В продолжение
http://torodinsson.livejournal.com/10648.html
Историческая справка:
К началу 1933 года было прорыто лишь 0,6 % от общей длины первой линии.
15 февраля 1935 года прошёл первый пробный поезд.
Т.е. в распоряжении метростроевцев 25 месяцев или 761 день.
Предположим, что порода в тоннелях была аналогична углю в забоях, и технология добычи была аналогична.
Принимаем плотность 1,5т на кубометр, и стахановскую норму 100 тонн на человека (66,6 кубометров) за смену. Напомню, что нормой для шахтера на рубеже 30-х считались 9 тонн угля (6 кубов) за смену.
Следовательно, чтобы вынуть грунта 2З05 тыс.куб.м нужно 34924 стахановских смен. При трех сменах в сутки это 11641 стахановских суток. Пусть в тоннеле одновременно работает 18 забойщиков (2 щита), следовательно время проходки 646 суток или 1 год и 8 месяцев. Напоминаю, что все забойщики - "стахановцы".
По факту, риторика того времени была такая: "производительность труда строителей метрополитена была низкой...", "для строительства по-прежнему не хватало людей..."
В первом варианте успеваем, но попробуем с другой стороны. (если не принимать во внимание факт, что щиты работали только с марта-мая 1934-го, т.е. меньше года)
Если пересчитать объем вынутой породы через годовую норму одного шахтера в 30-х на Донбассе это 2 тыс.т в год, получаем:
2305 тыс.куб.м уменьшим на 0,6% и получим 2291170 куб.м грунта на 761 сутки это 3010 кубометров (4500 тонн) в сутки.
При пересчете в людей получаем 821 забойщика.
Примем диаметр тоннеля 5 метров (Хотя с диаметрами проходки под тоннели тоже не до конца ясно. В разных источниках диаметр тоннеля то 10 метров, то 7, то 5).
Площадь сечения 5-ти метрового тоннеля - 19,63 кв.м. Принимая площадь одного проходчика в 1 кв.м мы можем одновременно поставить в тоннель 19 человек (теоретически, конечно)
Т.е. одновременно нам нужно вести проходку 43 стенок или 22 отрезков тоннелей.
Судя же по существующему фото проходческого щита, одновременно работало всего 9 человек.
И тогда им нужно было разрабатывать 91 стену или 45 тоннелей одновременно. А это минимум 45 проходческих щитов. Которых "на самом деле", как известно, было только два!
Один английский «Markham», и один, скопированный с него, советский щит. Первый использовался с марта 1934-го, второй с мая.
http://www.leanok.ru/2015/09/prohodcheskie-shity-i-mokovskiy-metropoliten.html Не успеваем катастрофически! Ну и вопрос, как стыковали эти куски тоннелей, оставим открытым.
Ну и еще напоследок.
За 30 лет до московского строился Лондонский метрополитен.
Фотографий его строительства десятки. А фотографий строительства московского кот наплакал.
http://www.leanok.ru/2015/09/londonskoe-i-moskovskoe-metro.html