Так могла бы выглядеть Театральная площадь

Apr 05, 2018 17:57

Театральная площадь города Кирова могла бы выглядеть по-другому: посреди восточного сквера, любимого места отдыха кировчан, мог бы помещаться не фонтан, а памятник С. Кирову.
Такого рода центральные площади в 1930-е годы проектировались и строились в большинстве городов бывшего СССР. По периметру площади размещались здания облисполкома и обкома, театр, совпартшкола или институт, жилые дома для работников того же обкома. Все эти здания украшались помпезными фасадами в стиле "сталинского неоклассицизма" - с колоннадами, арками, скульптурой. В центре площади обыкновенно устраивался сквер, а рядом со зданием обкома ставили гранитный или бронзовый памятник Ленину (Сталину или Кирову). Можно подумать, что я описываю Театральную площадь города Кирова. Нет, таков облик центральных площадей во многих областных и республиканских столицах бывшего СССР. Для районного центра (статус пониже - дым пожиже) на главной площади полагались соответственно: здание райкома, дом культуры или клуб, здание техникума или школы, несколько жилых домов и конечно же памятник Ленину (Сталину, Кирову) - только не в бронзовом, а в типовом бетонном исполнении.



Г. Арапов (скульптор), Е. Кутырев (архитектор), Г. Гаврилов (архитектор). Рисунок.
Вид Театральной площади в г. Кирове с памятником Кирову. 1955 г. МВЦ РОСИЗО

 В 1934 году, после убийства Сергея Кирова, город Вятка, прозябавший до этого пять лет в статусе райцентра Горьковского края, получает новое имя и одновременно становится центром нового Кировского края. Согласно положению краевой столицы облик города должен был преобразиться - конечно не полностью (жилые рабочие окраины в эти планы не входили). Планировали построить несколько больших общественных зданий. То, что было построено из запланированного, у всех на виду: Центральная гостиница, театр, кинотеатр "Октябрь", Центральный универмаг, управление НКВД, Дом советов, несколько школ и многоквартирных жилых домов в центре города, несколько заводов в северном промышленном районе ("Искож", КУТШО, мясокомбинат). Город, население которого в 1930-е годы резко выросло, нуждался во многих социальных и инженерных объектах. Крайне нужны были: новая электростанция, новый водопровод, канализация с очистными сооружениями, новый железнодорожный вокзал, капитальный мост через реку Вятку, общественный транспорт (собирались строить трамвайные линии) и жилые дома. Но Дом советов и здание управления НКВД для советского начальства оказались важнее вокзала, моста и канализации. И конечно же, по мысли советского начальства следовало "очистить" город от "очагов дурмана", то есть церквей. Вот с этим делом справились очень успешно, ломать - не строить.



Г. Арапов (скульптор), Е. Кутырев (архитектор), Г. Гаврилов (архитектор). Рисунок.
Памятник Кирову на Театральной площади г. Кирова. Главный фасад. МВЦ РОСИЗО

Главным местом приложения сил и таланта советских архитекторов стала Театральная площадь. До войны здесь успели построить театр, жилой дом облисполкома, здание совпартшколы, частично - Дом советов (возвели коробку, и всю войну Дом советов простоял недостроенным). Разумеется, на главной площади города Кирова должен был стоять памятник Кирову. По замыслу архитектора Громаковского памятник Кирову следовало поставить на вестибюле Дома советов (вестибюль исполнял роль постамента). Но началась война, и установку памятника отложили до лучших времен. Громаковский ушел на фронт и погиб. После войны над планом реконструкции площади работал архитектор Козлов. По его идее памятник Кирову следовало поставить перед театром, лицом на юг к улице К. Маркса. В 1949 году достроили Дом советов, снесли на площади старые дома, устроили два сквера. В центре восточного сквера (где должен был стоять памятник) соорудили фонтан.
 Составить проект монумента Кирову поручили скульптору Г. Арапову, архитекторам Е. Кутыреву и Г. Гаврилову. Работа над памятником сильно затянулась, тем временем кировчане привыкли к фонтану. Первый фонтан в сквере был скромным: круглая бетонная чаша, в центре чаши - большое сопло и несколько трубок поменьше. Но даже такой незатейливый фонтан оказался куда человечнее большого памятника на высоком постаменте.



Город Киров. Фонтан на Театральной площади. 1955 год. Фото А. Скурихина

Между прочим, Арапов рассматривал несколько вариантов места установки памятника. В начале 1960-х гг. в городе Кирове велась реконструкция Привокзальной площади (и наконец-то был построен новый вокзал). Арапов предлагал поставить памятник в центре Привокзальной площади, на месте нынешней автостоянки и пешеходного перехода.



Г. Арапов (скульптор), Е. Кутырев (архитектор), Г. Гаврилов (архитектор)
Генеральный план Привокзальной площади в г.Кирове. МВЦ РОСИЗО

В это же время велась реконструкция Октябрьского проспекта. Фонтан на Театральной площади решили оставить - по настоятельным просьбам кировчан, а памятник соорудить на перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Воровского. Открытие памятника Кирову на Октябрьском проспекте состоялось 6 ноября 1966 года.
 Театральную площадь все-таки не минула участь быть "украшенной" монументом. В 1970 году в Советском Союзе широко праздновали 100-летний юбилей Ленина. В дополнение к уже существовавшим бесчисленным памятникам вождю сооружалось множество новых. В городе Кирове определили поставить памятник Ленину в сквере перед Домом советов. Его открытие состоялось в сентябре 1970 года.
 У меня вопрос к читателям: как вы считаете, сквер с памятником Кирову вместо фонтана выглядел бы лучше или вас устраивает его нынешний вид? Что лучше - фонтан или памятник?



Г. Арапов (скульптор), Е. Кутырев (архитектор), Г. Гаврилов (архитектор). Рисунок.
Общий вид памятника Кирову на Театральной площади г. Кирова. 1955 г. МВЦ РОСИЗО

Изобразительное искусство, kirov, Улицы и площади

Previous post Next post
Up