Тяжёлые времена настали на форуме Кинопоиска - едва ли не самом важном для меня ресурсе. Надо потихоньку создать "резервные копии" некоторых своих отзывов оттуда. В особенности, на кино редкое и малоизвестное. И пусть первым таким станет голландский фильм "Michiel de Ruyter", в нашем прокате
Адмирал.
Сюжет у фильма самый что ни на есть исторический. XVII век. На молодую республику Нидерланды нападают Англия, Франция и Германия, в самой стране идет гражданская война, и только один человек может возглавить мощнейшее оружие страны: голландский флот. Этот человек - Микель дэ Рюйтер. Всем известно, что Нидерланды нынче монархия, следовательно короткий республиканский период был в своё время бесславно (и довольно кроваво) окончен. О том и кино.
Печально, но во время грандиозных бюджетов, сложных спецэффектов и новой боевой эстетики, эпоху которой открыли "Райан" и "ТКЛ", на тему парусного флота снимают преступно мало. Наверное, всё потому, что каждый фильм такого жанра волей-неволей будет косвенно конкурировать в прокате с фэнтези-франшизой "Пираты Карибского моря". Для тех, кто не любит фэнтези и хочет посмотреть что-нибудь посовременнее, чем "Корабли штурмуют бастионы", приходится довольствоваться сериалом о Хорнблауэре - достаточно дешёвой телепостановкой со всеми вытекающими - или "Хозяином морей" - где безусловно есть штормы, артиллерийские дуэли, абордаж, но сложновато с масштабом (ведь фильм лишь об эпизодическом противостоянии двух кораблей).
И вот на этом безрыбье у голландцев выходит фильм об одном из национальных героев адмирале Микеле де Рюйтере и о сложной, но блестящей эпохе в истории Голландии - коротком республиканском периоде тогда ещё молодого государства в XVII веке. Конечно, не стоит много надежд возлагать на фильм, снятый за микроскопический бюджет в 8 млн. евро (пигмей по сравнению не только с "Хозяином морей", но даже с андерсоновскими "Мушкетёрами") и режиссёром, до этого в основном работавшим в жанре "direct to video". Это такой небольшой голландский проект для внутреннего потребителя, сугубо патриотическое кино, смотреть которое представителям других стран порой забавно (мотивирующая нарезка успехов страны сродни промо-ролику для Олимпиады), а некоторым затронутым так даже неприятно (англичане, а особенно французы представлены не в лучшем свете).
Но в целом бюджет глаз не режет, а актёры недурны. В качестве бонуса есть и самый узнаваемый голландский актёр Рутгер Хауэр, хоть его там и немного. Что особенно радует - широко задействованы современные парусники, среди которых наш "Штандарт", гордость голландского флота - копия галеона "Батавия", а также "Этуаль дю Рой", некогда построенный специально для телесаги о Хорнблауэре. Привнесли в баталии и той самой "эстетики" (рапид и подбрасываемые, как куклы, тела - основной художественный приём режиссёра, другими он практически не пользуется), а съёмка из-под воды трупов на фоне тонущих кораблей и знамён, кажется, позаимствована то ли из того же "Райана", то ли из "Перл-Харбора", хотя приём рабочий, почему бы и нет. Да там даже есть бомбардировка пляжа, по которому гражданские бегут аки рейнджеры капитана Миллера на Омаха-бич. Век компьютерных технологий наконец-то позволил даже с небольшим бюджетом показывать сложные морские сражения с разных ракурсов и с высоты птичьего полёта (но я один чёрт не понимал, что происходит и, главное - на чьём корабле).
По старой доброй традиции историчность была принесена в жертву кинематографу - например, выпустили баталии, проигранные адмиралом, а особенно "пострадал" заключительный акт, ведь сражений в Средиземном море у де Рюйте было как минимум два, и отнюдь не неравных, закончились они иначе, ну и финальный салют был несколько при иных обстоятельствах и в другом месте, однако это из серии "Легенды №17", когда из нескольких матчей слепили один, и в этом, собственно, ничего такого. Гораздо любопытнее явный политический окрас фильма - кто-то здорово раскачивает лодку в самом центре ЕС (видимо, Brexit не такая уж случайность? Не всё так гладко в королевстве датском голландском?), ведь ещё со времён Шекспира любое обращение к истории оказывается выражением отношения к текущей политике, особенно если в нём пришлось прибегнуть к таким явным передёргиваниям. Маленькая, гордая и успешная Голландия в кольце злобных врагов: Карл II, решающий государственные дела исключительно в обществе шлюх, французские солдаты, организованными залпами расстреливающие мирных пейзанок (им нечем было заняться во время штурма города, а теперь ещё и после...). Но куда всё жёстче внутри - противостояние двух партий (не делающее комплимента демократическим ценностям), в котором симпатии создателей фильма явно на стороне республиканцев: даже по сравнению с французами оранжисты здесь - конченные выродки, а в противоречивость фигуры Вильгельма Оранского, "спасителя отечества" и будущего короля Англии, добавили перцу, сделав его геем. В контексте современной Европы, казалось бы, ничего кощунственного, однако в контексте самого персонажа - это один из прижизненных мифов о нём, активно использовавшийся его врагами и отрицаемый большинством современных историков, о чём сценаристы, конечно, знали, но предпочли давануть на старое. Ну и кто-то там предложил снести плотину - забыл уже, но кажется, именно Вильгельм. Думаю, не надо говорить, что это значит для голландца.
В принципе, фильм вроде бы о необходимости уметь договариваться и подчиняться власти, о "лишь бы не было войны" (гражданской), но плата за это едва ли выглядит адекватной, а политический противник - достойным компромисса. Тут ничего нового, политика - дело грязное, и однажды попав в неё, хорошего не жди - повесь голову и будь готов к рикошету, как говорится. Но то для человека постороннего, вроде меня, а среднестатистический голландец, погруженный в политический контекст, наверняка считает что-то своё и более радикальное. По крайней мере, когда в фильме повсюду начинают одерживать верх оранжисты, и люди с повязками заполняют кадр - чувствуешь скорее панику и нехватку кислорода, чем примирение и согласие (этот эффект режиссёру удаётся даже лучше баталий).