Вятка. Сотрудники губернской земской больницы. 18 августа 1907 года.
Второй слева в первом ряду - старший врач больницы Василий Григорьевич Свистунов-Свисловский.
Справа от В. Г. - его жена, Анна Михайловна. Слева - его сын, Владимир Васильевич.
Фото из собрания Кировского обл. краеведческого музея.
Снимок сделан в день празднования 35-летия (1872-1907 гг.) служебной деятельности в Вятском губернском земстве В. Г. Свистунова-Свисловского.
Вот список врачей больницы на 1907 год. Ординаторы: Семен Афанасьевич Ишутинов, Николай Владимирович Никольский, доктор медицины Аркадий Иванович Сычев, Александр Александрович Малевинский; лекари Казимир Валерианович Ленкевич и Иван Иванович Завалишин; женщины-врачи Мария Федосьевна Рязанцева и Августа Александровна Дернова-Ярмоленко. Все перечисленные лица наверняка присутствуют на этом общем портрете.
Василий Григорьевич Свистунов-Свисловский (1837-1909) - статский советник, старший врач Вятской губернской земской больницы, педагог, земский деятель и просветитель. Родился в Минской губернии. Еще в качестве фельдшера работал во время Крымской войны под руководством знаменитого хирурга Николая Пирогова. Медицинское образование Василий Григорьевич получил в Киевском императорском университете св. Владимира, который окончил в 1869 году. Специализировался в хирургической клинике известного профессора-хирурга Владимира Афанасьевича Караваева, уроженца города Вятки. В 1871 году после двух лет частной практики В. Г. Свистунов-Свисловский по рекомендации своего учителя Караваева поступил на службу в Вятскую губернскую земскую больницу, где два года был ординатором, а затем в течение 35 лет - старшим врачом. Кроме того, В. Г. Свистунов-Свисловский был директором фельдшерских курсов, директором и врачом детского приюта ведомства императрицы Марии, врачом Прозоровского детского приюта благотворительного общества, врачом Александровского реального училища и врачом колонии малолетних преступников. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стоял во главе вятского отряда Красного Креста, который работал на азиатском театре военных действий. Был награжден орденами св. Станислава и Анны 2 ст., почетными знаками Красного Креста и ведомства императрицы Марии.
Василий Григорьевич был большим общественным деятелем. Он состоял членом общества врачей города Вятки и некоторое время его президентом. Общество врачей открыло в Вятке бесплатную лечебницу, где члены общества по очереди вели прием больных. Кроме того, общество проводило в Вятке публичные лекции по медицинским вопросам, Свистунов-Свисловский читал лекции по хирургии. Многочисленные сообщения о значительных случаях в хирургической практике были им опубликованы в отчетах общества.
Начало службы В. Г. Свистунова-Свисловского в Вятке почти совпало с учреждением земства в Вятской губернии. В 1867 году губернская больница была передана в ведение губернской земской управы. В каком состоянии находилась губернская больница до земской реформы, свидетельствуют следующие данные: в 1867 году врачебный персонал больницы состоял всего из двух врачей, нескольких фельдшеров и одной акушерки. В 1867 году больница имела лишь два здания для помещения больных, небольшие деревянные дома для аптеки, прачечной, кухни и покойницкой. Даже для душевнобольных не было отдельного здания, они помещались в особой палате, для них полагалось 10 кроватей. В больнице помещались главным образом больные из военных и арестантов. Прочее население упорно избегало больниц и врачебной помощи. После земской реформы врачи получили возможность участвовать в обсуждении вопросов по улучшению медицинской помощи и вносить свои предложения. Василий Григорьевич постоянно и настойчиво заботился об улучшении больничного дела, встречая при этом сочувственное отношение со стороны губернского земства. Скромную губернскую больницу он расширил до размеров целого больничного городка. Губернская больница стала крупным медицинским учреждением с отделениями: терапевтическим, хирургическим, глазным, родильным, инфекционным и психиатрическим. При больнице с 1870 года действовали фельдшерские курсы. В 1884 году на усадьбе больницы появился собственный водопровод. В 1885 году городская дума уступила губернской больнице участок земли севернее Московской улицы - для устройства колонии и фермы для душевнобольных. Первое здание здесь было построено в 1885 году, двухэтажное каменное здание - в 1888 году. В 1895 году в губернской больнице было открыто глазное отделение. В 1904 году было построено каменное здание родовспомогательного отделения больницы на улице Преображенской. В том же году были переустроены на современный лад операционная и хирургическое отделение. В 1908 году в губернской больнице был устроен рентгеновский кабинет. При В. Г. Свистунове-Свисловском в больнице стали служить женщины-врачи. Признавая заслуги Василия Григорьевича в деле подготовки медицинского персонала, Вятское губернское земство учредило стипендию его имени, которая выдавалась лучшим ученикам фельшерских и акушерских курсов.
Василий Григорьевич оставил о себе добрую память у многочисленных пациентов, которым он никогда не отказывал в своей помощи. Скончался В. Г. Свистунов-Свисловский 23 мая 1909 года и был похоронен на Богословском кладбище города Вятки при многочисленном стечении народа. К сожалению, Богословское кладбище было уничтожено в 1950-е гг., не осталось следа и от могилы и памятника земскому врачу-подвижнику.
Вятка. Губернская земская больница
Адвокат Александр Прозоров в своих записках составил по памяти очень живые портреты многих жителей города Вятки. Среди таких словесных портретов в мемуарах Прозорова есть и рассказ о Василии Григорьевиче Свистунове-Свисловском. Поскольку разного рода анекдотические случаи запоминаются лучше всего, то и в книге Прозорова их довольно много. В рассказе о Свистунове-Свисловском он приводит четыре таких случая. Василий Григорьевич, как многие ученые люди, был близорук и носил очки, что однако не мешало ему быть умелым хирургом. Как человек с множеством должностей, сильно занятый, он постоянно был сосредоточен на своих мыслях, и оттого рассеян. Вот что писал А.А. Прозоров:
"Василий Григорьевич Свистунов-Свисловский, земский врач, позднее управлял губернской земской больницей, оператор* и терапевт, пользовался всеобщей любовью за свое внимательное и серьезное отношение к больному. Благодаря своей быть может сосредоточенности, быть может близорукости, был крайне рассеян, что прежде всего отразилось на его первой женитьбе. Были в Вятке два купца, не ведшие торговли, два брата Яков и Павел Афанасьевичи Караваевы**, жили они в разных домах. У Якова была племянница Аполлинария Алексеевна, а у Павла - дочь Полинька. Первая была девица довольно уже зрелого возраста, белая, румяная, но малообразованная; вторая, не скажу - заморыш, но довольно малокровная юная девица, слывшая за ученую умницу, постоянно занятая чтением. Обе девицы вели домашний образ жизни, в обществе не появлялись. Первая - за неимением средств, вторая - за привязанностью к книгам. Последнюю довольно часто навещал Свистунов-Свисловский, рассуждал с ней, и она пленила его своей начитанностью. Бывал он и у Якова Афанасьевича. Задумав жениться и сделать предложение начитанной, но сидя у Якова Афанасьевича, он сделал предложение его племяннице.
Сообразил ли он свою ошибку позднее или по настойчивости не хотел изменять, или стеснялся отказаться, но свадьба по тому времени была оригинальная: утром в отдаленной церкви после обедни без публики, и молодые после венца разошлись по своим квартирам. Позднее они жили совместно в продолжении недолгого времени, так как по образованию и по потребностям были чужды друг другу, а потому вновь разъехались. Она скоро умерла, а он отправившись путешествовать и будучи в Киеве у своего приятеля, вел беседу, во время которой последний предложил Свисловскому жениться, для чего рекомендовал ему свою родственницу, хохлушку, брюнетку со жгучими глазами. Соглашение последовало и брак состоялся. Анна Михайловна оказалась премилой женщиной и супругой, и когда он дожив до старости умер, она с достоинством похоронила своего супруга.
Про его сосредоточенность и вследствие сего рассеянность ходило немало рассказов. Так, возвращаясь однажды зимою домой с какого-то торжества или заседания, он почувствовал, что руки его застыли, что обыкновенно не бывало, так как он всегда ходил в старой енотовой шубе, пряча руки в противоположный рукав. Через полчаса раздался басовый голос с вопросом: "Дома ли Василий Григорьевич?" Входя в переднюю, Свисловский увидел дьякона, державшего его енотку и заявившего, что "Вы, Василий Григорьевич, по ошибке одели мою рясу***, а я принес вашу енотку для обмена".
В другой раз, желая сделать визит губернатору, он надел новые брюки, и когда был готов, говорит жене: "Едем". Та говорит, что еще рано, всего 10 часов. Тогда он пошел в кабинет заниматься и из предосторожности надел старые брюки. В 12 часов супруга заявила: "Василий Григорьевич, пора ехать". В кабинете началась возня. Он заявляет, что новые брюки пропали. Поднимается в квартире розыск, но после тщательного розыска супруга замечает, что у него из-под старых коротких брюк выставляются новые, на что она обращает его внимание: "Василий Григорьевич, да они на Вас". Он забыл, что надевая из предосторожности старые, надел их на новые брюки, чего не заметил.
Подобных рассказов накопилось немало. Был у нас доктор Праздников****, милый сердечный человек, хороший диагност, но с больным сердцем и одержим боязнью пространства, почему ездил всегда в сопровождении своей супруги, обычно ожидавшей его в экипаже у ворот пациента. Однажды Свисловский, будучи на консультации с Праздниковым, вышел от больного ранее и видя у подъезда лошадь, направился прямо к ней, предполагая, что в экипаже его супруга. Толкает Праздникову в бок и говорит: "Аня, подвинься". Та, удивленная, говорит: "Василий Григорьевич, что с вами?" Только тогда он сообразил свою ошибку. Не раз случалось, что он ошибался этажом, попадая не в ту квартиру, натыкался неожиданно на пикантные сцены, на которые он не обращал внимания, но которые становились баснями во языцех. Несмотря на свою рассеянность, он был прекрасный, серьезный, вдумчивый врач и оператор" (Прозоров. Город Вятка и его обыватели: мемуары. Киров, 2010. С. 127-128).
Примечания:
* Оператор - в данном случае - врач-хирург, производящий операции.
** Яков и Павел Афанасьевичи Караваевы - вятские 2-й гильдии купцы, торговали мануфактурными товарами.
*** "Вы, Василий Григорьевич, по ошибке одели мою рясу" - у рясы широкие рукава, оттого и мерзли руки у В.Г., привыкшего к енотовой шубе с обычными узкими рукавами.
*** Праздников Александр Михайлович - врач, ординатор Вятской губернской земской больницы.
Вятка. Губернская земская больница