Масленица - традиционный русский праздник, посвященный окончанию зимы. После введения христианства Масленица была привязана к церковному календарю, к Сырной седмице - неделе перед началом Великого поста. Обыкновенными развлечениями на Масленицу были катания на лошадях, кулачные бои, костры, снежные горки, качели, балаганы. Все эти забавы сопровождались веселыми пирами с поеданием блинов и обильным употреблением горячительных напитков. К концу недели праздник доходил до пика, а затем стихал. Вечером в воскресенье монотонный звон колокола извещал о наступлении Великого поста.
В 1920-е годы в СССР повсеместно развертывается борьба с традиционными русскими праздниками. На замену старой Масленице была придумана "Красная Масленица", носившая сугубо антирелигиозный и политический характер. Устраивались митинги, антирелигиозные шествия и карнавалы со сжиганием чучел "старого мира": попа, кулака, помещика. Однако эти новшества так и не стали популярными и были постепенно свёрнуты.
В хрущёвскую эпоху, в начале 1960-х годов, на замену Масленице был придуман праздник "Проводы русской зимы". В отличие от Красной Масленицы 1920-х, этот праздник уже не носил явно антирелигиозной и политической направленности. Ему намеренно придали нейтральный характер, с упором не на антирелигиозную пропаганду, а на массовые развлечения. Проводы зимы могли и не совпасть с Сырной седмицей. Обыкновенно для проведения праздничных мероприятий выбирали один из выходных дней (воскресенье) в конце февраля или начале марта.
Праздник открывался коротким митингом с отчетом руководителей города (поселка, колхоза) о достижениях и планах на будущее. Затем начинался концерт с участием Деда Мороза, Снегурочки и прочих сказочных персонажей, роль которых исполняли артисты местных профессиональных или любительских театров. Следом шли выступления народных коллективов с песнями и плясками. Далее праздник приобретал массовый характер: начинались катания на тройках, танцы, конкурсы, соревнования (самая известная забава - достать с вершины столба приз, например женские сапоги). В торговых павильонах (ларьках) развертывалась торговля горячим чаем из самоваров, блинами, варениками и совершенно не подходящими для Масленицы шашлыками и чебуреками.
Постепенно к концу 1970-х годов политическое или антирелигиозное содержание из мероприятий праздника было полностью исключено. К тому времени большая часть населения (и городского, и сельского), особенно в РСФСР, уже не отмечала религиозных праздников. Церковь была вытеснена на задворки советской жизни, и борьба с церковными традициями утратила актуальный характер. Тогда же возвращается в обиход исконное название - Масленица. Подлинно народный характер праздника уходит в прошлое, отныне его организуют и проводят профсоюзные работники и специалисты культуры. Большинство посетителей массовых мероприятий выбирают роль зрителей, а не активных участников праздничных развлечений.
![](https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/02/b8625129fa1ce423950219338971a943.jpg)
Город Киров, Театральная площадь. Проводы русской зимы. Март 1966 года
![](https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/02/715791c49b7b5db8e8c4877f96966a27.jpg)
Город Киров, Театральная площадь. Проводы русской зимы. Март 1966 года
![](https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/02/48e9f542cce98bf6fe5f398bcda4270a.jpg)
Город Киров, Заречный парк. Проводы русской зимы. 1980 г.
![](https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/02/ca7b94a177cf78165f3255f65995cdbd.jpg)
Город Киров, Заречный парк. Проводы русской зимы. 1980 г.
![](https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2020/02/a6b01f7ab7e55f88cf0171fd9f23a731.jpg)
Город Киров, Заречный парк. Проводы русской зимы. 1980 г.