Краткая автобусная энциклопедия и борьба за экологию

Jul 02, 2014 03:39

С мест сообщают:

http://www.rg.ru/2014/07/01/avtobus-site-anons.html

С 1 сентября 2015 года автобусам и маршруткам с двигателями класса ниже "Евро-3" запретят въезд в пределы МКАД. Такое решение принято сегодня на заседании столичного правительства.

Как пояснил мэр города Сергей Собянин, это очередная мера в политике столицы, направленной на оздоровление экологической ситуации в Москве.

По словам градоначальника предварительно это решение обсуждалось на мобильном приложении " Активный гражданин". 87,5 процента из 50 тысяч горожан, принявших участие в этом опросе, высказались в поддержку властей.

Ограничение коснется в первую очередь устаревших междугородних и пригородных автобусов - их ежедневно въезжает в столицу более 10 тысяч.

- У нас в Мосгортрансе какие автобусы? - поинтересовался мэр.

- К 1 сентября 2015 года весь подвижной состав будет не ниже класса "Евро-4",- сказал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.



Решение на запрет въезда техники с экологическим классом ниже "Евро-3" совершенное правильное и разумное, правда не очень понравится предпринимателям из регионов. Но скорее всего коммерческие перевозчики, обслуживающие междугородние перевозки на не совсем новых машинах, которые не соответствуют нормам просто будут работать от станций метро, расположенных за пределами МКАДа, благо они есть и будут уже на многих направлениях.


Гораздо интереснее, коснется ли данные запрет автобусов, работающих внутри МКАДа, например многочисленного 20-30-ти летним хлама, который возит гастарбайтеров внутри Москвы. В этом сегменте ведь работают еще Икарусы-256 с двигателями D2156, которые никакому европейскому экологическому классу не соответствуют. Также непонятно, что делать с ретро-техникой, хорошо бы предусмотреть и этот момент.

Но в этой новости больше всего интересно заключение от господина Ликсутова:

- К 1 сентября 2015 года весь подвижной состав будет не ниже класса "Евро-4" (имеется в виду подвижной состав ГУП "Мосгортранс").

Видимо, Максим Станиславович оговорился. Дело в том, что в ином случае под нож или на распродажу придется пустить следующий подвижной состав "Мосгортранса":

ЛиАЗ-5256.25, двигатель Caterpillar 3116 (Евро-2) - 578 единиц



Здесь вопросов не возникает, 5256 уже морально и технически устарели. Это высокопольные несочлененные машины, которые разработаны еще в конце 70-х годов прошлого века, но только в конце 90-х пошедшие в массовое производство с иностранными дизелями и АКПП. Для компенсации придется закупить 500-600 машин к 1 сентября 2015 года, это в общем возможно.

ЛиАЗ-5292.00 и 5292.20, двигатели Caterpillar 3116 (Евро-2) и MAN D0836 LOH41 (Евро-3) - 245 единиц



ЛиАЗ-5292 несочлененный полностью низкопольный автобус большого класса. ЛиАЗ-5292 во всех комплектациях - самый массовый на сегодняшний день автобус в Москве. Машин с двигателями "Евро-2" 5292.00 осталось менее 20 штук, а автобусов с "Евро-3" более 200.

ЛиАЗ-6213.20, двигатель MAN D0836LOH02 (Евро-3) - 344 единицы



Это, на минуточку самая распространенная модель автобуса особо большого класса (куда входят сочлененные машины типа ЛиАЗ-6212, 6213 и трехмостовые несочлененные машины типа МАЗ-107, Волжанин-6270. Самым молодым автобусам ЛиАЗ-6213.20 в этом году исполняется 4 года, а 1 сентября 2015 не будет и пяти лет.

ЛиАЗ-6212.00 и 6212.01, двигатель Caterpillar 3126Е (Евро-3) - 446 единиц



Предшественник ЛиАЗ-6213 - высокопольный сочлененный автобус, разработанный в начале 2000-х годов на базе ЛиАЗ-5256 для быстрой замены сочлененных Икарусов 200-й и 400-й серий. Поставлялись по 2005 год. В принципе списание этих машин можно назвать логичным, но при общем дефиците машин особо большого класса в Мосгортрансе потеря еще почти 450 "гармошек" сильно ухудшит ситуацию на напряженных маршрутах.

МАЗ-107.065, 107.066, 107.466 двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA (Евро-2 и Евро-3) - 373 единицы



Трехосные несочлененные автобусы особо большого класса. Машин с двигателями "Евро-2" (107.065) осталось менее 40 штук, по возрасту и пробегу они вполне подойдут под списание. А вот пускать под нож еще около 320 автобусов опять таки особо большого класса - очень сомнительная затея.

FIAT Ducato 244 (RUS), двигатель 2.3JTD (Евро-3) - 658 единиц



Машины малого класса, работающие на маршрутах с небольшим пассажиропотоком и в усиление для обычных маршрутов. Большинство машин поставлено в 2010 году.

Волжанин-6270.00, Волжанин-6270.10, Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15", ГолАЗ-6228, все двигатели Евро-3 - 422 единицы



Трехосные несочлененные машины особо большого класса. Автобусы сделаны на шасси Scaniа ("Ситиритм-15" - на собственном шасси из компонентов ZF). Поступали до начала 2011 года.

ПАЗ-3237-01 и -03, двигатель Cummins 4ISBe (Евро-3) - 164 единицы



Автобус среднего класса, очень неоднозначная модель, часто ставится на досаточно напряженные маршруты, хотя совершенно не предназначена для этого.

МАЗ-103.060 и 103.065, двигатель Mercedes-Benz OM 906 LA lll/2 (Евро-2 и Евро-3) - 140 единиц



Несочлененные автобусы большого класса почти полностью низкопольные (одна ступенька в задней двери).

Без учета совсем старых машин, которых осталось совсем мало (Икарусов-280.33М, 435.17, МАЗ-103.041) и единичных экземпляров, для того, чтобы все автобусы к 1 сентября 2015 года соответстовали стандартам "Евро-4" нужно списать и на что-то заменить 3351 машин чуть более чем за год. Совершенно очевидно, что это невыполнимая задача и господин Ликсутов просто ошибся или оговорился. Хотя, несомненно стоит отменить, что скорость обновления автобусного подвижного состава в последние годы достаточно бодрая.

Самые новые машины, те, которые действительно соответствуют нормам "Евро-4" - это практически все обновленные модели описанных выше автобусов: ЛиА3-5292.21/22 (в совокупоности это самая распространенный автобус в Москве), ЛиАЗ-6213.21/22 и машина пригородной компановки ГолАЗ-525110 "Вояж" - созданная специально для протяженных маршрутов, связывающих города "Новой Москвы" и Зеленоград с ближайшими станциями метро. Всего автобусов, соответствующих экологическим нормам "Евро-4" в "Мосгортрансе" 3396 единиц, т.е. около 48% от общего количества подвижного состава (в рассчетах не учитывались отставленные от работы в 11-м автобусном парке ЛиАЗ-5293.70 и ЛиАЗ-5292.71 с газовыми двигателями).

А реальная картина по списанию подвижного состава такая:

Совсем старички - Икарусы 280 и 435 (и Московиты-6222), МАЗ-103.041 (первые низкопольные машины в "Мосгортрансе), Волжанин-6270.00 (первые трехосные машины в "Мосгортрансе"): их совсем-совсем немного и до конца этого года они вряд ли доживут

Также будут активно списываться все высокопольные машины, но их немало, поэтому уходить они будут продолжительное время: в первую очередь ЛиАЗ-5256, менее активно ЛиАЗ-6212.

Кроме того пойдут под списание уже и низкопольные машины возрастом более 10 лет с двигателями "Евро-2" (их в общем не очень много, списать можно быстро): ЛиАЗ-5292.00, МАЗ-103.060, МАЗ-107.065.

Выводы:

Примерно половина автобусов ГУП "Мосгортранс" соответствуют экологическим нормам "Евро-2" и "Евро-3", обновить такое количество техники к сентябрю 2015 года невозможно. Однако, автобусы с "Евро-2" активно списываются и к 1 сентября 2015 года все автобусы ГУП "Мосгортранс" скорее всего будут соответствовать нормам "Евро-3" плюс подавляющее количество автобусов будет низкопольными.

Также хочется отметить, что из 3396 единиц подвижного состава, который соответствует нормам "Евро-4", только 487 машин являются автобусами особо большого класса, которых так не хватает в Москве и на которые уже сейчас появляется определенный дефицит. 15% машин особо большого класса от общего парка автобусов - это катастрофа для столицы, такого соотношения в Москве не было с конца 70-х годов, поэтому сейчас закупать нужно приемущественно сочлененные или трехосные автобусы.

Вот так непринужденно сегодня мы познакомились почти со всеми основными моделями автобусов, работающих в "Мосгортрансе" :)

Удачи!

автобусы, общественный транспорт, экология, департамент транспорта москвы

Previous post Next post
Up