Вам патриотизм с квасом или без?

Jul 09, 2020 22:45





Надо бы сохранить под рукой один свой монолог-рассуждение, потому как тема патриотизма не теряет своей актуальности, и над границей тучи ходят хмуро. Как-то четыре года назад в комментариях к статье на Кинопоиске влез я со своими замечаниями о патриотизме и о «наших». Мысли эти (в поисках внутреннего согласия) давно во мне зрели. Может, не очень удачно и последовательно я их выложил, но существенных изменений за годы они не претерпели. Пусть будут тут.



Без патриотизма плохо, ведь патриотизм есть любовь, а… «без любви  революция ссучится» (с). Ну как можно что-то в стране менять и  благоустраивать, если нет априори симпатии ни к своему 'огороду', ни к  его обитателям? Так что да, Родину хочется любить и любовь эту как-то  себе объяснить. Но привязка к географии кажется мне кривой дорожкой… За  что мои прадеды погибли, если они на Урале родились? А зачем гибли  узбеки, таджики, азербайджанцы, чукчи в конце концов? Для меня  Подмосковье всё-таки чужое место, я там свои юношеские годы не проводил,  привязанности не чувствую. Слепить Родину и родину не получится, а  потому и аналогия с матерью не верна.

Что ж, можно любить Россию как общность людей - живых и мёртвых.  Культуру, героев прошлого, поэтов и писателей, язык, науку, достижения,  национальную кухню, менталитет - всё вот это и многое сверху, что  бессмысленно отрицать - это не корпорация, это корни каждого из нас, то,  в окружении чего и под влиянием чего каждый вырос - нравится ему это  или нет. Это как-то больше соответствует моему ощущению патриотизма, за  это и на окраинах Римской империи дрались люди, в жизни не видевшие ни  Рима, ни императоров, за которых умирали.

Более того, это лучше  укладывается в концепцию человека мира: патриотизм действительно  разделяет, но если научишься воспринимать его как гордость за других  людей, как груз ответственности за их наследие, за их ошибки, успехи и  чаяния - то это несложно будет спроецировать и на всё человечество.  Разве нельзя порадоваться за гений Микеланджело? Нельзя восхититься  самоотверженностью Джордано Бруно и считать себя, свою личность - в  некоторой степени результатом его подвига, его веры? И да, пожалуй что и  отмежеваться от «чужих» - тех, кто его сжёг и кто в итоге проиграл.

Но. Есть но. Надо понимать, в какой степени твоя страна, твой народ,  твоё государство соответствуют тому, что ты защищаешь, что ты хочешь  любить. Часто цитируют какого-то американца (скорее, как архетип, чем  кого-то реального): «Моя страна не права, но это моя страна». Мило,  правда? Так и в Третьем Рейхе говорили, небось. Сейчас нам стараются  сделать прививку этого рефлекторного патриотизма, чтобы мы любили Родину  как есть. Нам говорят, что вот в ВОВ Родину защищали, и в ПМВ тоже  Родину защищали - и это одно и то же, и очень стыдно, что в первый раз  плохо защитили и теперь об этом не вспоминаем (см. 'Батальонъ' и  'Адмиралъ'). Хотя мне скорее стыдно за николаевскую Россию и эту  мясорубку за призрачные интересы, да ещё и англо-французские. Это,  конечно, сознательно делается, потому что и современную Россию надо любить  просто вот так, безусловно - потому что это Россия-мать, потому что  немцы рядом. Пенсионный возраст повышают, воруют, «вы там держитесь», а  мы в ответ - любовь и понимание. Но Родина - не мать, если тут  непорядок, надо менять Родину - в любом из возможных смыслов  (благороднее, конечно, начинать с качественных изменений, а не с  эмиграции, ну тут уж кто из какого теста).

<...>

Экзюпери вот человек мира, но Францию ему было особенно жаль. Видимо,  французская культура оказала всё-таки более весомый вклад в него, как  личность. Я при общении с европейцами, американцами не мог не заметить  разницу в ценностях, в культуре - при том, что такой разницы с нашими  азиатскими народами я не ощущаю. Т.е. лично мне комфортнее в этом  культурном коде. Искренний космополит - это очень сложно. Мне кажется, в  этом часто много напускного - как у Джеймса Кэмерона, который слоняется  по всяким аборигенам и старается к каждому относиться демонстративно  уважительно. Хотя при росте коммуникаций, конечно, границы будут  теряться. В условиях ЕС, например, европейцы стремительно теряют свою  национальную идентичность, вернее становятся укрупнёно европейцами.

<...>

Надо понимать - за что или, что немаловажно, против чего дерёшься.  Наполеон русских подумывал от крепостного права освободить. Вермахт  ничего такого не подумывал, и мне кажется, здесь двоякого прочтения быть  не может. Это столкновение двух идеологий, и в битве евгеники с чем  угодно я бы принял сторону чего угодно (и испанских республиканцев, и  югославских партизан, и французского сопротивления, и даже Гоминьдана).  Т.е. война не за территорию, а за своё понимание истины и будущего -  своего и общечеловеческого? Может быть, что-то такое. Мне трудно  заглянуть в головы 'героев былых времён', а проецировать содержимое моей  головы на них (что им надо было жк-панель, 40 квадратов и надёжную  работу) - это, наверное, неправильно. Это, кстати, всех касается, не  только Советов. Британские лётчики бросались в самоубийственные атаки -  тоже, наверное, держали в голове что-то большее, чем их туманный остров.  Вот фильм 'Сахара' с Богартом своей мотивацией сейчас кажется смешон. А  может он как раз более соответствует духу времени, солдатскому долгу,  недоступному нам сейчас?

социум

Previous post Next post
Up