"Краткий" отчет о поездке по островам Северной Атлантики и Арктики: Фарерские О-ва, Шпицберген, Исландия. 30/8-18/9/2022.
Часть 1: общая и логистика.
Так сложилось, что в этом году я путешествую по о-вам Атлантики. Но в этот раз ограничился ее северной частью.
Исландская часть поездки была рабочей, а Фареры и Шпицберген к ней "довеском".
Начну с того, что несколько лет назад на туристическом форуме Винского некий автор гордо и хвастливо написал пост: "получил назначение на год на о-в Врангеля (в Арктике, напротив Чукотки). Спрашивайте - отвечу". Но вопросы не посыпались, и он с обидой спросил: "Что, не интересно?" Ему разумно ответили, что это все равно что астронавт, посланный на Луну, сделает такое же предложение: "спрашивайте, как там..." Ведь обычному человеку туда не попасть, какой смысл в вопросах?
Так вот, ни к Фарерам, ни к Шпицбергену (ни тем более к Исландии) это не относится. Более того, поездка в США/Канаду вам точно обойдется дороже, да и остальная Европа ненамного дешевле. На Фареры регулярные полеты из Копенгагена и других городов a/k Atlantic airways и SAS. Конкуренция сказалась на ценах. На Шпицберген летают SAS и "лоукост" Norwegian, из Осло и Тромсо.
Еще одно заблуждение: там, особенно на Шпицбергене ужасные холода, -50 и ниже. По факту даже ночью не опускалось ниже +3, и часть взятых с собой теплых вещей не понадобилась.
Все эти места вполне цивилизованные, с интернетом и супермаркетами. Так же иврит и русский забыть не получится: наши израильские соотечественники добрались до всех этих мест, а русскоязычные там уже давно.
Полеты. По разным причинам бронировать полеты я начал меньше, чем за 1 месяц до поездки: билеты на часть направлений стали стремительно дорожать, а на некоторые наоборот цены снизились.
Маршрут:
29/8-30/8 ТА-Стамбул-Копенгаген-Вагар (Фареры), одним билетом от Туркиш (купить можно только на сайте агентов переброской с агрегатора) $320 (по умолчанию включает 30 кг багажа). До Копенгагена полет Туркиш (с ночевкой в Стамбуле), из Копенгагена до Фарер а/к SAS в рамках кодшер (но SAS кормить отказались, хотя в билете и посадочном написано, что кормление включено).
02/9 Вагар (Фареры)-Ослос короткой стыковкой в Бергене. SAS ~$120 (багаж включен). Ночевка и последующие полдня в Осло.
03/9 вечером Осло-Лонгьир (Шпицберген). SAS. Для меня это был премиальный билет Туркиш (доплатил $30) бизнес-класса (экономи не было.) Жене взял за $70 экономи без багажа, так как мой бизнес включал 2 чемодана.
07/9 днем Лонгьир-Осло. SAS $110 (включая доплату за багаж). Вечер и ночевка в Осло. Так как Шпицберген является особой зоной, то на вылете ИЗ Осло и по прилете назад из Шпицбергена В Осло есть паспортный контроль с пропечаткой паспорта и допросом.
08/9 утром Осло-Рейкьявик. SAS $200 (включая багаж). Несмотря на то, что это были 2 разные брони, в Лонгьире согласились отправить багаж напрямую в Рейкьявик без необходимости забирать в Осло.
10/9 утром Рейкьявик (городской а/п)-Акюрейри а/к Icelandair $35. На внутренние рейсы в Исландии нет проверки секьюрити и ручной клади, совсем. Даже рамки. Американские туристы на рейсе из Рейкьявика в Акюрейри очень беспокоились по этому поводу и пытались вразумить местных работников. Но безуспешно.
12/9 вечером Акюрейри-Рейкьявик а/к Icelandair $50.
18/9 Рейкьявик-Неаполь, Виззэйр 103 евро с багажом (32 кг) и большой ручной кладью.
20/9 Неаполь-ТА, Виззэйр 130 евро с багажом (32 кг), большой ручной кладью и сиденьем с пространством для ног.
*Жене надо было вернуться раньше. Она летела из Рейкьявика а/к Финнэйр с короткой (2.5 ч.) стыковкой в Хельсинки. $350 (с багажом).
Билет до Фарер и внутренние по Исландии я покупал у интернет-агентов (Mytryp, Budgetairб,...) переброской с агрегаторов. Вышло дешевле. Рейс из ТА задержали из-за забастовочных санкций погрузчиков. Некоторые будут утверждать обратное, но лично я сомневаюсь, что это связано с моим жмотовством. Тем более, что остальные пассажиры в этом самолете прилетели одновременно со мной, хотя вероятно покупали билеты "как положено" - напрямую у а/к или походом в турагенство.
Билеты SAS и Виззэйр я покупал на сайте а/к - так было дешевле, если с багажом.
Премиальный билет до Шпицбергена: звонком в колл-центр туркиш, на сайте не получилось.
Отели (цены за ночь).
Проживание в нормальных условиях (то есть с удобствами в номере) в этих странах дешевым не покажется. Квартиры AirBNB обойдутся недешевле. Я постоянно мониторил и перезаказывал, если цена падала. Бронировал на разных сайтах: самих отелей, интернет-агентов (и израильских и иностранных). Где возможно, я использовал "промокод турконсультанта или корпоративные коды. Нигде не просили и даже не требовали доказательств.
Стыковка в Стамбуле 29/8: Radisson Odayari "возле" а/п Стамбул Новый (13 км): 110 евро по коду с завтраком.
Фареры, Торсхавн: 30/8-01/9 отель Брандан (180 евро с завтраком). К сожалению, на 3-ю ночь цена взлетала до 400 евро. А потому на одну ночь 1-2/9 мы переехали в Хилтон за 190 евро (с завтраком). В Хилтоне все наоборот: тарифы на предыдущие 2 ночи были дороже, намного.
Стыковка в Осло 2/9: Radisson Red возле терминала а/п. 118 евро с завтраком, по коду.
Лонгьир (Шпицберген) 3-7/9: Radisson Polar, 162 евро с завтраком по коду. По факту дали мини-свиту. Изначально свободные номера по коду были только на 1 ночь, но потихоньку появились и на остальные. Разве что пришлось каждое утро перекодировать карту.
Стыковка в Осло 7/9: Скандик в зоне а/п (5 км). Номер стоил 125 евро с завтраком, но я воспользовался премиальным купоном $100 от американ экспресс и бронировал на их сайте.
Рейкьявик 8-10/9 и 12-18/9: отель Reykjavik Lights Kea 150-175 евро с завтраком.
Север Исландии (25 км от Хусавика) 10-12/9: отель Raudaskrida 150 евро с завтраком.
Неаполь 18/9-20/9 отель Radisson в городе Нола (22 км от Неаполя): 70 евро с завтраком по корпоративному коду.
Если вы менее привередливы, чем я, и туалет с душем в коридоре вас только обрадует возможностью дополнительного общения, то цена проживания снизится почти вдвое.
Общественный транспорт
Стамбул от а/п до отеля (13 км) и назад по 150 лир (27 шек.) в желтом, "непрестижном" такси.
Осло: 24 часовой проездной в центр, включающий зону а/п (не включает спец. поезд, воспользовались обычным) 267 крон (90 шек.) или билет на 2.5 часа в 1 сторону за 107 крон, включая пересадки.
Из отеля Скандик до терминала (5-6 км) мы заказали Убер за 114 крон (39 шек.) (такси стоит 300 кр.). По факту приехала Тесла. Кстати когда я пытался заказать трансфер заранее на сайте gettransfer, мне предложили ту же Теслу (тот же номер), но подороже: за 850 долларов (не крон, не шекелей).
Шпицберген. Автобус-шатл из а/п до города (5 км) 100 крон/чел. в 1 сторону или 175 туда-назад (студентам, детям и престарелым дешевле). Процесс оплаты проходит крайне непродуктивно. Вместо того, чтобы брать оплату по мере постепенного прихода пассажиров, водитель ждет, пока все усядутся, и потом проходит с терминалом оплаты, что заняло еще 15 минут.
Назад из отеля в а/п мы взяли местное такси, которое обошлось дешевле (120 крон на 2-х), приехало в нужное нам время. Оплата картой.
Аренда машины.
Фареры. Самый дешевый вариант в FaroeRental.com. 500 DKK (67 евро)/сутки. 3 суток. Базовая страховка. Пежо 107. Старая, маленькая, но не подвела.
Исландия Рейкьявик: 34 евро/день, 10 дней (338 евро). Hundai i10. Бронь переброской с английской версии Скайсканер на брокера трип.ком, прокатчик Icerental4*4. Блокируют 2500 евро. Везут шатлом до конторы, 10 мин. Группа японцев рассказала, что уже ждет >3 часов, так как в шатл влазит 8 пасс. Я оставил жену в терминале, растолкал японцев, заскочил в шатл и отказался оттуда выходить. Потому справился за 40 мин. Назад было быстрее.
Исландия Акюрейри: 52 евро/сутки, 3 дня (156 евро) 10/9 утром-12/9 вечером Hundai i20. Бронь переброской с английской версии Скайсканнер на брокера VIP, прокатчик Budget.
Вы спросите: "А что, рейкъявикская машина простаивала оплаченные 2.5 суток, пока я был на севере и арендовал там еще одну машину? Не было бы дешевле ее вернуть и потом арендовать заново?" Отвечу: да простаивала, нет не дешевле, а значительно дороже.
Италия, Неаполь. 15 евро/сутки, 2 дня 18/9-20/9. Смарт на 2-х (автомат). Бронь переброской с французской версии Скайсканер на брокера enjoy, прокатчик Sur Price/Autoone. Блокируют 700 евро. Везут шатлом до конторы, 3 мин. Так как цена все время падала, то я постоянно мониторил и перебронировал. Чего-то у них там перепуталось, и они мне вернули деньги и за эту бронь.
Бензин вам дешевым не покажется. На Фарерах он стоил почти 6 шек./литр, в Исландии от 300 исл. крон, т.е. 7.5 шек./литр. В Италии от 1.55 евро (5.4 шек.).
Цены и деньги
Фареры: датские кроны. На момент поездки 1 DKK = 0.45 шек.
Шпицберген (включая российский Баренцбург): норвежские кроны. 1 NOK = 0.34 шек.
Исландия: исландские кроны. 40 ISK = 1 шек.
Во всех этих странах наличные практически НЕ используются. На входе в рестораны висит табличка: no cash. В Исландии мне пришлось поискать, где оплатить наличными, которые мне вернули, когда не получилось смошенничать на кассе в "маколете".
И Фареры и Шпицберген и Исландия совсем недешевые направления. Если вас шокирует цена за молоко в супермаркетах на Фарерах и Шпицбергене 5 шек/литр, йогурт 4-5/шек., сыр 35-40 шек/кг, бананы по 8-10 шек/кг, ананас за 15 шек., бокал пива за 30 шек., то вам туда ехать не стоит. Кстати Шпицберген - зона "такс фри", а потому многие товары и особенно крепкий алкоголь дешевле, чем в континентальной Норвегии. Но фрукты и овощи дороже. На Фарерах почему-то очень дорогая бутилированная вода: от 16 датских крон (7 шек.) за бутылку 1.5 литра в супермаркете.
Порция в ресторане (гамбургер, курица) от 50 шек., рыба от 65-70 шек., оленина от 80 шек., антрекот будет стоить не меньше 100 шек. а то и дороже!!!
В рестораны на Фарерах (Торсхавн) и Шпицбергене нужно бронировать столик заранее, а в лучшие из них, которые отмечены в Мишлене, мест нет за несколько дней. А даже если есть, то просто так, с улицы не пустят - мол кухня уже занята заказами.
Во всех этих странах местные НЕ дают чаевые в ресторанах/такси, совсем! На Шпицбергене приезжие в основном иностранцы, и им пытаются намекнуть, что неплохо бы доплатить. Это делают посредством того, что нужно самому внести на терминале сумму к оплате. Но я решил побыть норвежцем.
Погода.
На Фарерах +12-16, облачно или солнце.
Шпицберген: +6-9. Иногда был моросящий дождик, чаще солнце или облака. На Шпицбергене официально заход солнца был в ~21:45-22:00, но по факту полной темноты не наступало, а вместо нее "гражданские сумерки" Слово "гражданские" не означает, что есть религиозные или военные сумерки. Просто такой термин.
Осло (пересадка) около +20.
Исландия: +11-14 в Рейкьявике и столько же на севере. Иногда солнце, иногда моросящий дождик, и что особенно неприятно - густой туман. Но полярное сияние увидеть УДАЛОСь!!!
Корона. Тут писать нечего. Про нее все забыли.В последующем постараюсь написать отдельные отчеты по каждому направлению.