Характерный диалог (
ссылка) в который раз произошёл между мной и руководителем департамента регуляторных отношений и стратегии lifecell Игнатом Сергутой. Отправной точкой стал вопрос, который я безуспешно задаю представителям и симпатизантам этой компании уже месяца два. Или даже три. Речь идёт о поисках решения одной задачки, которую подбросила нам жизнь вместе с lifecell и Национальной комиссией по регулированию связи и информатизации (НКРСИ).
Чтобы не оставить оппонентам пространства для нехитрых манёвров, позволю себе злоупотребить ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ и жирным шрифтом. Итак, что это за такая непростая задачка?
ДАНО
- Возможность без ограничений звонить внутри сети (внутрисетевой безлимит, unlimited on net), часто обозначаемая как "нули внутри сети" уже много лет является в нашей стране стандартом де-факто. Это означает, что такая функциональность присутствует едва ли не В ЛЮБОМ тарифном плане, начиная от самых дешёвых стоимостью 20-40 гривен.
- Возможность неограниченного общения с абонентами всех сразу сетей (полный безлимит, unlimited any net) присутствует на рынке, но в наиболее дорогих предложениях вроде этого. В предложениях от 80-100 гривен помимо внутрисетевого безлимита практически ВСЕГДА присутствует предоплаченный объём минут для звонков на другие сети.
- Себестоимость услуг пропуска (терминации, завершения) голосового трафика между сетями по мнению НКРСИ составляет от 3 до 6 коп./мин. Ставка межоператорских расчётов за пропуск голосового трафика (MTR) составляет в настоящее время 12 коп./мин. НКРСИ провозгласила своей целью сравнять MTR и себестоимость пропуска трафика.
- Lifecell и НКРСИ заявляют конечным результатом своих усилий исчезновение разницы между стоимостью внутри- и внешсетевых звонков, т.е. единый тариф (flat any net).
ВОПРОС
Останется ли на рынке мобильной связи практика внутрисетевых безлимитов после того, как НКРСИ и lifecell добьются своего?
АРГУМЕНТЫ СТОРОНЫ
Господин Сергута начал с риторической уловки, заявив буквально следующее: "вирішив дати відповідь на питання «що стається при європейському регулюванні MTR на собівартості». Не повірите, але (…) безлімітний енінет (або лімітований енінет - на вибір)". И проиллюстрировал этот тезис примерами тарифных предложений Vodafone в Германии, Италии, Греции и Британии.
Нельзя не заметить, что мой вопрос звучал существенно иначе, в нём не упоминались ни "европейское регулирование", ни any net как таковой. Дословно я спрашивал следующее: "Що відомо про вплив цього та наступного кроків на практику т.зв. "нульових тарифів"?" Иными словами, я предлагал сфокусироваться на одном-единственном чётко очерченном аспекте - внутрисетевом безлимите. Уже поэтому я не могу принять в качестве ответа "безлімітний енінет (або лімітований енінет - на вибір)". Так безлимитный или ограниченный? Это же ключевой момент.
Во-вторых, при первом же взгляде на предложенные примеры в глаза бросается их принадлежность к среднему ценовому диапазону, от 20€ и выше. Если кто не обратил внимание, в случае британского Vodafone речь идёт о 50% скидке на первые 6 месяцев при условии подписания 24-месячного контракта. Поэтому мой контраргумент имел вид просьбы найти единые безлимиты подешевле: "За такі грубі гроші і в нас просто зараз є безлімітні пропозиції. Ви мені найдіть все це за 4-5 Євро чи фунта. У всіх цих операторів, гадаю, є й дешевші пропозиції".
Приняв подачу, г-н Сергута озвучил следующие тезисы:
"це тарифи, які є на ринку ЄС. Для них нормальна ціна 30 євро, для нас - 5 євро"
"Ваше питання було - що станеться з нулем в мережі. Відповідь я надіслав - енінет станеться"
"Якщо питання вартості такого енінету - у лайфселл є тарифи за ті ж 100-120 грн з енінетом є. Так що це реально і можливо"
Вкупе с предложенными им примерами я получил более чем достаточно информации для умозаключений.
Очевидно, что руководитель департамента стратегии lifecell не хочет отвечать прямо и честно на предельно прямой вопрос "что будет с нулевыми тарифами?". Дело в том, что есть всего три варианта прямого и честного ответа на этот вопрос: "исчезнут", "останутся" и "не знаю". "Энинет случится" - это не ответ, а попытка уйти от него. Я же не про "энинет", спрашиваю, а про "безлимит". Про Фому, а не про Ерёму. Не имеет отношения к существу дела и третий из тезисов, про возможность единого тарифа как такового. Я и так в курсе, что он возможен, это вообще мною не обсуждается и не представляет интереса.
Такой же попыткой уйти от темы являются рассуждения про тарифы за 100-120 гривен. Ещё раз напомню, что в настоящее время внутрисетевой безлимит присутствует практически везде, начиная с тарифов за 40 гривен. Если брать уже недоступные для подключения, но всё ещё используемые старые (т.н. архивные) региональные предложения, то можно, допускаю, найти такие тарифы ещё дешевле. Так вот, украинцы, которые искренне считают, что 40-60-80 гривен в месяц это грабёж, хотят, чтобы всё было как есть. Чтобы даже в тарифах по 40 гривен была безлимитная внутрисеть. И это их законное право - хотеть.
Теперь самое время поговорить о ценовых аспектах европейских безлимитов.
На скриншоте с тарифом
немецкого Vodafone с правого края видно, что есть предложение существенно дешевле, всего за 4,99€. Находим его и - какая неожиданность! - заманчивая европейская карета превращается в хорошо знакомую тыкву. Вместо any net видим всего лишь on net безлимит и жалкие 50 минут на другие сети.
В случае греческого Vodafone any net безлимит имеет место только для
контрактной формы обслуживания, от 34 Евриков. При цене от 11€
предоплаченные услуги не предлагают ничего подобного, всего лишь пакеты по 400-600 минут в месяц. Аналогичная ситуация с
британским Vodafone, где абонентам предоплаченных услуг предлагается ещё меньше минут за ещё большие деньги.
Одним словом, ссылки на европейский опыт оказались, как бы это поделикатнее выразиться, неудачными. Столь же неудачными оказались ссылки на опыт собственно lifecell. Тарифный план
"Свободный Лайф", который г-н Сергута указал как пример unlimited any net за 100-120 грн., предлагает всего лишь 1500 минут на все сети. Это пакетное, а не безлимитное предложение. Flat but not unlimited.
О ВАЖНОМ НА ПАЛЬЦАХ
Вопреки распространённому мнению тарифы вроде "Свободный лайф" ни в каком смысле не являются безлимитными и не могут рассматриваться как их заменители. Простая арифметика - вроде бы огромные 1500 минут на четыре недели это всего лишь 54 минуты в день, меньше часа. Даже физические лица без труда выговаривают по часу-два в день, если им одиноко, скучно, они в изоляции или ещё каких-нибудь особенных обстоятельствах. Если же речь идёт о людях, чья работа предполагает интенсивное общение по телефону, о SMB и других особенных случаях, безлимит быстро перестаёт выглядеть чем-то избыточным.
Сейчас чтобы иметь возможность общаться по мобильному по-настоящему много, без ограничений украинцам необходимо либо использовать три SIM-карты одновременно, либо приобрести честный безлимит одного из операторов. Первый вариант при условии использования разного рода региональных, архивных, антикварных и т.п. специальных тарифов позволяет уложиться в 120-150 грн./мес. Во втором случае придётся выложить на порядок больше, т.е. примерно в десять раз.
Представим, что случилось чудо и в результате обнуления разницы между внутри- и внешсетевыми звонками в Украине воцарился честный безлимит на всё. Нагрузка на сеть, как минимум, не уменьшится. А вот совокупные расходы абонентов (они же - доходы операторов) начнут сокращаться просто за счёт отказа от вторых и третьих SIM-карт. Они теперь будут просто не нужны.
Нужно ли это операторам? Вопрос риторический. Каждая минута звонка даже в своей сети сопряжена с издержками для оператора. Звонки на внешсеть оказываются ещё дороже за счёт MTR. Пусть три копейки за минуту, но это дополнительные убытки для оператора, чей абонент звонит на чужую сеть. В результате отказа от дополнительных SIM-карт абоненты начнут ВСЕ звонки на другие сети осуществлять с помощью SIM-карты своего основного оператора. При этом трафик и деньги будут перераспределяться малопредсказуемым образом.
Это, кстати, не нужно и lifecell, причём именно этой компании - особенно сильно. В силу известных обстоятельств lifecell имеет большой перекос в пользу двух игроков. Его абоненты гораздо чаще звонят "наружу", нежели принимают оттуда звонки. Как результат, сальдо расчётов lifecell хронически отрицательное. Честный any net безлимит в любом тарифном плане чреват увеличением этих издержек.
В силу этих и некоторых других соображений, которые мне уже просто недосуг здесь приводить, "нулевые тарифы" как по сути ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ элемент тарифной политики не имеют шансов в прекрасном новом мире, который хотят построить НКРСИ и lifecell. По мере того, как будет исчезать разница между внутри- и внешсетевыми звонками, операторы мобильной связи будут закручивать гайки для пользователей услуг нижнего ценового сегмента. Вместо внутрисетевого безлимита абонентов ждут пакеты минут на все сети. Вместо тарифов по 40-50 гривен - предложения по 100 гривен и больше. Как можно больше.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Происходящее сейчас вокруг MTR - всего лишь очередной этап борьбы за переустройство рынка в соответствии с интересами тех или иных игроков. Например, в 2012 году тогда ещё НКРС без буковки "и" в названии
пыталась запретить "нулевые тарифы", причём не вообще, а только двум крупнейшим игрокам. Неудивительно, что лоббистом этих странных телодвижений тогда называли ТОВ Астелит и ТМ life:)
Прошло четыре года и уже Александр Животовский, нынешний председатель НКРСИ
озвучил идею, что "эти два шага - приближение размера интерконнекта до общеевропейского (где он составляет 0,01 евро/мин) и MNP - заставят операторов рынка отказаться от условно бесплатных тарифов на звонки внутри своих сетей". Полную поддержку этой позиции демонстрировали - какая неожиданность! - представители компании lifecell.
UPD: Из зала подсказывают - эти тезисы начали продвигаться ещё раньше, как минимум, с
2014 года.
Воспоминания о прошедших перипетиях - ещё одна причина считать уклончивые рассуждения про "энинет" обычной попыткой навести тень на плетень.
РЕЗЮМЕ
Когда представители lifecell задают мне вопросы наподобие "чого я не розумію - так це причин, по яким ви не на стороні абонентів, які платять по 1 грн за хв дзвінка на іншу мережу, а активно відстоюєте позицію, що європейське регулювання MTR - це зло?", они, скажем прямо, лукавят. Именно я нахожусь на стороне абонентов, причём всех сразу. Моя позиция в данной дискуссии сводится к тому, что инициаторы изменений обязаны а) прогнозировать возможное влияние своих инициатив на простых пользователей б) предупреждать обо ВСЕХ возможных последствиях инициированных ими изменения и в) не врать о существе данных изменений. Не замалчивать, не лукавить, не уходить от неприятных ответов на неудобные вопросы.
Лично я не нахожу ничего ценного в сложившейся практике внутрисетевых "нулей". Не считаю адекватным и нынешний уровень цен на мобильную связь. Но. Украинцы имеют право знать, что будет с привычными для них потребительскими практиками. Только и всего.
P.S. Обсуждение
здесь.