Вконтакт по приглашениям

Feb 11, 2011 01:38


Выступает кухонный специалист, получивший звание капитана Очевидности
Данный кухонный специалист далек от экономики, маркетинга и все написанное ниже - не более, чем свободные "размышления на тему", базирующиеся лишь на логических умозаключениях

Сегодня только ленивый не написал про то, что социальная сеть "vkontakte" закрыла свободную регистрацию и отныне регистрация будет только по приглашениям. Я, конечно, очень ленивый, но т.к. на эту тему обратил внимание и слегка задумался, то решил тоже отписаться.
Кто-то запаниковал, кто-то скептично пробурчал "вряд ли они долго так протянут", кто-то просто пожал плечами и продолжил серфить в интернете.
А мне, почему-то, показалось, что это достаточно грамотное бизнес-решение.
Ведь что такое социальная сеть?
  • Среда, в которой знакомые люди могут общаться друг с другом
  • Ресурс, на котором люди могут находить первый и дальнейшие круги своих "рукопожатий"
  • Сайт для выкладывания фоточек и рассказывания о том, чем они занимались/занимаются/будут заниматься
  • Телефонная книга (список контактов)
Вышеперечисленное - (неполная) правда с точки зрения пользователя. С точки же зрения создателя социальной сети, это - в первую очередь бизнес. Который должен работать, развиваться и оправдывать вложения человекочасов и кило/мегабаксов. В качестве заметки на полях позволю себе оставить комментарий, что 99.9% пользователей социальных сетей с трудом себе представляют (скорее, даже не задумываются), какое количество ресурсов необходимо, чтобы предоставить им возможность тоннами заливать фото, видео, музыку, общаться в реальном времени и слушать-смотреть-потреблять. Терр(пета?)абайты дискового пространства, гига(терра?)герцы процессорной частоты и я-даже-представить-не-могу-какой-пропускной-способности канал интернетов. Это сумасшедшее бабло.
Не говоря уже о том, что это необходимо поддерживать, обслуживать, модернизировать, дописывать, тестировать и т.д.
Так вот, возвращаясь к вопросу ROI - теперь стоит подумать о том, а как же окупается социальная сеть?
Если отложить в сторону продажу соц. сети (или ее паев), которая подразумевала бы выход из бизнеса или только лишь разделение рисков и уменьшение объемов прибыли в средне-долгосрочной перспективе, единственный очевидный ответ - реклама. Единственный очевидный - потому что есть менее очевидные, но не менее перспективные.
А теперь углубимся в то, в чем же заключается смысл рекламы. По факту - в том, чтобы привлечь (финансовое) внимание будущего/потенциального потребителя к рекламируемому товару таким образом, чтобы он из будущего/потенциального превратился в настоящего. А значит, КПД рекламы - это тот самый ROI, отношение количества чистой прибыли к вложению. Другими словами, чем выше ROI, тем результативнее реклама.
А стоимость рекламы - это функция, значение которой прямо пропорционально зависит от ROI и охвата аудитории.
Теперь вернемся к основному вопросу - "вконтакте" по приглашениям.
Социальная сеть, в частности "вконтакте" - по сути своей рекламная площадка, позволяющая осуществлять прямой маркетинг и релевантную рекламу с элементами сарафанного радио.
Рекламная площадка тем дороже, чем эффективнее на ней можно осуществлять рекламу.
На всякий случай можно привести пример нескольких рекламных площадок традиционной рекламы:
  • Мимоход на ж.д. вокзале
  • Мимоход возле бизнес-центра в центре города
  • Бигборд в аэропорту
На примере этих трех объектов можно понять, что без контекста оценивать их эффективность просто нельзя.
  • Мимоход на ж.д. вокзале - хорошая рекламная площадь для "аренда жилья низкой/средней ценовой категории" и объявлений о работе, но плохая для рекламы luxury items
  • Мимоход возле бизнес-центра в центре города - хорошая рекламная площадь для рекламы заведения с бизнес-ланчами и возможностью хорошо посидеть вечером, но не слишком удачная для объявлений о приеме на работу
  • Бигборд в аэропорту - хорошее место для размещения рекламы luxury, hi-tech гаджетов и курортов, но не самое лучшее место для объявлений о предстоящих кинопремьерах, театральных представлениях и т.д.

И снова - назад к "вконтакте". Бессмысленно оспаривать тот факт, что в данный момент "вконтакт" является одной из крупнейших рекламных площадей на территории СНГ (и, пожалуй, крупнейшей онлайн-площадью), а также доминирующей социальной сетью среди русскоговорящего населения планеты (исключая фейсбук?). Что это значит буквально?
  • Большинство интернет-активных жителей СНГ уже являются пользователями вконтакте
  • Рекламодатели все чаще обращаются "вконтакт" для проведения рекламных кампаний
  • Бояться конкуренции на русскоязычном рынке практически не приходится
Тем не менее, что же происходит со временем?
Интернет (и социальные сети) добирается до все более отдаленных уголков цивилизации и все более отсталых слоев населения. Это значит, что существующая аудитория разбавляется все менее и менее релевантными респондентами, что, в свою очередь, значит, что эффективность рекламы снижается, а вслед за ней снижается и ее цена, а значит и прибыль "вконтакте". При том, что затраты со временем только растут - каждый вновь пришедший человек стоит денег, т.к. занимает дисковое пространство, интернет-канал и процессорное время. Так почему бы не закрыть общий вход и не сделать вход по приглашениям?
Здесь, также, играет роль психологический фактор - когда человек идет в клуб, он вряд ли пойдет в тот, который работает 24х7, как бургерная, со свободным входом. Он скорее предпочтет тот, в который можно попасть по пригласительному, через знакомых и т.д. А если учесть, что его друзья уже там, то желание это лишь возрастет.
Таким образом, закрывая свободную регистрацию, вконтакте добиваются повышения качества своей аудитории (с рекламной точки зрения), повышения интереса к ресурсу (чисто психологически, хотя соглашусь, что это спорное утверждение), минимизации расходов на ботов и "проходящих мимо", а также неслабого медиа-эффекта - каждый новостной ресурс об этом написал, не говоря уже о "частных" заметках, как эта (и можете послушать в ближайшие несколько дней - в курилках, заведениях и транспорте интернет-активная прослойка населения будет обсасывать эту тему). К тому же есть шанс, что люди, которые являются случайными пользователями ресурса, окончательно его забросят, что, в свою очередь, тоже на руку - экономия ресурсов это тоже своего рода зарабатывание денег.
Скептики, считающие, что это может привести к вымиранию "вконтакта" упускают из виду то, что существующая аудитория вряд ли куда-то мигрирует (а как же фоточки, видео, контактики, сообщения на стенах и т.д.), исключая тех, кто вряд ли является целевой аудиторией онлайн-рекламы. А вот люди, которые активно общаются с широким кругом людей, пользуются платными сервисами и/или реагируют на рекламу, размещаемую вконтакте - с моей точки зрения первые претенденты на получение приглашений.

Как-то так.

Ах да, я забыл упомянуть о "неочевидном" бизнесе. Слышали, ведь, вероятно, об исследованиях рынка? Приблизительную стоимость представляете? Я, лично, в данный момент с трудом представляю, но предполагаю, что она достаточно высока. А если предположить, что исследование рынка произведено на 100000000 (ну, хуй его знает, сколько там, но приблизительно порядок такой) респондентов? Вряд ли кто-то предложит подобное, а поэтому цена может быть сколько угодно высока.
К тому же, можно продавать результат одного и того же исследования снова и снова. Или предложить эксклюзивную продажу, но уже за сумму на несколько порядков выше.
Причем, ввиду связанности графа пользователей и их активности, можно производить бесконечный data mining и делать любые срезы, какие только душа пожелает, на основании возраста, вероисповедания, места жительства/учебы/работы/проведения свободного времени, прослушиваемой музыки, просматриваемого видео, пересылаемых ссылок, вишлиста, совершаемых покупок, ключевых слов в сообщениях и комментариях, а также основном месте проведения времени (думаете, для вашего удобства была придумана возможность отмечать текущее местоположение по типу foursquare?!).
И в результате продавать рекомендацию о том, стоит ли открывать магазин с определенной категорией товаров в микрорайоне, какого типа спортивный или ночной клуб будет пользоваться успехом у людей с доходом NNN/MMM в таком-то регионе, когда лучше всего включать теле/радио рекламу определенной категории товаров и так до бесконечности.

Да, кстати, со временем эта информация устаревать не будет (ведь есть же самый свежий срез), зато можно будет строить тренды и заниматься прогнозированием и продажей прогнозов в том числе (включая частные советы - в какой ВУЗ родителям лучше поступать девочку, чтобы к определенному возрасту удачно выдать ее замуж за м.ч., подходящего под определенные характеристики)...

Чтобы подытожить - никуда вконтакт не денется в обозримом будущем. А когда денется, его stockholders смогут открыть что-нибудь другое. Авиакомпанию, например, с блэкджеком и шлюхами.
Желательно, конечно, лоукост какую-нибудь.

it, daily, social, news, facts, worldwide, nerd, blogging, web2.0, кухонная аналитика

Previous post Next post
Up