Вятский край и Пугачевский бунт.

Mar 01, 2016 21:16


"Батюшка Петр Андреич! Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцалуй  у злод...(тьфу!) поцалуй у него ручку".
В советское время Емельян Пугачев был превращен в икону, подобострастные историки сделали его кем-то вроде героя Советского Союза. И нет чтобы просто восхититься разгулом разбойника, как это сделал Пушкин в "Капитанской дочке". Все-таки могучий был человек Емельян Пугачев, широко погулял, много добра пограбил, много душ загубил! Но в советских изданиях о Пугачеве писали совершенную ерунду. Вот, к примеру: "Крестьянские восстания феодальной эпохи... имели огромное прогрессивное значение в истории нашей Родины" (1).
Каково же было это "огромное прогрессивное" значение Пугачевского бунта?
"Сам Пугачев в село Гольяны не заходил, а только послал туда своих казаков с требованием, чтобы жители встретили батюшку-царя. Местный священник Л.К., в церковном облачении, с иконами и со всем причтом вышел на большую дорогу и встретил Пугачева за 7 верст от села, близ деревни Забегаловой. Пугачев подъехал к нему в "царских доспехах", с многочисленной свитой, слез с лошади и поцеловал крест. Гольянское духовенство поднесло ему в дар от себя двухпудового осетра. Чудовище было привезено на лошади в огромном корыте. Оно было еще живо и плескалось. Пугачев подошел к нему и сказал: "Хорошо". С таким же почетом был принят Пугачев и в Ижевске, только чиновники заводские разбежались. В городе Сарапуле сам Пугачев не был, а послал сюда своего "полковника" Данила Широва; последний пробыл здесь пять дней, сдерживая своих казаков от буйства. После него остался отряд казаков во главе с атаманом Власовым. Теперь своеволию и буйствам казаков не было никакого удержа. Все дома обывателей, как богатых, так и бедных, были ограблены. Множество народу повешено. Женщинам нельзя было показываться на улицу, их оскорбляли, срывали с голов канаватные фаты* и обертывали ими свои ноги вместо онуч, даже обрезывали груди. Наконец, Власова сарапульцы ухитрились сжечь в бане, а казаков перебили..." (2).
В городе Хлынове во время бунта Пугачева произошел такой курьезный эпизод (как всегда - у вятских ни одно крупное в истории России событие без анекдота не обходится). Восстание застало Хлынов врасплох, старые укрепления давно сгнили и сгорели, земляной вал во многих местах осыпался. Стояли только три покосившиеся деревянные башни (Московская, Ильинская и Пятницкая), но помочь обороне они не могли. Если бы Пугачев двинулся к Хлынову, то город ожидала бы неминуемая погибель. В таких почти безвыходных условиях жители Хлынова придумали "хитрость". "Вятчане вздумали - это было зимой - воспользоваться своим земляным валом: натаскали на него снегу, снег обливали водой, на обледеневших снеговых стенках расписывали смолой решетки. Вятчане рассчитывали вероятно, что когда Пугачев подступит к их городу и увидит писаные смолой решетки, то почтет их за железные и пожалуй не решится на приступ. Эта выдумка внушена была находчивостью, которая составляет замечательную сторону в характере истинных вятчан и которая еще в старину изображена была в карикатурном виде в разных побасенках. Однако надежда на снеговые стены и рисованные решетки верно была слаба в сердцах вятчан, потому что когда во время ожидания Пугачева однажды ночью ударили в набат, вероятно по случаю пожара, то все бросились выносить и упрятывать свое имущество, думая что Пугачев уже подступил..." (3).

Примечания.
1. Очерки истории Кировской области. Киров, 1972. С.91.
* Канаватная фата - женский головной убор, платок из канавати - шелковой ткани, цветной и узорчатой. Старинная поговорка: "Голь перекатна, а фата канаватна".
2. Д.Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание прикамского края. Юрьев, 1904. С.67-68.
3. Несколько сведений из вятской хроники прошлых времен. Труды Вятской ученой архивной комиссии 1913 года. Выпуск I-II, отдел III. Вятка, 1913. С.3.

Вятский край, Музыка, Хлынов, Дней минувших анекдоты

Previous post Next post
Up