Вятка. Билет 3-го класса пароходства Тырышкина, 1894 год

Feb 12, 2018 20:12

 Разница в путешествии на пароходе по билетам 1, 2 и 3 класса была весьма существенной. Как правило, каюты 1-го класса были двухместными (с двухъярусной кроватью), каюты 2-го класса - четырехместными. Каюты подразделялись на мужские, дамские и отдельные. Сама каюта была небольшой, с узкой дверью, из всех удобств имелся умывальник. Пассажир 1-го класса мог выкупить оба билета и наслаждаться путешествием в одиночестве. На двухпалубных речных пароходах каюты 1-2-класса помещались обыкновенно на верхней палубе, ближе к центру судна - здесь меньше был слышен шум машины и колес. Многие пароходы были буксирно-пассажирскими (т.е. буксировали в пути баржу). Шли они медленно и довольно долго стояли на больших пристанях. Можно было сойти с парохода, прогуляться, осмотреть город (или село). Большинство пассажирских пароходов к началу ХХ века освещались электричеством, а каюты 1-2-го класса в холодное время отапливались паром. На пароходах были буфеты, где можно было пообедать, и библиотека, где можно было взять книги и свежие газеты. О комфорте для пассажиров 3-го класса говорить не приходится - помещались они на палубе под тентом. Это были спартанские условия! Впрочем, не все пассажиры 3-го класса путешествовали по несколько дней. Кто-то плыл из Вятки до Орлова или до Котельнича (утро-вечер). Кстати, и пассажиры 1-2 классов большую часть дня, если погода была хорошей, старались проводить на палубе, а не в душной каюте.



Билет (№2270) 3-го класса на пароход "Отец"
пароходства Тырышкина, 14 июля 1894 года.

Разница в ценах на билеты была примерно такой: билет 2-го класса стоил в два раза дороже 3-го, 1-го класса - в три раза дороже 3-го. К примеру, билет от Вятки до Казани "Товарищества Вятско-Волжского пароходства" в 1910 году стоил:
 3-го класса - 3 р. 75 к.,
 2-го класса - 9 р. 80 к.,
 1-го класса - 12 р.60 к.
Была еще удешевленная такса - до спада воды, т.е. не позднее 1 июня (самое лучшее время на Вятке):
 3-го класса - 2 р. 30 к.,
 2-го класса - 5 р. 90 к.,
 1-го класса - 7 р. 60 к.
 От Вятки до Казани пароход шел 4-5 суток, от Казани до Вятки - 7-8 суток. Путешествие на пароходе из Вятки до Москвы (2 недели) было целым приключением. Летом (после спада воды в начале июня) билет был дороже, а условия хуже. Пароход мог застрять на мели или надолго остановиться у переката, ожидая прохода каравана. Иногда осуществлялась пересадка пассажиров - из Казани плыли на большом пароходе, а на реке Вятке пересаживались на плоскодонный. Для детей 5-10 лет действовала 50% скидка; дети до 5 лет провозились бесплатно, если не занимали отдельного места. Интересно, что возраст детей определяли на глазок. Естественно, возникали споры. Такие споры решал капитан, приглашая двух-трех посторонних пассажиров (как они скажут - так и будет). Кстати, с 10 лет детям можно было путешествовать самостоятельно, без сопровождения взрослых.

 В советское время обыкновенно добавляли, что 1-м классом путешествовали богатые, а бедняки 3-м классом. Именно так, но с одной оговоркой. После 1917 года 1-2-3 классы билетов никуда не делись. Ведь пароходы-то после октября 1917-го остались те же, дореволюционные. Если на пароходе (или теплоходе) не каждый из нас путешествовал, то уж на поезде ездил всякий. И все знают разницу между плацкартным вагоном (3-й класс), купе (2-й класс) и люксом (1-й класс). Более того, после 1917 года лучшие и самые комфортные вятские пароходы - двухпалубные "американского типа" - с реки Вятки были переведены на Волгу. А ведь эти пароходы по сути принадлежали вятчанам - пароходство приобретало их на прибыли от продажи билетов.
 На реке Вятке было три парохода с названием "Отец". Первый (постройки 1875 г.) принадлежал купцу Якову Алексеевичу Прозорову, он был продан на Волгу. Второй (постройки 1893г.) принадлежал Якову Фомичу Тырышкину. Третий (1900 г. постройки) принадлежал торговой фирме "Наследники коммерции советника И.В. Александрова") - позднее, с 1932 г., он назывался "Плеханов".
 Стальной колесный буксирно-пассажирский пароход "Отец" для пароходства Я.Ф. Тырышкина был построен в 1893 году на заводе Струве в Коломне. В 1901 году три вятских пароходства - Булычева, Тырышкина и Александрова - объединились под общей фирмой "Товарищество Вятско-Волжского пароходства". С 1902 года "Отец" вошел в состав флота "Товарищества". В том же году переименован в "Учредитель" (для отличия от другого вятского парохода с названием "Отец"). В мае 1918 года пароход национализирован. 12 августа 1918 года вышел из Вятских Полян к Шурме, 16 августа высадил в Шурме красный десант для подавления восстания Степанова. В начале сентября того же года вернулся в Вятку. В мае 1919 года пароход был мобилизован для военных нужд, переоборудован в Аркульском затоне в речную канонерскую лодку, переименован в "Террорист", участвовал в боях на Вятке и Каме. В сентябре-октябре 1919 года вооружение с парохода было снято, он возвратился на Вятку. В 1935 году пароход был перестроен в буксир и переименован в "Арктику", в 1938 году сдан Волжскому нефтеналивному пароходству - буксировал баржи с нефтепродуктами. В годы Великой Отечественной войны работал на военных и хозяйственных перевозках по рекам Каме и Волге. В 1967 году списан и разобран.
----------------
Дополнение. Нашлась фотография билета 3-го класса советского времени (1942 год)



vyatka, Река Вятка, Учреждения и предприятия

Previous post Next post
Up