа, ничего примечательного.

Жизнь вблизи собора кипит

По пешеходной торговой улице дошли до упомянутого Дворца

Дворец красивый, только изящных искусств там маловато.

Около гостиницы красивый фонтан

А ещё в Мехико много чахчахов. Я пожалел, что не взял с собой туфли - у нас их никто так не почистит.

Третий день пребывания в Мехико был посвящён самому интересному объекту столицы - Императорскому замку (дворцу)  Чапультепек. Его строительство начали испанцы в конце XVIII века, но подлинное великолепие ему придал несчастный Максимилиан Габсбург, толковый и способный человек, которому фатально не повезло (его покровитель Наполеон III поставил не на ту лошадку, то есть на Конфедерацию, которая вроде побеждала, но северяне, не считаясь с потерями, выиграли войну и выгнали из Мексики европейцев, которые были им как кость в горле). За немногие годы от приезда до гибели Максимилиан не только провёл реформы, которые старший брат не давал ему проводить в Австро-Венгрии, но и достроил дворец, где впоследствии ещё долгие годы жили многие мексиканские диктаторы. Он посреди большого парка, стоит на холме, куда надо подняться метров на сто.

Итальянцы сделали позолоченную карету для въезда нового императора в столицу

Парадная лестница

Это символ Мексики (орёл со змеёй в клюве)

Модель императорский яхты - в Австро-Венгрии Максимилиан жил в Триесте (я бывал в его дворце) и командовал военно-морским флотом

На обратном пути заглянули в музей современного искусства, где, по существу, есть только одна картина, стоящая того чтобы на неё посмотреть - "Две Фриды" Калло.
За углом от гостиницы был испанский (астурийский) ресторан выше всех похвал, где мы также дважды пообедали (мясное меню). Потрясающее оссобуко из говядины

У входа - импозантная скульптура первого астурийского короля (VIII век, крестил астурийцев на севере Испании)

Вечер этого и первая половина следующего дня были посвящены прогулкам по наиболее привлекательной части Поланко - переулкам вблизи парка Линкольна. Большинство особняков конца XIX - начала ХХ веков заняты посольствами, некоторые переоборудованы в дорогие рестораны, а в остальных живут успешные мексиканцы. Кстати, именно там мы встречали немало евреев, как в кипах, так и без оных.

Гулять среди этих и ещё дюжин похожих особняков было нам по вкусу. Музей Троцкого нас не интересовал, а одной картины Калло с нас хватило.