Есть на просторах рунета один любопытный сайт
СССР-2061 и связанное с ним ЖЖ-сообщество
ru-2061. Посвящены они мечтам о будущем, в котором хочется жить - этакий противовес засилью антиутопий, постапокалиптики и киберпанка - т.е. будущего, в котором жить что-то не хочется. Собственно, по сути это регулярный конкурс работ на тему СССР будущего. СССР - потому что перекликается с созидательным социалистическим футуризмом, работами советских художников и писателей-фантастов, желавших найти образ прекрасного будущего, того самого коммунизма и торжества человеческого разума, к которому шли. Сама по себе попытка очень интересная и нужная, хоть многие конкурсанты и относятся к поколению пепси, а значит на выходе нередко получается совковая клюква, переложенная на мотивы аниме и комиксов. Организаторы усиленно призывают участников мыслить будущим, а не прошлым, и хочется пожелать им успеха. У меня же этот соцфутуризм неизбежно вызывает ассоциации со вторым изданием "Детской энциклопедии" - книгами, принадлежавшими ещё моей маме, на которых вырос и я. Так что забудьте о завлекательной девушке на титульной картинке, речь пойдёт слегка о другом )
Увы, из 12 томов у нас были только первые семь. Не сказать, чтобы я особо зачитывался статьями в этой энциклопедии, хоть они и написаны в доступном и интересном научно-популярном стиле, с привлечением ведущих детских писателей. Однако пролистывание этих увесистых томов (особенно пятого, посвящённого технике) было излюбленным занятием. Немалое внимание было уделено перспективам развития той или иной отрасли науки или промышленности, а яркие иллюстрации художников-фантастов позволяли заглянуть в прекрасное далёко, которое, как утверждалось, уже не за горами. Конечно, многие предположения не сбылись - какие-то "пока", какие-то "уже". Перспективный железнодорожный локомотив будущего - газотурбовоз - уже давно не перспективный, одежду пока не клеят, а всё ещё шьют, да и пластик ещё не заменил всё и вся в нашей жизни (хотя слышал, что предлагают строить пластиковые автомагистрали, так что у него всё ещё впереди). Возможно, как-нибудь соберусь написать серию миниисследований по следам этих прогнозов полувековой давности.
Думаю, не случайно мечтам о будущем уделено столько внимания в детской энциклопедии. Ведь она обращена к архитекторам этого самого будущего. Недаром один из томов открывается таким обращением к читателям (хоть и вызывают эти строки в наши дни весьма противоречивые чувства):
Здравствуйте, люди будущего!
Действительно, иначе вас не назовёшь. Вы и есть люди будущего - сегодняшние школьники, студенты 70-х годов, специалисты 80-х, доктора и академики XXI века. Вам предстоит пользоваться всеми открытиями нашего поколения учёных, предстоит завершить всё, что мы задумали, затеяли и не довели до конца. Именно вам вручим мы перечень наших надежд, планы наших открытий. Вы будете исполнителями и одновременно редакторами: кое-что вычеркнете как устаревшее, ненужное, ошибочное; остальное (главное!) осуществите. Едва ли можно предугадать, что именно вы откроете. Но к чему вы должны стремиться, какие задачи выполнять - это можно сказать и нужно.
Интересно, что в мои 1980-1990-е многие фантазии авторов оставались такими же далёкими и прекрасными, но моё представление о будущем испытало влияние этого соцфутуризма ранних 1960-х. Я перенял мечты предыдущего поколения и сохранил их в себе, повзрослев. Сегодня просто приведу несколько футуристических иллюстраций из этих энциклопедий, просто чтобы было (интернет всё равно одна большая помойка, куда скидывают всё подряд - авось кому-нибудь пригодится).
Большинство футуристических иллюстраций выполнено художником Робертом Жановичем Авотиным (1928-1997). Начинавший свой творческий путь с хохломы, художник в середине 50-х переключился на научно-фантастическую тематику, начал плодотворное 40-летнее сотрудничество с журналом "Техника-молодёжи", впоследствии также иллюстрировал научно-фантастические книги издательства "Молодая Гвардия". Иллюстрации Авотина высоко оценил Артур Кларк. Работал художник и в других жанрах, в том числе - иллюстрировал детские книги и Шерлока Холмса, да даже в этом издании ДЭ немало выполненных им исторических портретов (напр., Ломоносова) и реконструкций ("Кроманьонцы охотятся на мамонта"). Но я всё же приведу его излюбленную тему - космическую. Первый рисунок - "Автоматическая космическая станция исследует одну из планет, проходя вблизи её поверхности".
Космонавты на спутнике Марса
Мягкая посадка космического аппарата на поверхность планеты
На следующем рисунке Авотин изображает существующие аппараты, созданные человеком для исследования космического пространства, однако на самом верху - вновь фантазия. Из подписи рисунка: "возможно так будет выглядеть обитаемая космическая обсерватория; её построят "космические монтажники", преемники А.А.Леонова, первым вышедшего в открытый космос" (на момент издания тома выход Алексея Архиповича Леонова в открытый космос 18 марта 1965 года был, конечно, самой горячей темой дискуссий о прогрессе).
Другой, более детальный, вариант орбитальной космической станции будущего от Авотина.
Художник-фантазёр работал для энциклопедии не только на космическую тематику, но и на урбанистическую. Вот концепт города будущего, который "рождается сегодня". Что ж, стеклянные стены сегодня - данность, а вот уличных эскалаторов, вертолётных такси и соблазнительных для самоубийц неограждённых прогулочных парковых зон на крышах пока не наблюдается.
В "Лаборатории Фантастики" можно посмотреть и
другие работы художника. Но им одним футуризм ДЭ 2-го издания не исчерпывается. Вот иллюстрация "Гиперзвуковые самолёты недалёкого будущего" от Леонида Сергеевича Вендрова. Про него информации в интернете почти нет, за исключением того, что, как ярый футбольный болельщик, он нарисовал порядком спортивных и околоспортивных плакатов и шаржей, посвящённых этому виду спорта.
Другая иллюстрация - от Юрия Васильевича Случевского, здравствующего и ныне - в качестве дизайнера, заслуженного деятеля искусств РФ, члена Союза дизайнеров, Союза художников, Союза архитекторов, профессора "Строгановки", специализирующегося на... мебели. Здесь "в кадр" мебель не попала, но возможность вот так непринуждённо заселить суровый Север и любоваться северным сиянием в уютном кресле кафе - в детстве будоражила моё воображение.
И напоследок - просто небольшая зарисовка автомобильных концептов из 5 тома энциклопедии ("Техника").