고려 사람 (корё сарам) - русскоговорящие корейцы

May 07, 2022 20:23



고려 사람 (корё сарам) или 고려인 (корёин) - самоназвание большей части этнических корейцев на постсоветском пространстве. 고려 (Корё) - это название древнего государства, существовавшего на территории современной Кореи с 918 по 1392 год н. э., 사람 (сарам) означает «человек», «народ». Корё сарам - потомки корейцев, переселившихся в 1860-х годах на российский Дальний Восток с севера корейского полуострова. К корё сарам также иногда причисляют и сахалинских корейцев, но последние с этим не согласны.
Первые северокорейские беженцы появились на Дальнем востоке в 1863 году. Тогда эти территории только присоединились к Российской империи, будучи отжатыми у китайцев. Корейцы бежали с родины из-за беспробудной бедности и голода. Власти Приморья обеспечили первые несколько корейских семьей продуктовыми пособиями. Это понравилось новым поселенцам, и они начали звать в Приморье своих родственников и знакомых. Миграция корейцев в Россию продолжалась до начала 1930-х годов. Её не остановила даже революция. К 1917 году в России проживало около 100 тысяч корейцев, причём в Приморском крае они составляли почти треть всего населения (в Посьетском районе - до 90 %).
На Дальнем востоке корейцы мирно жили-поживали вплоть до 1937 года. Как известно, в это предвоенное время у усатого грузина случилась паранойя головного мозга, и он начал репрессировать всех вокруг. Корейцы первыми в СССР подверглись сталинской депортации по национальному признаку. В 1937 году на основании постановления Совнаркома СССР 172 тысячи корейцев депортировали в Казахскую ССР и Узбекскую ССР под предлогом «пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край».
Так в своей книге «Эти непонятные корейцы» о насильном переселении корейцев пишет кореевед Татьяна Габрусенко: «В самом деле, советским корейцам было что припомнить нашей родной власти. Обвинение всего народа, включая грудных младенцев, в шпионаже в пользу Японии, переселение в 24 часа с насиженного места в телячьих вагонах - чувствуется тут рука товарища Сталина, великого «гуманиста» всех времен и народов...
Много трагического и страшного рассказывают об этом очевидцы. О гибели стариков и детей, о том, как охрана выбрасывала трупы прямо из вагонов, а для корейцев нет греха страшнее, чем оставить прах родственника брошенным, не захороненным по сложному национальному обряду. О том, как высаживали людей на голом месте, в пустыне, и они, как стада, сбивались в круг - в середине дети, потом матери, а по краям мужчины, принимавшие на себя весь пронизывающий холод ночной пустыни. О том, как наутро они начинали копать землянки в промерзшей на многие метры земле».
Все корейцы, пережившие это страшное испытание, закрепились на новых для них землях Средней Азии. Советские корё сарам старались сохранять традиции своей исторической родины, куда бы их ни забросила судьба, были также трудолюбивы, как и их родители, бежавшие из Кореи. Но, к сожалению, тот северный диалект, на котором говорили первые корейские поселенцы Приморья, постепенно был утрачен. Последующие поколения обрусели, а нынешнее поколение молодых корё сарам уже приобщается к своим историческим корням в университетах Южной Кореи. Кстати, для этнических корейцев вливание в корейское общество проходит не всегда гладко, им приходится ещё сложнее, чем другим иностранцам. Дело в том, что, когда корейцы видят перед собой человека корейской внешности, им не важно откуда он или она, предполагается, что такой человек должен бегло говорить по-корейски и знать все особенности культуры. Если этого не происходит, корейцы начинают, в лучшем случае, недоумевать.

Помимо корё сарам есть ещё менее многочисленная диаспора Сахалинских корейцев. Эти несчастные оказались на острове Сахалин, когда он ещё принадлежал Японии, а Корея была японской колонией. Японцы свозили на южную часть острова, которая тогда называлась префектурой Карафуто, рабочую силу с юга Кореи. Продолжалось это в период между двумя войнами - с 1905 по 1945 годы. Всего на Сахалин за период существования Карафуто для принудительных работ, в основном на угольных шахтах, японцами было привезено более 70 000 корейцев.
В конце Второй мировой войны, когда японцев погнали с острова, всех, кто имел японское гражданство (в том числе корейцев женатых/вышедших замуж за граждан Японии) выдворили в Японию. Капитулировавшее правительство Японии объявило, что после отъезда японцев, начнется эвакуация корейцев. Однако Корея выпала из-под японского контроля. В результате, эвакуационное судно «Унсен мару», увезшее последних японцев Карафуто в июне 1949 года, так больше никогда не вернулось на Сахалин.
Оставшихся корейцев (примерно 43000 человек) попеременно переманивали на свою сторону правительства Северной Кореи и СССР. В результате чуть больше половины корейского населения Сахалина соблазнились на предложение КНДР (но потом сильно пожалели), а оставшиеся решили сидеть на месте и получили советское гражданство.
Сейчас численность корейцев на острове составляет около 25 000 (5 % населения острова), в том числе около 15 000 в Южно-Сахалинске. В отличие от континентальной корейской диаспоры России и стран СНГ, сахалинские корейцы компактно проживают на юге Сахалина. Наиболее заметно их присутствие в городе Южно-Сахалинске. Они, как и корё сарам, благополучно обрусели, но молодёжь также стремится получить образование в Южной Корее. К тому же для сахалинских корейцев упрощены условия для поездок в Южную Корею для культурно-экономического обмена и поддержания связей с родственниками.

Стоит упомянуть известных представителей корё сарам. Конечно же, первым на ум приходит Виктор Цой (фамилия, которого, вообще-то 최, что произносится примерно как «Че»). Другие обладатели этой фамилии - боксёр Костя Цзю (да, он тоже 최, только на китайский манер), Анита Цой, Анатолий Цой (певец, телеведущий). Представители фамилии 김 (Ким) - поэт Юлий Ким, писатель Анатолий Ким, гимнастка Нелли Ким. И есть ещё представители модной молодежи из корё сарам (Haru, например), которые мало пока кому известны, но эти ребята уже из тех, что получили образование в Южной Корее, довольно хорошо говорят на корейском, а некоторые даже снимаются в корейских дорамах (как Юра Пак, например).

한국

Previous post Next post
Up