С легкой и ненавязчивой руки
krasonka читаю Гиппиус. Признаться, вряд ли бы я стала по доброй воли это делать, но иногда вот такие скромные виртуальные рекомендации бывают очень кстати. В общем, я решила попробовать, надо же ломать невесть откуда взявшиеся стереотипы. Я даже не могла бы четко сформулировать, связанный с Гиппиус, стереотип, но было у меня к ее творчеству совершенно непонятное пренебрежение. И стала я читать "Роман-царевич". Смешно получилось, потому что krasonka рекомендовала мне "Чертову куклу" и я честно пошла скачивать "Чертову куклу", но странным образом клик мышки попал вместо "Куклы" на "Романа" и я скачала его. А потом и на телефон скинула не взглянув на название. Я даже не знаю моя невнимательность меня однажды погубит или, наоборот, всякий раз будет раскрывать мне новые горизонты. В итоге, обнаружила несоответствие я только когда взялась читать, но делать было нечего, я четко для себя решила ознакомиться с творчеством Гиппиус, поэтому читать, конечно, не прекратила. Читать продолжаю и сейчас, удивляюсь, наслаждаюсь и задаюсь вопросами.
Не стану сейчас много говорить о слоге автора, скажу только, что была им приятно удивлена и даже зачарована. У Гиппиус слог интересный, определенно самобытный и словно ласкающий. Читаешь и как будто по траве ступаешь не торопясь, и можешь себе позволить остановиться и немного постоять, а потом вновь пойти дальше без всякой цели... Удивительный слог.
Больше хочется сказать о самом произведении "Роман-царевич". Я прочла пока еще только меньше четверти, но уже явно вижу переплетения с "Бесами": главный герой, сила личности которого подчиняет ему людей, революционные настроения и те же листки, "наши" люди, тайные сношения, и пр. Возникает ощущение, что Гиппиус, прочитав однажды "Бесов", поняла, что нужно перекроить немного Ставрогина, сделать его настоящим революционером и идейным вдохновителем масс, наполнить его ничем непоколебимым благородством и отчистить душу его от бесов. И она создала Романа-царевича. Знаю я, что, наверняка, рано еще сужу, и неизвестно каким герой предстанет в дальнейшем и как развернется сюжет книги, но на данном этапе я вижу эту связь. Тем более, несмотря на то, что с той поры, как я закончила читать "Бесов", я прочла еще несколько произведений, мои воспоминания и впечатления от этой книги Достоевского еще свежи, и обдумывание прочитанного пассивно продолжается.
Особо явной эта связь между Романом Ивановичем Сменцевым и Николаем Всеволодовичем Ставрогиным была замечена мной в сцене с отцом Варсисом - преданным поддельником Сменцева. Он сказал, что знает тайну Романа Ивановича, которая заключается в том, что тот в Бога не верит, хоть и строит всю свою революционную политику на Боге и через него до людей пытается достучаться. Вот тогда то у меня и мелькнула мысль: "Как? опять??!!", ведь Ставрогина тоже подозревали в неверии (только он не революционную политику на этом строил, а личностную власть формировал). И я плотно задумалась над вопросом, почему классики русской литературы наделяют героев душевной силой, но при этом дают читателям повод сомневаться в их вере в Бога? Ведь эти герои представляются людьми не только сильными, но с внутренней глубиной, наделенные душевным светом, и как никто способные на веру. Так почему же автор решает нужным усомниться в их вере? Неужели сильный человек не может верить в Бога?..