Можно по-разному относиться к драматическим событиям вокруг АО "Мотор Сич". Можно ликовать, сердиться, недоумевать, смеяться или плакать. Можно возносить хулу на одного Стратегического Союзника и славить другого, а можно и наоборот, благо с формально-правовой точки зрения и КНР, и США имеют для нас идентичный статус. Что касается автора, он склоняется к мысли использовать эту историю как болезненный, но полезный урок, напоминание о том, как устроен сложный мир вокруг нас.
Внимательное изучение
многочисленных комментариев этой истории в украинских СМИ и соцсетях позволяет выявить характерные паттерны мышления. И официальные лица, и абсолютное большинство комментаторов разделяют мнение о том, что появление у предприятия собственников из КНР автоматически повлечет катастрофические последствия для национальной безопасности и технологического потенциала страны. Попросту говоря, акционеры из Китая первым же делом выведают и украдут наши самые главные тайны, точь-в-точь как герои советских агиток образца прошлого века. Аналогичную картину продвигают власти США, причём не в качестве гипотезы, а единственно возможного сценария. Отсюда и радикальность предпринимаемых украинскими властями шагов - взять и отобрать.
Что не так с этим подходом? Промышленный шпионаж, в том числе в наиболее агрессивных формах, является повседневным, совершенно заурядным делом в мире бизнеса. Сплошь и рядом к охоте за коммерческими секретами подключаются государственные органы, включая страны из числа самых, так сказать, приличных. При этом никогда ранее шпионаж во всех его проявлениях не был таким простым делом. Технологии скрытного перехвата и копирования информации, колоссальные её объёмы в открытом доступе, беспрецедентная доступность секретоносителей обеспечивают невиданные ранее возможности. Несмотря на все эти страсти сотни тысяч компаний по всему миру ухитряются успешно защищать свои ноу-хау, коммерческие секреты и прочую интеллектуальную собственность. Как же им это удаётся?
Ответом на подобные вызовы являются корпоративные политики и процедуры, известные в наших краях как режимные мероприятия или, попросту говоря, режим работы с информацией. Законодательство Украины обязывает всякое государственное и коммерческое учреждение, которое имеет дело со сведениями соответствующего характера, осуществлять режимно-секретные мероприятия. Их объём и содержание, требования и критерии оценки выписаны достаточно подробно, избавляя администрацию от необходимости импровизировать. Эти мероприятия достаточно обременительны, что провоцирует у многих недостаточно сознательных граждан нестерпимый зуд "улучшательства". Тем не менее, в случае скрупулёзного их выполнения, режимно-секретные мероприятия обеспечивают достаточный уровень защиты коммерческой и государственной тайны.
Популярные рассуждения о тотальной прозрачности украинских компаний зачастую основаны на банальном невежестве. Пример, который давно у всех на слуху, это операторы мобильной связи Украины. В известных кругах считается самоочевидным, что ФСБ в режиме реального времени слушает всё, о чём разговаривают между собой абоненты украинских компаний. Между тем достаточно
погрузиться в детали, чтобы стала очевидной невозможность незаметно подключиться к сети оператора для шпионажа за его абонентами в промышленных масштабах. А для эпизодического съёма информации намного проще, дешевле и безопаснее пользоваться услугами украинских "правоохранителей".
Стоит отметить, что аналогичные вопросы возникают не только в Украине. После напряжённой полемики последних лет касательно возможностей шпионажа в мобильных сетях пятого поколения даже ближайшие союзники США - Великобритания, Япония, страны ЕС, - отказались от идеи полного запрета оборудования из КНР. Вместо американского "взять и запретить" используются намного более сложные, но и эффективные подходы в части управления рисками.
Рассуждения о неизбежной краже всех сразу промышленных секретов "Мотор Сич" основаны на предположение о полной профессиональной несостоятельности Службы безопасности Украины в части контрразведывательных мероприятий. Это слишком сильное утверждение, которое необходимо обосновывать отдельно.
В случае "Мотор Сич" ничто, кажется, не мешало и не мешает украинскому государству выйти из неприятной ситуации путём ужесточения режима защиты информации, представляющей коммерческую тайну. Более того, у государства всегда есть возможность поднять ставки, присвоив коммерческим секретам статус государственной тайны. Безусловно, организация адекватных режимно-секретных мероприятий на крупном предприятии - хлопотная задача, которая требует значительных ресурсов. Однако это всяко дешевле, нежели заплатить 3,5 миллиарда отступных и бегать в поисках покупателя, который бы устроил наших дорогих американских друзей.