Часть 3: Осло и Шпицберген 2-8/9/2022
2/9-3/9 Пересадка в Осло
2/9 Наш вылет с Фарер как водится задержали на 45 мин. Единый билет с багажом был по маршруту Фареры-Берген-Осло а/к Wideroe (до Бергена) и SAS из Бергена в Осло. Стыковка в Бергене 1 час. Так как Норвегия не входит в ЕС (хотя входит в Шенген), то по их правилам надо забрать чемоданы по прилету в Берген, пройти таможню и снова сдать на рейс в Осло. Но как я написал выше, рейс вылетел с задержкой, а/п Бергена совсем не маленький, и до багажной карусели мы дошли, когда до вылета в Осло оставалось 25 мин. и уже объявили посадку, а багажа еще не было. На мой вопрос: "как поступить?", работник службы багажа сказал:
-"не жди багаж, беги на посадку, мы твой багаж пришлем позже в Осло - из Бергена в Осло полеты каждые 45-60 мин."
Я так и сделал. На контроле ручной клади пришлось прорываться, за что меня пожурил местный работник, вразумив, что "надо раньше приходить", то есть видимо сказать летчику предыдущего рейса быстрее лететь и не задерживаться. Но мы успели. По факту так оказалось даже удобнее. Прилетев в Осло в 16:15, мы сразу пошли к багажному окошку, там нисколько не удивляясь, заполнили для нас форму, взяли данные и велели ожидать СМС. Правда предупредили, что в 22:00 они закроются. В 18:00 пришло СМС, что наш багаж будет погружен на вот-вот вылетающий рейс, а в 20:00 что он пришел в Осло. В 21:30 мы его благополучно забрали.
Наш пересадочный отель Radisson Red был в 7 мин. ходьбы от терминала. А потому после заселения мы купили за 264 кроны (на каждого) проездной на 24 ч. в центр Осло, включая зону а/п. Проездной действует на обычный поезд компании VY, который идет до центра 23 мин. С интервалом 30 мин, но не действует на спец. поезд, который идет 19 мин., но каждые 10 мин.
В Осло мы гуляли как вечером 2/9, так и полдня на следующий день 3/9.
Шпицберген 3-7/9/2022
Рейс на Шпицберген вылетает из нешенгенской зоны, а потому надо пройти паспортный контроль, который занял минут 15. А ланж, полагавшийся мне по премиальному билету бизнес-класса, находится до контроля, поэтому я им не воспользовался. Задержка рейса была минимальной. Мы вылетели в ~16:30 и приземлились по расписанию в ~19:00. 2.5 часа.
На Шпицберген есть и более короткие полеты из Тромсо (1.5 часа). Из других городов и стран рейсов нет. Летают SAS и лоукост Norwegian. Цена от 60 евро за направление без багажа. В SAS ручную кладь не проверяют на размер и вес и бесплатно кормят в бизнес классе, в Norwegian проверяют и не кормят, и вообще нет бизнес класса. Всего 1-3 рейса в день, не считая чартеров для тургрупп. Регулярных паромов нет, только круизные корабли.
По прилету и после получения багажа снаружи уже ждут регулярные автобусы из а/п до города. Расстояние до Лонгьира 5 км. Заранее автобус бронировать не надо. Цена 100 крон (34 шек.) в 1 сторону, 175 туда-назад. Студентам, молодежи, детям и престарелым старше 67 лет существенные скидки. Посадка и оплата проходят крайне непродуктивно. Сначала водитель ждет пока из терминала выйдут все пассажиры, одновременно загружая их багаж, и только когда все усядутся и зал прилета опустел, он проходит с терминалом оплаты по всему автобусу, что занимает еще 15 мин. В общем у нас ожидание заняло 45 минут. Автобус останавливается около основных отелей и хостелей. Такси надо бронировать заранее, но если вас больше 1, и ваш отель не в отдаленном квартале Лонгьира, то оно обойдется дешевле и быстрее. Нам такси назад стоило 120 крон (на 2-х, за багаж нет доплаты).
В самой столице архипелага, Лонгьире, и на Шпицбергене вообще нет общественного транспорта, кроме такси. Такси может потребоваться поселившимся в квартале в 2-4 км от центра или желающим посетить ресторан Husset, который так же в этом квартале.
Есть 2 авто прокатные конторы (местные). Цена от 110 евро/сутки. Но надо иметь в виду, что между поселениями нет дорог. Асфальт заканчивается в 4-5 км от города, дальше есть 10 км гравийки по побережью, где "дачи" местных жителей, и еще 15 км вглубь о-ва до научной обсерватории. Собственно ее работники и визитеры и есть основные арендаторы. В зимнее время можно арендовать снегоход. Но летом и ранней осенью в нем смысла нет за неимением снега.
Отели. Я забронировал Рэдиссон по коду турконсультанта, 162 евро (с завтраком). Изначально свободных номеров не было, по коду или вообще. Но постоянно мониторя, постепенно забронировал все 4 ночи, правда на каждую отдельная бронь. В результате нас проапгрейдили до junior suit. Его недостатком было нахождение в соседнем корпусе (а завтрак и сауна в главном) и отсутствие лифта (надо было подниматься 1 этаж). Так же было положено снимать и оставлять обувь на входе, но мы этого не делали, так как по коментам другие туристы могут ее позаимствовать или спьяну перепутать. В стоимость входит 1 час сауны и горячее джакузи снаружи, по предварительной брони.
Вообще обычная цена в отелях на номера с удобствами в номере от 230 евро. В хостелах с удобствами на этаже: от 100 евро. Для ностальгирующих есть хостел Русский Дом (принадлежит компании из Баренцбурга), где койка в общем номере от 40 евро.
Вся активность и бизнесы, имеющие хоть какое то отношение к туризму (даже магазины), сконцентрированы на официальном сайте visitsvalbard Бронь экскурсий делается только там: даже если зайти на сайт самого туроператора, при бронировании он перенаправит именно туда. Исключение: некоторые из туров баренцбургской компании goarctica. Сайт очень удобный, можно сделать выборку по датам, типу активности, длительности и цене. Оплата только в кронах и только кредиткой. Никто наличные не принимает.
Общие факты про Шпицберген и возможно полезная информация.
Все население проживает в г. Лонгьир (2500 чел.) и в российском поселке Баренцбург (~300). Так же есть научно-производственное поселение Ню Алесунд (100-200 чел) - самое северное в мире - 120 км на северо-запад. До него только летом есть туристические катера (4000 крон за тур) и заходят круизные корабли. Самолет доступен только работникам. По отзывам, работники крайне неприветливы.
Из всего населения Лонгьира около 20% русскоязычные (практически вся сфера услуг), 15% таиландцы и китайцы (кассиры/официанты). В городе находится университетский центр, где обучаются 350 студентов и ~200 работников. По Шпицбергенскому договору любой гражданин страны его подписавшей (Израиль не подписал, Россия, Украина подписали) может проживать на территории архипелага. Но для получения норвежского социального статуса требуется рабочий контракт.
Между поселениями дорог нет, но зимой можно добраться на снегоходе.
Вне города обязательно иметь с собой ружье (выдается после тренировки) или сопровождающего с ружьем. Белые медведи могут появиться, где угодно и когда угодно, но каждый случай применения оружия расследуется. Но в самом Лонгьире и Баренцбурге безопасно. А вот северные олени, песцы и даже птицы в города заходят или залетают, но на людей не нападают. Олени представляют определенную опасность для транспорта.
Я рассматривал возможность купить 5-дневный круиз Hurtigruten, который делает полукруг архипелага и есть вероятность увидеть белых медведей. Минимальная цена 1500 евро на весь круиз в каюте на 2-х, без окон и туалета, но с полным пансионом: 3-4 ночи на корабле, 1-2 ночи в отеле, включен тур по г. Лонгьир и заход в Ню Алесунд. Есть и более комфортные каюты, но дороже. Круизы начинаются в мае и действуют до начала сентября. Мобильная связь далеко не везде, есть спутниковый интернет. Может через год или 2 накоплю.
Северное сияние можно увидеть только с конца сентября и до начала марта. Так как в другое время полной темноты не наступает.
Погода: летом до +12 (максимум +20), зимой днем в среднем -(минус)10-20, но иногда и холоднее. Во время нашего пребывания было +5-8, но без ветра.
Деревья и комары отсутствуют. Но трава, мох и полевые цветы есть.
Магазины:
Есть гипермаркет сети Coop (Кооп). Работает до 19:00 в будние дни, до 16:00 в субботу, 15:00-18:00 в воскресенье. Но к вечеру и в субботу-воскресенье часть полок пустые. Есть отдел довольно вкусной и дешевой готовой/горячей еды. Но к вечеру разбирают.
Цены многих шокируют, особенно если сравнивать с Польшей или Грузией. Молоко 5 шек., хлеб от 10 шек., выпечка от 4-5 шек. за круассан, йогурты от 5 шек. Овощи и фрукты особенно дорогие: помидоры не меньше 10 шек/кг, бананы 9-10 шек, ананасы 15 шек.
Алкоголь продается в отдельном магазине (закрыт в воскресенье) и продажа только с предъявлением посадочного талона, но цены дешевле континентальных.
Есть шоппинг центр Svalbard Butiken с парой десятков магазинов (в основном одежда полярного типа), аптека, кафе, ресторан. Работает до 18:00 (16 в субботу), в воскресенье закрыт.
Все остальные магазины работают по той же схеме: 10-18 в будние дни, 10-16 в субботу, закрыты в воскресенье.
Исключение: маколет сети KIOSK (дороже супера). Он открыт до 23:00 и вечером там делают гамбургеры, а днем сосиски. Но цена гамбургера тоже не порадует экономных: от 35 шек.
Шпицберген - зона такс фри, то есть налогов нет, а потому и нет возврата.
В Лонгьире с десяток ресторанов. Большинство открыты только на ужин с 17:30, и желательно бронировать столик заранее. Некоторые открыты и в обеденное время, но с ограниченным меню. Средняя цена мясной/рыбной/морепродукты порции с гарниром многих ужасает: в обед 160-200 крон (55-70 шек.), на ужин 300-350 крон (100-120 шек.). Местное пиво (есть пивоварня) 0.5 л.: 70-75 крон (25 шек.), импортное типа Карлсберг 90-95 (30-33 шек.).
Есть несколько кафе, которые закрываются в 18:00, но в обед подают суп/лазанью.
Так же 2 паба и 2 бара.
Ночью с 22:00 и до 3 утра работает уличный киоск, где продают запеченный картофель с начинкой и сосиски. Но цены не очень гуманные: ~150 крон за картофель с колой (50 шек.) и 75 (25 шек.) за сосиску в булке и колу.
Вот наша программа:
3/9, суббота. Вечером прилетели, заселились в отель и поужинали в ресторане Nansen при отеле. Без предварительной брони нас встретили неприветливо, хотя половина столиков пустовали. Еда не такая уж отвратительная, даже можно сказать, что оленина вкусная. Но недешевая: порция с гарниром и соусом 320 крон (110 шек.).
4/9, воскресенье. Плаванье в Баренцбург (Polar Charter) 1950 крон с обедом. Автобус-трансфер за нами приехал в 8:30 утра. Отчалили в 9.
Кофе/чай/алкоголь и шоколадки платно, в баре. Раньше многие операторы предлагали это направление, но по рекомендации (приказа не было!) норвежских властей, большинство перестали заходить в российские поселения. Остались 2 конторы, но одна работает только до 31/8 из-за типа имеющегося у нее судна. Наша плавает до конца октября. Мы должны были еще осмотреть ледник, но погода была штормовая, некоторых почти укачало, а переплыв бухты на ледник якобы был опасен. Потому ледник отменили, продлили стоянку в Баренцбурге и на обратном пути ближе подошли к заброшенному угольному поселению Грумант.
Нашим гидом была русскоязычная девушка (уже 2 года живет на этом кораблике), но остальная группа туристов, кроме 2-х российских климатологов, ехавших в командировку в Баренцбург, по русски не говорила.
Плаванье до Баренцбурга (60 км) заняло ~2.5 часа. От пристани подъем 270 ступенек в город. Нас уже ждала местная гидесса. Баренцбург принадлежит РФ по договору 1927 г. В советские времена там проживало до 1500 чел., в настоящее время 250-300: администрация, шахтеры, обслуживающий персонал и научные работники. 2/3 россияне и белорусы, 1/3 украинцы, из которых 10 покинуло поселение в последние месяцы. Добраться можно только через норвежский Лонгьир: летом по морю, зимой на снегоходе (2 часа).
Некоторые здания прошли реновацию. Для желающих взять 3-дневный тур от компании goarctica есть отель и хостел, но цены ненамного дешевле, чем в норвежском Лонгьире. Имеется бар "красный медведь", где коронным напитком является коктейль 78 (географическая широта города), с соответствующим % алкоголя.
В городе мы осмотрели памятник Ленину (2-й по северности, 1-й находится в Пирамиде) и заплутавшего живого северного оленя. На холме высечена очень актуальная в наше время надпись "Миру Мир"
После тура по городу у нас еще осталось время, и мы зашли в местный продуктовый магазин (есть российские товары): цены примерно, как в Норвегии, в кронах, карты Виза/Мастеркард работают. Местные оплачивают своими рабочими картами.
Затем пошли в музей (75 крон), где с нами провели экскурсию (за доп. плату) о жизни поморов, северных экспедициях и истории поселения.
На обратном пути закупились в сувенирном магазине.
На обед, на кораблике подали приготовленное на гриле китовое мясо с хлебом, салатами и хумусом. Не такое уж отвратное. Жена такое мясо не ест, о чем я уведомил заранее. Для нее сделали полужесткую говядину.
Вернулись в Лонгьир около 17:30.
Эта же компания Polar Charter на том же судне плавает в Пирамиду, с высадкой, за 1950 крон. Оба города, Баренцбург и Пирамиду, в 1 день посетить невозможно, так как Баренцбург находится к юго-западу от Лонгьира, а Пирамида на том же расстоянии на северо-востоке.
По возвращению забежали, в гипермаркет перед закрытием, поужинали пиццей и пивом в Гастропабе при отеле.
На вечер была забронирована сауна и наружное термо-джакузи. Так как снаружи было +5 и пасмурно, то я засомневался в желании принять наружное джакузи. Но после сауны и душа ощущение холода почему-то пропало, и в результате получили кайф.
5/9, понедельник. Плаванье к леднику NORDENSKIÖLD GLACIER и российскому заброшенному поселению Пирамида (без высадки). Svalbard Expeditions. Бесплатно. На сайте цена была 0 (ноль), а на другие дни 2250 крон. Я думал, что ошибка. Но пришел ваучер и нас благополучно в 9:00 забрали от отеля к лодке. Видимо норвежская группа (их было 8) зафрахтовала всю лодку (катамаран), а оставшиеся места предлагали бесплатно, чем мы и воспользовались. Включен "обед" типа сэндвич, печенья и питье (вода, кофе, чай, какао, черничный чай). Вообще высадки на берег не предусматривалось. Но туалет был сломан, а потому в экстренных случаях использовалось ведро, а на обратном пути мы все же высадились около "хижин геологов".
Погода была хорошая, море спокойное, но скучновато. Советское поселение Пирамида осмотрели с расстояния 500 м. В нем проживало до 1000 чел., но в 1997 г. все закрыли. 10 лет назад снова открыли отель (туры от goarctica или научные работники) и в "городе" постоянно проживает 25 чел. персонала. Однако в отличие от Лонгьира и Баренцбуга, белые медведи заходят внутрь поселения.
Потом подплыли к леднику.
На обратном пути высадились на берег возле хижин геологов (в прошлом шахтеров). Даже частично сохранилась железная дорога от пробной шахты до берега. Так как наш катамаран причалить не мог, то высаживались в 3 этапа на надувной моторной лодке. С первой группой был один из членов команды с ружьем и 5 патронами. Высадившись, все осторожно пошли к хижинам: по словам сопровождающего, белый медведь может быть, где угодно и не подавать о себе знать заранее. Сначала применяют сигнальный пистолет, если не поможет: ружье. Пустующие в данный момент хижины были действительно ободраны когтями, но медведя не оказалось, а только вдалеке пробежал северный олень. В качестве туалета использовалось открытое пространство за стенами хижин (они были заперты).
Вернулись в 16:00. Так что еще осталось время осмотреть магазины в шоппинг-центре и вне его и закупиться в гипермаркете. Это был понедельник, а потому спа в отеле закрыто на санитарный день.
6/9 На утро мы забронировали катание на собачьих повозках. Я выбрал ту контору, что дешевле: по 990 крон. В 11 часов за нами заехал минибус и мы поехали на ферму на окраине города. Собачница Софья (говорит по-русски, живет в Лонгьире 3 года) облачила нас в термо-костюмы и резиновые сапоги: не столько от холода, сколько от грязи и собачьих выделений. Объяснила правила, во всех подробностях. Начали с вывода собак из вольеров, по очереди. Потом надевание обмундирования и подсоединение к упряжке. Потом инструктаж по управлению колесницей и торможением. Особенно если собака на бегу приседает, показывая желание покакать.
Нас было 2 пары: я с женой и пара поляков, т.е. 2 упряжки, в каждой 7-8 собачек. В колеснице 2 сидячих места и 1 стоячее для водителя. Собаки незлобные и даже веселые. Софья сначала управляла нашей колесницей, а потом передала управление мне. Поскольку мы выехали из пределов города, то при ней было ружье. Я вспомнил анекдот про медведя и охотника с собачкой Кефирчик. Но ружье было именно на медведя, хотя по словам Софьи, за 3 года она ни разу не встречала белого медведя.
Поездка продолжалась около часа: сначала по дороге, ведущей в угольную шахту, потом свернули на ухабистую грунтовку. Несколько раз останавливались на водопой и фото.
По возвращении все в обратном порядке: распрягли собак, сняли обмундирование, завели в вольеры.
Все заняло 3 часа. Понравилось!
После невкусного обеда в ресторане Kroa и более вкусного десерта с кофе в кафе Fruene (с крайне неприветливыми официантками-китаянками) мы пошли в музей Свальбарда. Он находится в университетском центре (отдельный вход и стоит 100 крон). Довольно интересная экспозиция. На осмотр требуется минимум 1 час. Кстати в университетский центр посторонних не особо пускают, а в кантине продают только по студенческим билетам или картам работника. Видимо чтобы не мешать бизнесу.
Вечером мы снова пошли в спа, где были уже не одни, а с еврейско-американской пожилой парой.
7/9 У нас было время до 12:15. Его мы использовали на небольшие покупки в тайском магазине (мы не покупали, но морепродукты там немного дешевле супермаркета) и музей экспедиций на Северный Полюс (100 крон). Музей интересный, нужен час на осмотр. Так же в его сувенирном магазине многие товары и футболки дешевле, чем в других.
Если получится туда снова приехать, то кроме круиза или плаванья в Ню Алесунд и Пирамиду, я бы еще взял тур в угольную шахту (790 крон).
Но в 12:15 за нами приехало такси и через 7 минут мы уже были в а/п. В этот день из Шпицбергена улетало 3 рейса. Наш SAS был 1-м, в 13:30, но на секьюрити выстроилась очередь из приехавших заранее на более поздние. Их пришлось отогнать, чтобы мы смогли вовремя улететь.
В 16:00 мы прилетели в Осло по расписанию, багаж был отправлен до Рейкьявика. Оставили в камере хранения троли и поехали в Осло, где зашли в новый музей Парадоксов (оптические иллюзии).
Отель Скандик находится в зоне а/п, но на расстоянии 5 км от терминала. До него мы доехали городским автобусом по ЖД билету из Осло.
8/9. Наутро, чтобы вернуться в терминал на рейс в Рейкьявик в 9:30 утра вызвали Убер (114 крон, иначе такси 300 крон). Приехала Тесла.
Кстати я до последнего расстраивался, что лоханулся, потратив 534 кроны на проездной*2 в предыдущую стыковку и 2 билета на поезд до Осло и назад (456 крон) в эту - турникетов нет, и билеты никто не проверял. Но в поезде по дороге назад, из Осло в а/п, все же зашел контролер и просканировал билет. Так что может и правильно сделал, что купил?