Ликбез. Вятская губерния. Монастыри и церкви, духовенство.

Mar 01, 2016 21:32

2. Много ли в Вятской губернии было монастырей и монахов?

Православных христиан в Вятской губернии в 1909 году числилось 3 210 162 человека - значительное большинство населения губернии (прим. 1). Монастырей на Вятской земле тогда же было 6 мужских и 7 женских. В 1909 году в них числилось: в мужских - 75 монашествующих, в женских - 132. К примеру, в самой известной обители нашего края - Трифоновом монастыре - в 1909 году жило 11 монахов и 7 послушников. Славившийся в старину своими богатствами, Трифонов монастырь к началу ХХ века стал обыкновенной скромной обителью. Главными источниками его дохода кроме народных пожертвований были: крестные ходы по губернии с почитаемыми иконами, сдача монастырских построек под квартиры горожанам и продажа участков на монастырском кладбище. В старинном Спасском мужском монастыре города Орлова в 1909 году жило 7 монахов и 9 послушников, в Крестовоздвиженском мужском монастыре города Слободского - 11 монахов и 5 послушников (2). В целом же по Вятской епархии на 1 человека в монашеском чине приходилось 15 500 православных жителей губернии. В течение 1909 года монашеский постриг в вятских монастырях приняли 3 человека, все - из крестьян. То есть, как и в любое иное время, монашество в начале ХХ века было редкостью и уделом единиц. При том значительная часть иноков и инокинь были выходцами из крестьянского сословия, то есть наши монастыри были по сути и по духу не правительственными и уж никак не дворянскими, а сугубо народными учреждениями.
 В 1760-е годы (при Екатерине II) монастырские и церковные земли были отобраны в казну (манифест "О разделении духовных имений..."). Большинство российских монастырей, в том числе и на Вятской земле, были закрыты. Но даже те старинные монастыри (действовавшие до манифеста Екатерины II) были в основном бедными. При открытии Вятской епархии на содержание епископа был отдан среди прочего Предтеченский монастырь города Котельнича. Судя по "Отказной книге 1658 года...", этот монастырь был почти нищим: "Ничтожное количество икон, также и книг, крашеный престол, медный потир, оловянные блюда, ризы и прочие одежды - все ветхие, столб вместо колокольни с маленькими колоколами..." (3).
К 1909 году 3 из 6 вятских мужских монастырей и 5 из 7 женских были новыми, созданными по народной инициативе в конце ХIХ - начале ХХ веков. Все эти новые монастыри не имели государственной поддержки (в отличие от старинных обителей). У новых монастырей не было ни древних святынь (почитаемых икон, мощей или могил праведников), ни славной истории. Однако, именно эти монастыри пользовались наибольшим почитанием народа. Содержались эти монастыри на народные пожертвования и за счет подсобного хозяйства (гостиниц, мастерских, ферм, пасек, мельниц). Вот, к примеру, описание Александро-Невского Филейского монастыря близ города Вятки в том же 1909 году: "Монастырь поражает деловитостью, хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменной стеной, в ограде два каменных корпуса, два храма и несколько деревянных домов. За оградой в приличном расстоянии от нее находятся две громадные гостиницы для богомольцев с отдельными довольно чистыми номерами; за ними также на довольно значительном расстоянии мельница и скотный двор. С западной стороны от ограды воздвигается постройка нового собора... Аромат леса и какая-то необычная для населенного места тишина придают особеную прелесть месту... Замечательно, что плата за помещение в номере и за услуги не принимается гостинниками на руки: богомольцы, каждый по своему усердию могут опускать в висящие тут железные кружки. От вознаграждения лично им гостинники также настойчиво и искренно отказываются..." (4). Как видно, этот молодой в то время монастырь представлял из себя образцовое хозяйство. Все насельники должны были старательно трудиться, чтобы содержать монастырское хозяйство в лучшем виде.



Филейский Александро-Невский мужской монастырь вблизи г. Вятки. Литография начала ХХ века.

3. Много ли в Вятской губернии было церквей и священников?

В 1806 году обер-прокурором Св.Синода были затребованы из Вятской епархии сведения о числе церквей и причта, о количестве церковной земли по приходам, о наличии домов для причта, о количестве прихожан, о доходе причта. Вятский епископ Гедеон (1805-1817) предоставил в Синод список всех приходов с перечислением всех просимых сведений. По переписи 1808 года в Вятской губернии насчитывалось 467 551 человек мужского пола (границы епархии были одинаковы с губернскими), стало быть общее население было близко к 1 млн. человек. В 1806 году в Вятской епархии насчитывалось 18 соборов и 320 церквей. В городе Вятке было 8 церквей, в Вятской округе (уезде) - 32 церкви. По своему составу приходы были неравномерны, от 600 прихожан обоего пола (в старинных городах) до 7 000. Были приходы очень многолюдные: приход Дмитриевской церкви Воткинского завода насчитывал до 10 700 прихожан, приход села Кичмы - до 9 300 душ обоего пола. В епархии было 14 протоиереев, 1 ключарь, 549 священников, 1 протодьякон, 336 дьяконов, 557 дьячков и 559 пономарей, 34 сторожа и звонаря, 24 певчих (при кафедральном соборе). Всего же 2079 человек - на миллион населения (5).

В 1909 году в Вятской епархии было 839 церквей (+ 27 монастырских), 705 часовен и молитвенных домов. Население губернии за сто лет ( с 1808 года) выросло почти в 4 раза (3 747 000 чел.), при том церквей стало больше в 2,5 раза. В 1909 году в православных храмах служило 1 256 священников, 597 дьяконов и 916 псаломщиков, певчих и сторожей (6). Вроде бы, на первый взгляд - очень много, но давайте разберемся в деталях. 1 256 священников - на 3 миллиона православных. Духовенство всех религий с семьями ( т. е. духовное сословие) по переписи 1897 года составляло 0,45% от населения Вятской губернии (7). Половина приходских церквей епархии были одноклирными - 362 из 659, то есть в них служили 1 священник и 1 пономарь. Таким образом, на одну церковь в Вятской епархии в среднем приходилось 3 700 прихожан, на одного священника - 2 500. Как и прежде, в епархии были и очень многолюдные приходы. В целом по Российской Империи положение было примерно таким же. В те же годы в Италии, где проживало 33 млн. человек (подавляющее большинство итальянцев - католики), было почти 69 тысяч католических священников, то есть 1 священник - на 500 человек.
 В уездах Вятской губернии, особенно северных, некоторые деревни отстояли от ближайшей церкви на 30 и даже на 50 верст. Поездка в церковь для некоторых крестьян была большим и редким событием, однажды или два-три раза в году. При многолюдных приходах большинство сельских церквей епархии были бедными и никаких сокровищ не имели. "Вспоминаются ряды сельских церквей: тусклая позолота, убогенькие подсвечники, разорванные минеи, глазетовые ризы, скудные библиотеки, жалкие колокола... Так скажут про большинство церквей " (8). Почти треть церквей и значительная часть часовен были деревянными, хотя замена деревянных храмов каменными шла уже более 200 лет, с начала XVIII века. При том статистика указывает и приоритеты в строительстве, сложившиеся к концу ХIХ века: к примеру, в 1896 году губернским строительным отделением было утверждено проектов на постройку: 5 церквей, 5 часовен и 3 мечетей, 30 школ, 8 больниц, 15 волостных правлений и 25 других разного рода зданий (9). Как видно, одних только школьных зданий в губернии в 1896 году было начато в постройке в шесть раз больше, чем церквей.

4. Участие духовенства в деле народного просвещения.

Существует мнение, что православное духовенство само было непросвещенным и противилось всякому просвещению среди народа. Однако на самом деле всё было ровно наоборот. Первым учебным заведением Вятского края была открытая еще при Петре Великом славяно-латинская школа, преобразованная позднее в Вятскую духовную семинарию. Это учебное заведение можно по праву назвать первым вятским университетом - столько знаменитых ученых во всех областях знания вышло из числа его выпускников. Множество врачей, учителей, земских деятелей, чиновников были выходцами из духовного сословия.
 Со времени открытия славяно-латинской школы в Вятской епархии духовный сан принимали как правило образованные кандидаты. Позднее стало обязательным, чтобы священнослужителями становились только выпускники духовной семинарии, а церковнослужителями - выпускники духовных училищ.
 В начале ХХ века епархиальные съезды вятского духовенства неоднократно высказывались за коренную реформу духовных школ. По мнению вятских священников учебную программу духовных семинарий следовало изменить в сторону более широкого общеобразовательного характера, наравне с гимназиями. Для специального же богословского образования предлагалось открыть дополнительные богословские курсы (годичные), куда могли бы поступать те, кто уже осознанно видел своим призванием священническое служение. Таким образом, само духовенство видело будущее духовной семинарии в виде обычного среднего учебного заведения с преобладанием светских предметов (математики, истории, географии, иностранных языков). Если разобраться - очень разумное пожелание. Невозможно отроку 10-ти лет или даже юноше 15 лет от роду с полной уверенностью сказать, желает ли он непременно стать священником или ему лучше все-таки заняться другим делом.
 Во второй половине XIX века все чаще в российском обществе поднимается вопрос о всеобщем начальном образовании. Грамотный крестьянин имел куда больше возможностей для успешного ведения своего хозяйства. Императорской армии были нужны грамотные призывники. Вместе с тем, период террора "Народной Воли" и пропаганды революционных идей ("хождение в народ") заставил правительство обратить более пристальное внимание на организацию народных школ. Церковно-приходские школы в России открывались и ранее, но 1880-е и 1890-е годы стали временем их наибольшего развития. По замыслу правительства церковно-приходские школы, наравне с школами земскими, должны были стать основой народного образования. В каждом селе была церковь, где служил священник, имевший среднее образование. Как правило, и жена священника имела диплом епархиального женского училища. Таким образом, священник и его супруга были уже готовыми учителями начальных школ. Специально для этой цели с 1884 года в Вятке при духовной семинарии и женском епархиальном училище существовали образцовые начальные школы, где учащиеся старших классов занимались педагогической практикой. Как правило, крестьяне доверяли своему священнику и охотно отправляли своих детей в церковную школу. В 1884 году были изданы "Правила о церковно-приходских школах", по которым непосредственное руководство такой школой возлагалось на приходского священника, а общее руководство школами - на епархиального архиерея. Преподавателями церковных школ могли быть и светские лица, имевшие звание учителя, но предпочтение отдавалось выпускникам духовных семинарий и женских епархиальных училищ. Школы по возможности могли быть как одноклассными (с двухлетним курсом обучения), так и двухклассными (с курсом 4 года).



Вятка. Здание церковно-приходской школы при храме Иоанна Предтечи, построено в 1901-1903 гг.

Другой приметой того времени были школы грамоты - учебные заведения самого простого типа. Священник собирал группу прихожан, детей или даже взрослых, и обучал их (чаще всего у себя на дому) чтению, письму и счету. Некоторые священники шли дальше: они поручали самым талантливым ученикам обучать своих родственников и односельчан. Некоторые священники в этом деле достигали поразительных успехов, за несколько лет успевая обучить грамоте и счету почти весь приход.
За четверть века, к 1909 году православным духовенством в Вятской губернии было открыто 905 школ: 799 церковно-приходских и школ грамоты, 57 миссионерских, 49 школ братства св. Николая. В церковных школах края в 1909 году было 40 184 учащихся, в основном - крестьянских детей (10). Многие крестьяне, особенно среди нерусских народностей, имели возможность получить начальное образование только в церковно-приходских и миссионерских школах.
 Немалую услугу в деле народного просвещения оказывали проводимые по инициативе священников народные чтения. После воскресной службы священник или сельский учитель собирали крестьян в подходящем помещении (в школе или своем доме), брали книгу и читали вслух, а затем чтение переходило в беседу. В начале ХХ века такие чтения часто сопровождались демонстрацией "туманных картин" с помощью "волшебного фонаря" (диапроектора того времени). Со временем такие чтения часто обращались в воскресные школы с преподаванием общеобразовательных предметов.



Н. П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895 год.

При многих церквах священники открывали библиотеки для народа. Одной из трех значительных общедоступных библиотек в Вятке в начале ХХ века была епархиальная библиотека-читальня. К примеру, в 1908 году епархиальную библиотеку посетило 15 337 человек, им было выдано 28 617 книг (11). Вот как описывается епархиальная библиотека в Памятной книжке Вятской губернии на 1906 год: "За 1904 год в библиотеку поступило 720 названий в 537 томах, в том числе пожертвовано 135 томов. Всего состояло 5 815 названий в 8 158 томах; выписывалось 20 духовных, 21 светский журнал и 7 газет; имеются 33 альбома и 283 отдельных снимка церквей епархии и др.; подписчиков 566, из них 415 составляют учащиеся разных учебных заведений; книг выдано 20 312, более прошлого года на 4 579, на каждого читателя до 36 книг; читальню посетили 13 128 человек, более прошлого года на 4 862; на содержание библиотеки поступило 2 257 руб. 17 коп., в том числе 17 почетных членов дали 950 рублей и до 23 благочиний вступили в члены библиотеки; священник В. Тихоницкий устроил для библиотеки электрическое освещение за свой счет. Эти цифры показывают, между прочим, что духовенство идет навстречу потребности к чтению, в особенности для учащихся, при том - всех без различия учебных заведений. При библиотеке начинает образовываться нечто вроде музея или древлехранилища: есть несколько интересных коллекций и много альбомов" (12).



Вятка. В читальном зале епархиальной библиотеки. Фото начала ХХ века.

Вместе с сельскими врачами и учителями священники старались искоренить дремучие крестьянские суеверия. Больницы и правильная медицина часто были для крестьян непривычным и страшным новшеством, а многочисленные знахари старались поддерживать суеверие, что врачи "не лечат, а калечат". Часто именно священники своим авторитетом убеждали крестьян обращаться в больницы к врачам, а не заниматься знахарством. Священники убеждали своих прихожан не противиться прививкам, звать на роды акушерку, а не бабку-знахарку. Во время эпидемий и эпизоотий священники уговаривали крестьян не противиться действиям санитарных отрядов, а напротив - помогать им и исполнять все их указания.
 В силу исторически сложившихся обычаев священнослужитель являлся непосредственным участником во всех наиболее важных случаях в жизни крестьянина. Ни радость, ни горе в каждой семье не обходились без священника. Как духовники и наставники своих прихожан священники имели на них громадное влияние. Если где-то закрывались кабаки, меньше становилось преступлений, если появлялись зажиточные хозяева и хорошо устроенная сельская школа, то почти всегда это было заслугой доброго священника. К примеру в составе комитетов о народной трезвости Вятской губернии в 1902 году первое место принадлежало духовенству - 198 человек (13).
 Сельские священники по образу жизни мало чем отличались от крестьян. Они обрабатывали церковную землю, держали домашний скот, разводили пчел. Это еще больше сближало сельских пастырей с крестьянством. Священники часто становились первыми пропагандистами рациональных методов ведения хозяйства. Прослуживший 30 лет в церкви села Сернур Уржумского уезда священник Епифаний Саввич Гусев (1791-1872) завел большую пасеку. Он придумал рамочные улья особой конструкции и собственный метод искусственного вывода пчелиных маток. Епифаний Гусев участвовал в сельскохозяйственных выставках в Вятке и Петербурге, имел множество наград, являлся почетным членом нескольких научных обществ. За беспорочное служение престолу он был назначен благочинным своего округа, среди прихожан отец Епифаний имел непререкаемый авторитет. По его примеру и крестьяне окрестных сел стали заводить свои пасеки. Наследники отца Епифания передали пасеку опытной сельскохозяйственной ферме, которая получила название Епифаньевской (14). Епифаньевскую ферму упоминает в своих воспоминаниях поэт Николай Заболоцкий, детские годы которого прошли в селе Сернур.



Петр Коровин. Крестины. 1896 год.
----------
Примечания.
1. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 81
2. Там же. С. 86.
3. Там же. С. 24.
4. Вятские епархиальные ведомости. 1909, № 21.
5. Вятские епархиальные ведомости. 1907, № 45. П. Луппов. Вятская епархия сто лет тому назад (статистическая справка).
6. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 83.
7. Первая всероссийская перепись населения Российской Империи. Под редакцией Н.А. Тройницкого. Выпуск 8. Процентное распределение наличного населения Империи обоего пола по группам занятий. С-Пб., 1905. С. 6.
8. Вятские епархиальные ведомости. 1908. № 8. С. 220.
9. Календарь и Памятная книжка Вятской губернии на 1898 год. Вятка, 1898. С. 50
10. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 88.
11. Там же. С. 118.
12. Памятная книжка Вятской губернии на 1906 год. Вятка, 1906. Ч.2. С. 197.
13. Памятная книжка Вятской губернии на 1904 год. Вятка, 1904. Ч.1. С. 120.
14. Вятский край. - №089, 2014 год.

Ликбез, Вятский край, Духовенство

Previous post Next post
Up