НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ. КАК ЕВРОПА ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

May 19, 2021 13:00

Анатолий Якименко процитировал на своём ресурсе гиперактуальные рассуждения некоего Глеба Кузнецова. Поводом для этих рассуждения стало появление Очень Своевременной Книги (тм) точнее, доклада, который называется прямо и без затей: "НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ. КАК ЕВРОПА ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ" По какой-то причине доклад блочат, поэтому используйте VPN. Доклад посвящён самой важной, на мой взгляд, теме последнего времени - влиянию пандемии короновируса на политическую систему т.н. развитых демократий, известных также в качестве Первого мира.

У меня нет времени пересказывать пространный материал, ограничусь несколькими мыслями и замечаниями. Во-первых, как это часто бывает, приведённые в докладе факты разномастны и зачастую нерелевантны заявленной теме. Попросту говоря, являются частностями, из которых я бы не стал выводить закономерности. Попросту говоря, местами авторы грешат недостаточным тщанием в подборе аргументов. Но только местами и этих место недостаточно, чтобы оспорить главную мысль. Эта мысль может быть выражена буквально несколькими словами: политическая традиция современной Европы под вопросом. Очень большим вопросом. Уже оспорена и растоптана, по крайней мере местами.

Речь идёт о таких вещах, как принцип разделения властей, свобода слова, трудовое права и многое, многое другое. Концептуальной рамкой для всего этого стал образ мысли и действия, который в русском языке начала прошлого века (ЧК, продразвёрстка и прочее ВКП(б)) получило название "чрезвычайщины". Так вот, второй год в ЕС абсолютно доминирует этот самый образ мысли и действия, "чрезвычайщина".

Небольшая цитата: "Власти очевидно противопоставляют «нормальность администрирования» нормальности повседневности. Нормальность администрирования - это комфорт управления. Комфорт - это отсутствие ограничений. Ограничения сводятся к праву - позиция «Это незаконно» (отменяется чрезвычайкой) и традиция - позиция «Люди нас не поймут» (отменяется пропагандой и давлением на несогласных). Собственно «новая нормальность» это и есть нормальность неограниченного администрирования - чего хотим, то и делаем. В этом смысле «возвращение к старой норме» в Европе крайне затруднено и может быть только политическим - убедить управляющий класс вдруг самим себе вернуть неудобные ограничения можно только политическим давлением…"

Всякая хорошая теория должна демонстрировать не только объяснительную, но и прогностическую силу. С этим в докладе всё хорошо. Как по мне, предлагается идеальное объяснение и вполне адекватный прогноз, по крайней мере на ближайшие месяцы:
"...Средством работы с обществом является старая добрая выученная беспомощность Селигмана. Каждые две недели правительства вводят новый пакет «мер», запрещая то одно, то другое, а запрещенное месяц назад наоборот разрешая, создавая ощущение невроза в обществах. Реально, в пятницу раз в две недели европеец не знает, пойдет ли он на работу в понедельник, можно ли ему выйти на теннисный корт, где будут его дети послезавтра, может ли он увидеть родителей, купить чертовы носки, работает ли вакцина AZ. Знает он только одно - в его 35 - 40 в плане вакцинации он стоит на октябрь-ноябрь, а «Пасхи не будет».

При этом путь вот этого произвольного изменения правил игры раз в две недели или месяц в некоторых странах объявляется «безальтернативным». То есть ты не просто не владеешь своим будущим, ты им не можешь владеть. Им владеет только Макрон. Или Меркель. Справедливости ради надо сказать, что кое где возникают на этом пути сбои. Так Меркель сдала назад с суперкарантином на Пасху (правда отыгралась на немцах по другим направлениям, но и ее извинения дорогого стоят), а испанское правительство вроде бы собирается отыграть назад с масками на пляжах…" Автор не ошибся, в Испании введено требование масок и на пляжах тоже.

По прочтении доклада у меня возникла мысль, которой не могу не поделиться. Экзистенциальным вызовом для Украины является вовсе не конфликт с Россией, а именно ковид. Это очень легко обосновать: ради победы в том, что заявлялось и заявляется пропагандой как Великая Отечественная Антиколониальная Гибридная Война за Независимость против врага, одержимого идеей именно уничтожения Государства-Родины, оное Государство-Родина не вводила, а ширнармассы не принимали как должное ничего похожего на ограничения по случаю ковида. Ни-че-го.

Более того, я прекрасно помню, как в 2014-16 приличные граждане прогрессивных взглядов снисходительно, как дебилам (идиотам разной степени полезности, ага) на пальцах объясняли неуместность разговоров о чрезвычайном положении. "Народ не примет", "это чрезмерная нагрузка на экономику и общество" и, наконец, сакраментальное "вам что, чрезвычайщины не хватает?!!" воспринималось как необходимое и достаточное обоснование необходимости воевать без военного положения. Сегодня за редким исключением эта публика пребывает в лагере энтузиастов самой что ни на есть ядрёной чрезвычайщины. Ратует за ещё большее ужесточение, за санкции к непонятливым и саботажникам, за святые Локдаун и Жосткий Карантин.

У меня нет времени расписывать эту богатую мысль, предлагаю обдумать её самостоятельно на досуге: именно ковид не на словах, а на деле стал тем самым экзистенциальным вызовом для Родины-Государства и его энтузиастов.

Доклад чрезвычайно полезен тем, что ставит вопрос предельно конкретно - вопрос о формах противодействия эпидемии, об уместности и условиях ограничения прав и свобод граждан ради её преодоления есть вопрос политический в изначальном смысле этого слова. Политика это ведь предельно конкретная вещь: кто кому подчиняется; у кого есть право голоса, а у кого его на самом деле нет; у кого есть право вето, а у кого только совещательный голос; кто контролирует ресурсы принуждения, а кто нет; кто чем отвечает за свои ошибки и т.п. и т.п. Дикий треш, который творят по всей Европе властные элиты, уже не оставляет места для привычной риторики народовластия. Как всегда внезапно оказалось, что фактически властные механизмы функционируют сильно иначе, нежели было принято думать и говорить.

Если говорить совсем уже прямо, пандемия ковида это идеальная функциональная проба "развитым демократиям", прекрасный способ проверить как именно они функционируют. Это как правление Януковича - неприятный, но посильный вызов, повод самоопределиться, задать самим себе некоторые неприятные вопросы и поискать ответы на них. Тогда был Янукович, теперь Аваков, завтра, глядишь, Данилов-Зеленский. Менеджер мира сего не устаёт изобретать уловки для малых сих, одним разом не получается отделаться.

Неслучайно, полагаю, сей доклад появился в богоспасаемой России. Чрезвычайщина традиционно является основополагающим принципом функционирования российской власти. При совітах основанием были происки Запада. Позже это место заняли террористы всех мастей. Где не справлялись террористы, с большим успехом выступало и само государство российское, благо традиции накоплены богатейшие. Соответственно, посадские люди прекрасно улавливают откуда и куда дует ветер, тем более что дует он всегда в одну и ту же сторону. Ещё уже кольцо врагов, ещё больше смертельных угроз, ещё сильнее нужно сплачивать и т.д. и т.п.
Напоследок поясню ради полной ясности. Мне лично не нужно объяснять про масштабы угрозы. Зимой мой папочка провёл месяц в реанимации, несколько раз был при смерти. Я в курсе, что описанные по этим ссылкам (раз и два) истории не высосаны из пальца пропагандистами, не являются исключением из правил.

Проблема в том, что ситуация реальной опасности эффективно инструментализируется, а то и прямо капитализируется самыми разными людьми. Плати. Не лезь с вопросами. Не раскачивай. Терпи. Плати. Не раскачивай. Пока папа боролся за жизнь у меня была возможность ещё раз оценить то, как устроена система предоставления медицинской непонятно чего. Очень странно устроена, скажу я вам. Пациент и его родные бесправны, потому что даже наличие формальных прав невозможно реализовать без конфликта. А конфликт с теми, от кого зависит твоя или твоих близких жизнь - очень сложная дисциплина. Даже деньги далеко не всё решают, потому что вот так.

Пандемия проявила в полной мере, что практически любые вопросы - гуманитарной политики, здравоохранения, противоэпидемических мероприятий, социальной политики и т.п. - являются вопросами политическими. Вопросами о власти. У кого есть власть, у кого её нет. Конкретно, без пустой болтовни. Я очень надеюсь, что пандемия поможет Европе избавиться от морока последних десятилетий, когда некоторые основополагающие факты были успешно вытеснены на периферию индивидуального и коллективного сознания.
 

гражданское, здравоохранение, кризис

Previous post Next post
Up