Вятское епархиальное женское училище. Часть 2-я, устав 1863 года

Jan 29, 2018 18:10

  Поскольку до 1868 года единого устава для епархиальных женских училищ еще не было, то для вятского училища при его открытии, в 1863 году, был принят собственный устав ("Положение о Вятском училище для девиц духовного звания"). Устав этот интересен тем, что в нем отразились особые пожелания вятского духовенства в отношении устройства училища для своих дочерей. Как можно увидеть далее, взгляды вятского духовенства на женское образование были весьма гуманными и рациональными.
  К примеру, в уставе намечалось, что на занятиях по арифметике воспитанницы будут получать основные сведения из геометрии, физики, естественной истории, астрономии, геологии и химии. По данному пункту епископ Агафангел в обращении к Синоду сообщал: "Поелику странно было бы в женщине, систематически образованной, встретить неведение относительно самых обыкновенных предметов и явлений природы, незнание например того, что такое дождь, молния, солнце, луна, что такое квадрат, конус и прочее, то Положением вятского училища девиц духовного звания предполагается со знанием арифметики сообщить девицам некоторые сведения из геометрии и естественных наук" (1, с. 34).
  Далее, в уставе намечалось, что кроме основных общеобразовательных предметов воспитанницам будут преподавать:
 - основные правила по уходу за детьми, порядок ухода за больными, сведения о лекарственных растениях Вятского края;
 - рукоделье, в особенности - кройку, шитье и вязанье домашних вещей и одежды;
 - основные сведения по ведению домашнего хозяйства: поваренное искусство, правила заготовки и хранения съестных припасов, правила по уходу за домашним скотом и птицами, огородом и садом; в этом пункте было сделано примечание, что при училище должны быть устроены сад с огородом, хлев и птичий двор;
  - в качестве факультативных предметов (за отдельную плату) рисование, церковную живопись, музыку и один из иностранных языков, французский или немецкий.



Вятское епархиальное женское училище, фото 1905-1914 гг.
Обратите внимание: ни воспитанницы училища, ни воспитательницы платок на голове не носили. Старушачий платок как обязательный головной убор для православной женщины придумали современные неграмотные попы, не знающие даже историю своей родной церкви. Sic!

  Как видно из списка, программа училища была намечена довольно обширной. Конечно, она уступала программе женской гимназии, где в числе прочих обязательных предметов был французский язык. Однако, в программе епархиального училища было больше предметов практических. Здесь нужно пояснить весьма существенную разницу между гимназией и епархиальным училищем. Женская гимназия принадлежала городу Вятке, в числе ее воспитанниц большинство составляли дочери чиновников, купцов, городского духовенства и мещан - то есть это было учебное заведение для горожанок. Епархиальное женское училище принадлежало всей Вятской епархии. Большинство духовенства епархии было сельским, потому и воспитанницы училища по преимуществу были дочерьми сельских пастырей. Представим себе вятское село XIX века. Суровый климат, долгая зима. Население, рассеянное по глухим деревням, отстоявшим иногда от церкви на полсотни верст. Бедный сельский храм с безыскусными иконами и холщовыми ризами. Наконец, домашнее хозяйство сельского священника, по своей простоте почти ничем не отличающееся от крестьянского. Такими условиями и диктовалось содержание программы епархиального училища. Для лучшего пояснения приведу небольшую цитату из "Мертвых душ" Николая Гоголя. Писатель с большой иронией изобразил взгляды на женское образование русских дворян и чиновников: "В пансионах три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейной жизни, фортепиано - для доставления приятных минут супругу, и наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и сюрпризов". Французский язык и фортепиано для своих дочерей сельские священники видели если не излишними, то не обязательными предметами. Воспитанниц училища обучали не только вязанию кошельков, а ведению домашнего хозяйства в целом.
  Родителям и родственникам разрешалось забирать воспитанниц, которые жили в общежитии училища, к себе на дом в неучебное время. Здесь требуется небольшое пояснение. Женские школы в России вплоть до середины ХIХ века носили характер замкнутости, считалось необходимым изолировать девочку от семьи и общества. Вятское духовенство, напротив, посчитало необходимым как можно более смягчить этот пункт. Епископ Агафангел писал в обращении к Синоду: "Так как шестилетнее безысходное пребывание девиц в училище лишило бы их слишком дорогого в их возрасте блага - свидания с родителями и жизни в семействе, также ослабило бы связь девиц с семействами и с прежним бытом их, то Положением Вятского училища девиц духовного звания разрешается родителям и воспитателям брать девиц из училища к себе в дома в неучебное время, с непременным только условием, чтобы родители и воспитатели сами лично являлись для сего в училище" (1, с.33). На том же основании было решено дозволить обучение в училище и приходящим воспитанницам - которые будут посещать училище только в учебное время, а жить будут в доме родителей или на квартирах у благонадежных лиц. Последнее решение было сделано и в целях экономии, поскольку закрытые школы, в которых дети не только учатся, но и живут на полном обеспечении, всегда обходятся намного дороже. В качестве приходящих учениц дозволялось принимать в училище и девиц из прочих сословий.
 Учебные занятия в училище начинались в 8 или 9 часов утра, оканчивались в час или два пополудни. Урок длился не более часа, между уроками следовала перемена не менее 15 минут. В уставе отмечалось, что каждый день два-три раза воспитанницы должны иметь возможность проводить некоторое время в гимнастических упражнениях и активных играх - в доме или саду. О наказаниях в уставе сказано так: "Само собою разумеется, что никакие наказания не допускаются в училище, кроме внушений, замечаний и выговоров; последние притом делаются наедине" (1, с.19).
  Курс училища был определен в 6 лет (= 6 классов). Каждый класс должен был состоять из 40 воспитанниц, не более. В первый класс принимались девочки в возрасте от 10 до 12 лет. Штат казеннокоштных воспитанниц (которые содержались бесплатно) был определен в 50 человек - примерно по 8-10 девочек в каждом классе. При приеме казеннокоштных воспитанниц брались во внимание способности девочек, а также бедность родителей или сиротство поступающей. На содержание казеннокоштных воспитанниц выделялось по 50 рублей в год (2500 р. на всех). При училищном доме устраивались больница, кухня, баня и прачечная.




Главным начальником училища являлся епархиальный архиерей. Он назначал всех служащих при училище лиц, рассматривал и утверждал все важнейшие дела по училищному управлению.
  Управление училищем в первый период его существования, по сравнению с Уставом 1868 года, отличалось главным образом большей коллегиальностью. Такими руководящими коллегиальными органами были:
- Правление училища,
- Попечительный комитет,
- Педагогический совет.
  Правление училища состояло из начальницы, благочинного и смотрителя училищного дома. Начальница была прямой ближайшей главой школы. Должность благочинного подразумевала надзор за преподаванием наук (по сути это должность инспектора). Смотритель дома следил за исправностью всех построек на усадьбе училища. Правление, таким образом, наблюдало за порядком в училище по всем частям. Правление рассматривало все документы, поступающие на имя училища, и распоряжалось средствами училища. Правление решало все вопросы приема и увольнения воспитанниц, с утверждением их правящим архиереем.
    Для надзора за состоянием школы учреждался Попечительный об училище комитет. В его обязанности входило: проводить ежегодно ревизию экономического отчета (отчет составлялся правлением), присутствовать при экзаменах воспитанниц, всячески заботиться о всех нуждах школы - действуя как через Правление, так и непосредственным обращением к архиерею. В состав Попечительного комитета протоиереи и священники Вятской епархии избирали от четырех до шести лиц, на 4 года.
  Ежемесячно (не реже) в училище собирался Педагогический совет, состоявший из начальницы, благочинного, учителей и воспитательниц. В Совете рассматривались текущая успеваемость учениц. В начале каждого года Совет рассматривал расписание уроков.
  При училище учреждалась должность Почетного блюстителя по хозяйственной части - из лиц купеческого или дворянского сословия. В этой должности, к примеру, состоял Яков Алексеевич Прозоров - 1-й гильдии купец города Вятки, известный благотворитель. В 1880 году Я.А.Прозоров пожертвовал училищу усадьбу и особняк на Александровской площади (ул. Красноармейская,14). В здании разместились классы и спальни младших воспитанниц (2, с.110).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Литература:
1. Вятские епархиальные ведомости. 1863 год, №2, офиц. часть.
2. Вятка. Памятники и памятные места. Киров, 2002.

vyatka, Духовенство, Учебные заведения, old photo

Previous post Next post
Up