Вятское епархиальное женское училище. Часть 3-я, учеба и быт воспитанниц

Jan 31, 2018 19:35

  В этой заметке я постараюсь описать жизнь воспитанниц епархиальных училищ: каков был их распорядок дня и прочее.
В первый класс училища принимали девочек не моложе 9 лет, умеющих читать и знающих общеупотребительные молитвы ("Царю Небесный - Отче наш", "Богородице Дево радуйся").
  Воспитанницы училища жили в общежитиях в здании училища, или у родителей, или на квартирах у благонадежных лиц - по доверию родителей. На жительство в училище без взноса платы принимались сироты местного духовенства, а также дети бедных священно- и церковнослужителей. Все прочие принимались со взносом платы.
  Итак, в семь часов утра воспитанницы, которые жили в общежитии, вставали, затем умывались, причесывались, одевались и заправляли свою постель. Спальни (дортуары) были общими, на 5-10 человек, иногда больше. Как правило, комнаты старших воспитанниц были с меньшим числом мест. Рядом с кроватью стояла тумбочка с личными вещами и бельем. Воспитанницы сами, по очереди, ежедневно наводили порядок в своей комнате - подметали, мыли пол, стирали пыль. Спальни должны были содержаться в безупречном порядке, утром и вечером их следовало проветривать. Температуру воздуха в спальнях следовало поддерживать от 15 до 18 градусов (так - в инструкции учебного комитета Синода, возможно здесь указана температура в градусах Реомюра).
  Одевшись и приведя себя в порядок, все воспитанницы шли в столовую, где выслушивали утренние молитвы, а затем завтракали.
Воспитанницы поочередно несли дежурство на кухне, на день дежурства они освобождались от учебных занятий. Воспитанницы помогали кухарке готовить, сами собирали на стол и подавали кушания в столовой. Дежурные по кухне из старших классов вставали очень рано - в пять часов утра, в праздники иногда и раньше: надо было успеть приготовить завтрак. Как сказано в уставе училищ, "пища дается воспитанницам простая, но питательная, из свежих припасов, в достаточном количестве - при завтраке, обеде и ужине" (1, с. 60). Простая и питательная пища по тому времени - это хлеб, щи, каша, квас. Угощения, мясная пища были только по большим праздникам. Завтракать (также обедать и ужинать) дозволялось только в столовой; приносить хлеб, пироги или еще что-то съестное в спальни и в классы не дозволялось. В это время приходящие ученицы (которые жили в доме родителей или на квартирах) вставали, завтракали и шли в училище. К началу занятий (за 15 минут до звонка) они должны были находиться в классах.



Вятское епархиальное женское училище. Выпуск 1913 года. Фотографии С.А. Лобовикова.
Любопытно, что на всех общих фотографиях мы не видим ни одной женщины в платке - ни воспитанницы училища, ни воспитательницы платки не носили. Платок как якобы обязательный головной убор для православных женщин - это выдумка современных малограмотных попов, не знакомых даже с историей собственной церкви.

  У всех воспитанниц была одинаковая форменная одежда. Верхнюю одежду (плащ-накидку и зимнее пальто) следовало иметь темного цвета (темно-серого или черного), скромного и однообразного покроя. Свой костюм воспитанница должна была содержать в чистоте и всегда выглядеть опрятно. Воспитанницы сами себе шили и чинили белье и платье. В будние дни воспитанницы носили длинное темного цвета платье с высоким глухим воротником и фартук черного цвета, для праздничных дней были белый фартук и белая пелерина. Причесываться следовало гладко, цветных гребенок и лент не полагалось. В здании училища или на улице воспитанницам следовало ходить спокойно, младшие воспитанницы выстраивались парами.
  После завтрака все шли в классы, занятия начинались с 9 часов. Преподавателями в училище состояли профессора духовной семинарии и учителя гимназий. В день было всего три урока. Поскольку преподаватели училища были очень заняты - в училище и в других школах, то в расписании почти всех классов были "окна" (часы без уроков). В эти часы воспитанницы, сидя в классе, повторяли уроки или занимались рукоделием. Кроме того, старшие воспитанницы в эти часы проводили уроки для младших.
  При входе в класс преподавателя (а также начальницы или другого почетного посетителя) воспитанницам следовало встать для приветствия, садиться следовало только после разрешения. В начале и в конце каждого урока дежурная воспитанница читала краткую молитву ("Царю Небесный" и "Достойно есть"). Наведением порядка в классах занимались сами воспитанницы. В классе за партами все занимали определенные места, менять их по собственному выбору не разрешалось. Воспитанницам во время уроков нельзя было не только шуметь, шептаться или делать подсказки, нельзя было даже сидеть в небрежной позе. Приносить в классы вещи и книги, не относящиеся к учебным занятиям, не дозволялось. Учебники следовало беречь, записи в тетрадях делать аккуратно. Учитель спрашивал, рассказывал урок, давал домашнее задание. При ответе, даже кратком, воспитанницам следовало вставать.
  Некоторые преподаватели при ответах требовали дословного повторения текста учебника, однако такие строгости не поощрялись. В правилах учебного комитета Синода сказано, что учащимся следует заучивать наизусть только точные определения, цитаты из Священного Писания, научные формулы и т. п., а в остальном допускалось свободное изложение урока (с. 64). Учителю следовало требовать от учениц не механического заучивания текста, а его понимания - для этого следовало задавать дополнительные вопросы. При изъяснении предмета преподаватель был обязан держаться программы, утвержденной учебным комитетом Синода, и одобренного учебника. Для обозначения успехов и поведения учениц употреблялись следующие баллы: 5 - отлично, 4 - очень хорошо, 3 - хорошо, 2 - посредственно, 1 - слабо.



Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в саду. Фото нач.ХХ в.

Неучебными днями в течение года были воскресенья, большие праздники Православной Церкви, Царские дни, дни говения (поста перед причастием) и вакаций (каникул). Зимние каникулы следовали с 22 декабря по 7 января (старого стиля), летние - с конца июня по 15 августа. При окончании учебного года, перед летними каникулами, проводились экзамены. Успешные воспитанницы переводились в следующие классы, неуспешные оставлялись в том же классе на второй год. Воспитанницы, окончившие полный курс, получали право на звание домашних учительниц - по тем предметам, в которых они оказали хорошие успехи. В каждом классе училища могло быть не более 45 учениц. При большем числе открывались параллельные отделения класса (как и в наши дни - первый "А", "Б" и т. д.).
  В училище была своя библиотека, состоящая из учебных пособий и книг для чтения. По правилам Синода все выписываемые книги должны были поступать в библиотеку только после проверки их содержания преподавателями и начальством училища.
  После окончания занятий следовал обед (в 2 часа дня), затем при хорошей погоде, в любое время года - прогулка на свежем воздухе. В это время воспитанницам предоставлялась полная свобода бегать, резвиться, петь и играть. В уставе училищ сказано: "Должно наблюдать, чтобы воспитанницы непременно употребляли определенное время на отдых, прогулки, игры и упражнения, способствующие развитию и укреплению телесных сил" (1, с. 56). После обеда и отдыха, в 4 часа дня, у воспитанниц, живших в общежитии, начинались часы самостоятельных занятий и рукоделья, спевок (репетиций) училищного хора и различных послушаний по училищу (в саду, в больнице, в церкви). Все воспитанницы, кроме занятых на послушаниях, находились в классах. В это время от воспитанниц уже не требовали строгой дисциплины - можно было негромко разговаривать, переходить с места на место, нельзя было только сильно шуметь и мешать другим заниматься.
 Приходящие воспитанницы после уроков шли домой. Воспитанницы, которые жили на квартирах (не с родителями), обязательно должны были находиться дома после 6 часов вечера. Для проверки их несколько раз в месяц навещали воспитательницы. Исключение допускалось для воспитанниц, присутствовавших на вечернем богослужении накануне праздника в училищном храме. Посещение воспитанницами общественных собраний, театра и кинематографа разрешалось только с дозволения начальницы училища. Вне своих квартир воспитанницы всегда должны были ходить в форменных платьях.
  Вечером в 9 часов следовал ужин. Перед сном все шли в церковь училища и выслушивали вечерние молитвы. Затем воспитанницы шли в спальни и готовились ко сну. После звонка нельзя было зажигать свет, разговаривать, читать или как-то иначе нарушать тишину.



Воспитанницы Вятского епархиального женского училища в костюмах народов Российской Империи. Фото нач.ХХ в.

В воскресные и праздничные дни воспитанницы обязаны были присутствовать на богослужении в училищном храме. В церкви все выстраивались ровными рядами. Во время службы воспитанницы пели на клиросе и читали. Богослужения в церкви Вятского епархиального училища всегда отличались степенностью, строгостью и красотой. Дважды в год, Великим постом и перед Рождеством Христовым, все воспитанницы говели, исповедовались и причащались.
  При воспитанницах постоянно находились воспитательницы. Воспитательницы могли в любое время посещать комнаты, присутствовали на занятиях в классах, в церкви во время общей молитвы, в столовой во время трапезы, во дворе во время игр и отдыха подопечных. При нарушении порядка воспитательницы могли делать устные замечания. Воспитанниц, которые не слушали замечаний, воспитательницы "брали на карандаш", а затем докладывали обо всем начальнице училища. В случае серьезного проступка вопрос наказания решала начальница или совет училища. Воспитательницы (в идеале) должны были в одинаковой мере благожелательно относиться ко всем ученицам; особая приязнь или, наоборот, вражда не допускались. Конечно, среди воспитательниц одни были строгими и взыскательными, другие - более мягкими. Должность воспитательницы требовала немалого терпения и рассудительности. Кандидатки на место воспитательницы должны были иметь безукоризненную репутацию, достаточное образование и опыт в обращении с детьми. Они проходили испытательный срок - 6 месяцев, и только затем утверждались в должности. Как правило, воспитательницами становились лучшие выпускницы училища - по выбору начальницы. Поскольку должность была очень хлопотной, то воспитательницами обыкновенно были незамужние девицы или вдовы. Если молодая воспитательница выходила замуж, то, как правило, она покидала свой пост. Впрочем, круглые сутки в училище находились только дежурные воспитательницы.
  Допускались посещения воспитанниц, живущих в общежитии, родителями и родственниками в неучебное время. С разрешения начальницы училища допускался выход из училища воспитанниц в воскресные и праздничные дни.



Аттестат выпускницы Вятского епарх. женского училища Никольской, 1889 год

Учебными предметами в епархиальных женских училищах были Закон Божий, русский и церковно-славянский языки и русская словесность, арифметика, чистописание, рисование, церковное пение, рукоделие, география (с 2 класса), история всеобщая и русская (с 4 класса), физика (с 5 класса), геометрия и педагогика (в 6 классе). О последнем предмете следует сказать особо. Педагогика в программу старшего класса епархиальных училищ была введена в 1866 году. В те годы многие выпускницы епархиальных училищ становились учительницами церковно-приходских и земских начальных школ. Столь полезная деятельность выпускниц была сразу одобрена Синодом. Чтобы облегчить выпускницам училищ труд обучения детей и сделать его еще более успешным, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой внес предложение о преподавании в старших классах училищ начал педагогики. Практикой по предмету должны были стать занятия, на которых старшие воспитанницы занимались обучением младших.
  Позднее при епархиальных училищах стали открываться образцовые начальные школы, учительницами в этих школах были воспитанницы старшего класса. Такая образцовая школа была открыта и при Вятском епархиальном училище в 1885 году. По этому поводу в заметке "Вятских епархиальных ведомостей" сказано: "Школа предположена одноклассная, с курсом двухгодичным, без платы за обучение. 27 октября в воскресенье, после молебствия в училищной церкви, школа открыта, а со следующего дня началось учение. Поступило в школу 19 девочек из детей городских жителей, в возрасте от 7 до 12 лет" (2, с. 626).
С 1880-х гг. в программах училищ появляется еще одно новшество - 7-й дополнительный класс. В этот класс могли поступать все выпускницы училища по собственному желанию. В 7-м классе главным предметом была педагогика. Каждая ученица класса выбирала для себя как специальность один из предметов начальной школы (арифметику или русский язык). Со второго полугодия ученицы 7-го класса приступали к преподаванию в низших классах училища и в образцовой школе. Позднее был введен и второй дополнительный класс (8-й). Многие выпускницы Вятского епархиального училища становились учительницами сельских школ. По сути епархиальное училище было прообразом педагогического института.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Литература:
1. Устав епархиальных женских училищ. Пенза, 1880.
2. Вятские епархиальные ведомости. 1885, №22.

vyatka, Духовенство, Учебные заведения, old photo

Previous post Next post
Up