Драматический театр - самая что ни на есть парадная часть города Нижний Тагил, архитектурная доминанта его центра, притягивающая взгляд. Сегодня это здание, с которого начинается центр города. Само сердце Тагила называется Театральной площадью. И в детстве мне это казалось само собой разумеющимся. Тем удивительнее мне было узнать со временем, что далеко не во всех городах главным зданием является театр. А вот в Нижнем Тагиле он стал таковым отнюдь не случайно. И сегодня мне бы хотелось рассказать о тагильском драматическом театре поподробнее.
Первый театр в Тагиле появился ещё при Демидовых. Изначально под него было выделено деревянное здание за пределами завода, однако после его обветшания в 1878 году тагильская труппа переехала в здание заводских конюшен (об этом замечательном факте я говорил
здесь). История театральных трупп к.XIX в. - н.XX в. Нижнего Тагила сама по себе занимательна и весьма содержательна, но мы сейчас перескочим её. По моему скромному мнению, смысл истории тагильского театра не в преемственности демидовских, буржуазных, раннесоветских, эвакуированных и последующих театров, не в алтарях Талии и Мельпомены. Мне интересны обстоятельства появления этого здания и форма, в которой в итоге оно обрело жизнь.
В 1922 году Максим Горький опубликовал свою знаменитую статью "О русском крестьянстве", в которой сетовал на тёмную, дикую сущность 80% тогдашней России - на малограмотную крестьянскую массу, которой чужды были гуманизм и созидание. Впрочем, выводы статьи были вполне себе оптимистичные - о том, как народные массы, пусть не скоро, но задумаются над теорией Эйнштейна, научатся понимать значение Шекспира и Леонардо да Винчи, как приобщатся к культуре и науке. И как ожившее русское крестьянство встанет на путь просвещения и осознания. Вот только тянуть его надо будет чуть ли не за волосы.
В этом плане мне кажется весьма примечательным, но совсем не случайным то, что планы реконструкции города Нижний Тагил (а составлялись они все уже в эпоху неоклассицизма, чьей основной идеей было создать новую культурную жизнь, понятную и вдохновляющую простых жителей республики, активно переселявшихся из села в город), начиная с 1930-х годов, все так или иначе предполагали здание театра во главе центральной площади города будущего. Вот несколько проектов, опубликованных на
historyntagil.ru Планы долгое время оставались на бумаге, да ещё и война вмешалась. Но как раз во время войны, в 1943 году, звёзды начали сходиться. В Нижнем Тагиле работал эвакуированный из балтийской столицы Ленинградский новый театр, с подачи которого разговоры о создании своего драматического театра в городе пошли уже вполне конкретно. Параллельно с этим продолжал активно обсуждаться план реконструкции города и создания нового центра. В 1948 году архитекторы Эсфирь Розенбаум и Борис Штивель выдвинули предложение расположить центральную площадь города на самом высоком участке улицы Ленина - в месте её перехода в Салдинский тракт, на пересечении с улицей Пархоменко. Это предложение в итоге и было реализовано. А местом для давно обсуждавшегося здания театра была выбрана территория старой городской пожарной станции (чьи помещения в итоге использовались как складские на время стройки).
Фото пожарной станции (на заднем плане - задний фасад строящегося театра) с stagila.ru
В конкурсе на здание театра победил проект архитектора Александра Тарасенко, также ставшего автором зданий театров в Ашхабаде и Гомеле. Строительство растянулось на несколько лет. Планировалось завершить его в 1953, но сроки были сорваны. В прессе писали о нерасторопности руководства стройки, о проблемах с подводом коммуникаций. Но поговаривали о ещё одной проблеме: в XIX веке этот участок был границей города, и на нём был расположен погост. Во время рытья котлована строители постоянно натыкались на человеческие останки, что не лучшим образом сказывалось на их мотивации. Люди стали отказываться выходить на работы и даже увольняться. Кроме того, начались протесты жителей, заявлявших о нарушении покоя их почивших родственников. Власти распорядились перезахоронить останки на Висимском кладбище, а вот для строительства далее пришлось дополнительно привлекать заключённых Тагиллага (включая политических) - в обмен на досрочное освобождение. Заключённые оставили на память о себе замурованные послания с описанием своей нелёгкой доли и иронией в отношении комсомольских бригад. Это было своеобразной городской легендой вплоть до капитального ремонта здания в 2005 году, когда одно из таких посланий на металлической пластине действительно было найдено в одном из перекрытий.
Ещё одно фото со стройки из того же источника. Справа - видна вышка с охранником от системы исполнения наказаний.
Итак, здание наконец-то было завершено в 1955 году. И в августе того года состоялось торжественное открытие театра - спектаклем "Порт-Артур" Александра Степанова и Ивана Попова. Пригласительные билеты на премьеру были именными. С этого момента началась блистательная история тагильского театра, в котором в своё время работал ставший впоследствии знаменитым режиссёр Владимир Мотыль, а до последних дней своей жизни (то есть до 2018 года) одной из ведущих актрис была Иза Высоцкая - первая жена Владимира Семёновича Высоцкого.
В 1963 году театру было присвоено имя Д.Н. Мамина-Сибиряка, некогда работавшего в Тагиле.
1.
Вот он - шедевр неоклассицизма, работа А.В. Тарасенко. В детстве мне рассказывали легенду о том, что здание было подарком ленинградцев тагильчанам за приют эвакуированным во время войны. Это, конечно, всего лишь легенда, однако, как я уже сказал, ленинградский театр действительно работал в Тагиле в эвакуации, а архитектор Тарасенко работал также в городе на Неве.
А так он выглядел в дни своей юности
Знатоки говорят, что проект на самом деле типовой. Я не нашёл упоминаний о братьях-близнецах тагильского театра, хотя отдалённое сходство и сам принцип компоновки есть у многих советских театров той поры, включая, например, волгоградский драматический театр.
2.
Парадный фасад здания - восьмиколонный портик дорического ордера с тремя прорезанными нишами и венчающими его тремя скульптурами.
3.
В нишах также расположены скульптурные изображения. В центральной - композиция из лиры и масок Комедии и Трагедии. Её автор - тагильский скульптор-монументалист Михаил Павлович Крамской, попавший в Тагил в 1942 году после ранения, полученного при обороне всё того же Ленинграда.
4.
В декор был добавлен и всенепременный местный уральский колорит - каменные цветки в боковых нишах, отсылающие к сказам Бажова.
5.
Скульптуры на крыше здания олицетворяют Труд, Искусство и Науку, дающие сплав той самой новой культуры для народа, который надо было быстро и эффективно вытащить из тёмного прошлого в светлое и прогрессивное будущее. Все скульптуры создавались в мастерской знаменитого Евгения Вучетича, автора нашей, пожалуй, самой главной скульптуры - Родина-Мать. Эта фигура инженера - Труд.
6.
А эта девушка с микроскопом - Наука.
7.
Ну и венчает группу - Искусство. Потому что без высокого Искусства - Труд и Наука служат каким-то не тем целям.
8.
За 50 лет гипсовые скульптуры здорово обветшали. Последние годы они стояли, стянутые тросами - и это не располагало к прогулкам перед фасадом здания. Наконец, в 2007 году все три скульптуры были демонтированы, от чего здание сразу стало выглядеть каким-то приплюснутым и униженным. В тагильских скульптурных мастерских началась работа по изготовлению металлических копий скульптурной группы. При этом оказалось, что изваяния содержали множество деталей, невидимых с земли (например, бантик на кофточке у Науки), что говорило об увлечённости и педантичности создателей. Критики от искусства дотошно осматривали работу тагильских фирмачей. Копии вышли качественными, но не без изъянов. В частности, искусственное придание шершавости фигурам обошлось бы в немаленькую сумму, отчего гладкие металлические скульптуры после последовавшего через год монтажа выглядели несколько неестественно. Не очень помогла и последующая покраска фигур в оригинальный белый цвет. Конечно, это лучше, чем потрескавшийся и осыпающийся камень, но всё же не идеал. А это оставляет осадочек. Интересный фоторепортаж о замене скульптур -
здесь.
9.
Пространство за колоннами портика.
10.
Маски, венчающие колонны, выполнены тагильскими скульпторами Еленой Плугиной и А. Кондаковым.
11.
Розетки и мутулы на карнизе.
12.
Боковой (южный) и задний фасады здания.
13.
Один из служебных входов - на южном фасаде здания.
14.
Задний фасад здания.
15.
16.
Элементы декора на окнах второго этажа.
17.
А теперь заглянем внутрь. Снимал я в 2018 году на Новогодней ёлке, поэтому оформление специфичное. Впрочем, надеюсь, осмотру существенно не помешает. На этом снимке - главное фойе с гардеробами. Театр начинается с вешалки. И сразу же зрителя за дверями встречает внутренне убранство - не менее роскошное, чем внешнее. В оформлении использован красный и серый уральский мрамор, пол выстлан мозаикой, а потолок украшен богатой лепниной.
18.
Довершает композицию хрустальная люстра.
19.
Одно из боковых фойе с 1997 года приобрело собственное имя - фойе Надежды Ивановны Серебренниковой, артистки, посвятившей театру более полувека. К сожалению, не снял фойе с противоположной стороны - оно носит имя опять-таки Д.Н.Мамина-Сибиряка, и в честь этого украшено его портретом.
20.
Из этого фойе на второй этаж ведёт лестница из серого и белого мрамора.
21.
Лестничный пролёт украшен росписью на тему уральской природы. Это общий тренд для наших дворцов той поры - так же украшен и ДК НТМК.
22.
В противоположном крыле здания аналогичный лестничный пролёт украшен другой картиной, в которой угадывается природный памятник - Медведь-камень.
23.
Завершение мраморной лестницы на втором этаже. Теперь пройдёмся по нему.
24.
Над фойе первого этажа расположен просторный "бальный" зал, сфотографировать который целиком во время проведения новогодних ёлок не представляется возможным, так как именно здесь главная ёлка театра и стоит, и вокруг неё дети водят хоровод - под чутким руководством лучших актёров города. Но вот его потолок и оригинальное решение по взаимной интеграции ёлки и хрустальной люстры.
25.
У зала также роскошная мраморная отделка, торжественные колонны. А на фресках под потолком по периметру изображены медальоны с портретами классических русских драматургов - Фонвизина, Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Островского, Чехова и Горького. Обрамлены медальоны персонажами, вышедшими из-под пера этих литераторов. Я покажу один - Александр "это-наше-всё" Пушкин.
26.
А это фреска над высоким окном, выходящим на Театральную площадь.
27.
Теперь перейдём в главное помещение театра - в зрительный зал.
28.
Пространство для зрителей разделено классически на партер и балкон. Изначально зал был рассчитан на 802 зрителя. Однако с годами число мест сокращалось. И после реконструкции 2015 года вместимость зала - только 470 мест.
29.
По краям зрительского балкона уже над самой сценой расположены балкончики для осветителей.
30.
А по краям сцены располагаются полукруглые ниши с боковыми служебными выходами.
31.
Зал венчает впечатляющая люстра на 250 ламп и плафон, расписанный в духе сталинского ампира. В ходе капитальной реставрации выяснилось, что роспись темперой нанесена не на сам потолок, а на ткань, натянутую поверх него.
32.
Вот наша главная красавица. С детских лет внушала благоговейный трепет, будто люстра из «Призрака оперы».
33.
А теперь плафон. Роспись создаёт впечатления ещё одного этажа над залом, на котором расположился целый мир из актёров - как профессиональных, так и художественной самодеятельности - а также ротонд, скульптур, зрителей, музыкантов... А шатёр театра уходит куда-то ещё дальше, в заоблачную высь. Картина выполнена в духе времени, напоминая соцреалистическую романтику Дейнеки. И сейчас кажется сказочным окном в какой-то другой, причудливый и счастливый мир - мир, до которого никак не добраться и который просто смотрит на нас с высоты с мудрым сожалением.
На центральной части плафона, над самой сценой - тема народного творчества. Фигуры отсылают к Уральскому народному хору.
34.
Далее по часовой стрелке затесалась сцена из оперы "Садко".
35.
И снова её сменяют сцены народного творчества.
36.
На моём фото не разобрать, но обратите внимание на элемент декора прямо напротив сцены - на плафоне изображена скульптурная композиция с общими для всего здания мотивами: из музыкальных инструментов и головы, отсылающей к античному театру. Так вот, на "постаменте" нанесена подпись коллектива авторов росписи: «Бережной, Влащик, Дятлов, Казаков, Штейман. 1954».
37.
Далее по часовой стрелке вновь сцена из классики. На этот раз из бессмертного и вездесущего балета "Лебединое озеро".
Такой вот Нижнетагильский драматический театр. Самый настоящий дворец, не уступающий по роскоши дворцам высшего сословия царской России, только построенный в далёкой провинции. И это лишь один из трёх дворцов, построенных в Нижнем Тагиле примерно в одно время и не уступающих друг другу по роскоши. Заметьте, построенных не для полпредов и губернаторов, а для простых людей. Чтобы возвысить их и приобщить к прекрасному (и не плоским агиткам, ведь в репертуаре театра с самого начала - Шекспир, Гюго, Мольер, Толстой, Тургенев, Лермонтов). И театр построен демонстративно в самом центре города, так чтобы его невозможно было пропустить, чтобы все дороги вели к нему. А напротив него, на этой же площади расположена Центральная городская библиотека.
А теперь располагать в оживлённом центре театры и библиотеки сомнительно и нерентабельно. Во всяком случае, пока.